Планирование и содержание внеурочной деятельности на уровне основного общего образования
Как организовать внеурочную деятельность, сделав ее одновременно интересной и полезной для обучающихся, – но при этом остаться в рамках четкого регламента? Автор статьи дает исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Предложен перечень мероприятий по реализации внеурочной деятельности, с учетом гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки. В статье подробно рассмотрены оптимальный состав и функции рабочих групп. А также предложены объективные критерии анализа и оценки эффективности внеурочной деятельности. В план внеурочной деятельности основного общего образования автором включены примеры использования различных методик.
Нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) основного общего образования основная образовательная программа (далее – ООП) основного общего образования реализуется образовательной организацией (далее – ОО) в т. ч. через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП. Целью внеурочной деятельности является обеспечение адаптации в ОО, соответствующей возрасту обучающегося, создание благоприятных условий для его развития, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Организация внеурочной деятельности при освоении обучающимся уровня основного общего образования регламентируется прежде всего следующими документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС основного общего образования1;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10).
Реализация внеурочной деятельности в ОО также может быть регламентирована:
- уставом ОО;
- ООП;
- правилами внутреннего распорядка ОО;
- договором ОО с родителями (законными представителями) обучающихся;
- должностными инструкциями работников ОО;
- приказами об утверждении рабочих программ учебных курсов, дисциплин (модулей) внеурочной деятельности;
- положением о внеурочной деятельности (приложение 1);
- положением о деятельности в ОО общественных (в т. ч. детских и молодежных) организаций (объединений);
- положением о формах самоуправления ОО;
- положением о группе продленного дня («школе полного дня»);
- положениями о различных объектах инфраструктуры ОО с учетом федеральных требований к ОО в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (положение об учебном кабинете, положение об информационно-библиотечном центре, положение о культурно-досуговом центре, положение о физкультурно-оздоровительном центре и др.).
Организация внеурочной деятельности
Организуя внеурочную деятельность, администрация ОО разрабатывает сетевой график внеурочной деятельности по формированию необходимой системы условий реализации ООП основного общего образования. В таблице 1 представлен перечень возможных мероприятий по реализации внеурочной деятельности.
Таблица 1
Перечень мероприятий по реализации внеурочной деятельности
Направление деятельности администрации ОО | Мероприятия | Ответственные |
---|---|---|
Нормативное обеспечение введения ФГОС основного общего образования | Разработка и утверждение ООП основного общего образования | Руководитель ОО, заместитель руководителя ОО по УВР |
Приведение должностных инструкций работников ОО в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и тарифно-квалификационными характеристиками в части организации внеурочной деятельности | Руководитель ОО | |
Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ОО с учетом требований к минимальной оснащенности образовательного процесса | Заместитель руководителя ОО по УВР, педагогические работники | |
Разработка и утверждение положения о внеурочной деятельности обучающихся, плана внеурочной деятельности, рабочих программ внеурочной деятельности | ||
Финансовое обеспечение введения ФГОС основного общего образования | Определение объема расходов, необходимых для реализации внеурочной деятельности и достижения планируемых образовательных результатов, а также механизма их формирования | Руководитель ОО |
Организационное обеспечение введения ФГОС основного общего образования | Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений | Заместитель руководителя ОО по УВР |
Кадровое обеспечение введения ФГОС основного общего образования | Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования | Заместитель руководителя ОО по УВР |
Информационное обеспечение введения ФГОС основного общего образования | Разработка рекомендаций для педагогических работников по организации внеурочной деятельности обучающихся | |
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС основного общего образования | Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации внеурочной деятельности | Заместитель руководителя ОО по АХР |
Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет | Ответственный за контролируемый доступ к электронным образовательным ресурсам |
Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется ОО самостоятельно. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана ОО, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 (табл. 2).
Таблица 2
Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах | |
---|---|---|
При 6-дневной неделе, не более | При 5-дневной неделе, не более | |
1 | 21 | |
2–4 | 26 | 23 |
5 | 32 | 29 |
6 | 33 | 30 |
7 | 35 | 32 |
8–9 | 36 | 33 |
10–11 | 37 | 34 |
Образовательный процесс может быть организован через урочную и внеурочную деятельность. Ограничения, накладываемые п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10, касаются той части внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план ОО (в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений2), и не относятся к реализации внеурочной деятельности в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, воспитателей групп продленного дня и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебным планом ОО. При этом необходимо учитывать, что величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но составляет не более 10 ч. Для недопущения перегрузки обучающихся возможен перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов3.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе ОО или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться:
- на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 3 ч, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1–2 недели может быть использовано до 20 ч (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности);
- внеурочную деятельность по учебным предметам еженедельно – от 1 до 2 ч;
- организационное обеспечение учебной деятельности еженедельно – до 1 ч;
- осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся еженедельно – от 1 до 2 ч;
- обеспечение благополучия обучающегося еженедельно – от 1 до 2 ч.
Администрация ОО самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп для организации внеурочной деятельности. Наполняемость каждого класса (группы) не должна превышать 25 чел4. При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы. Если внеурочная деятельность реализуется за счет часов по интересам в рамках группы продленного дня, то наполняемость формируется с учетом требований к организации групп продленного дня (25 чел.).
Длительность занятий зависит от возраста обучающихся и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 1,5 ч в день для обучающихся 5–9-х классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1,5 ч для обучающихся 5–8-х классов5.
План внеурочной деятельности
Помимо учебного плана администрацией ОО составляется план, регламентирующий занятия внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 ч за пять лет обучения6) с учетом интересов обучающихся и возможностей ОО. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. При заключении с ними договоров о реализации внеурочной деятельности обучающихся администрации ОО необходимо учитывать «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41.7.
План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования ОО в сфере внеурочной деятельности и может включать в свою структуру.8:
- план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в т. ч. ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.;
- план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основного общего образования);
- план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.);
- план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
- план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве ОО (безопасность жизни и здоровья, безопасные межличностные отношения в учебных группах, профилактика неуспеваемости, различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия с окружающей средой, социальная защита учащихся);
- план воспитательных мероприятий.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации ООП количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Так, например, в 5-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6-м или 7-м классе, либо в 8-м классе – в связи с организацией предпрофильной подготовки и т. д. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи с необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.
В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей в ОО могут реализовываться различные модели примерного плана внеурочной деятельности:
- модель плана с преобладанием общественной самоорганизации обучающихся;
- модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;
- модель плана с преобладанием работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве ОО;
- модель плана с преобладанием воспитательных мероприятий;
- модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:
- компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
- социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека;
- компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ может происходить:
- в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в ОО и за ее пределами;
- через приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям ОО, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
- через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве ОО, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями.
Пример планирования внеурочной деятельности в ОО представлен в приложении 2.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в ОО.
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в т. ч. через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.
Как правило, организация внеурочной деятельности обеспечивается рабочими группами, в состав которых входит администрация ОО, учителя, классные руководители, педагоги, объединенные в профессиональные сообщества. Функции рабочих групп представлены в табл. 3.
Таблица 3
Функции рабочих групп по реализации внеурочной деятельности
Рабочая группа | Функции | Состав |
---|---|---|
Административно- координационная | Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в реализации внеурочной деятельности. Обеспечивает своевременную отчетность о результатах. Делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности. Проводит мониторинг, вырабатывает рекомендации на основании результатов мониторинга | Руководитель ОО, заместители руководителя ОО |
Консультативно- методическая | Обеспечивает предоставление всех необходимых содержательных материалов, проведение семинаров и совещаний с участниками в рамках инструктивно-методической работы, распространение опыта, оказание консультативной и методической помощи учителям | Заместители руководителя ОО, руководители предметных кафедр (методических объединений), методисты |
Организационно- методическая | Организует проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивает взаимодействие с родителями (законными представителями), разрабатывает и реализует рабочие программы по внеурочной деятельности по направлениям | Педагоги |
Изучение состояния и эффективности системы внеурочной деятельности
Оценку внеурочной деятельности возможно осуществлять комплексно по нескольким параметрам:
1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:
- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности.
2. Эффективность внеурочной деятельности:
- личность обучающегося (на разных уровнях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристик выпускника (портрета выпускника));
- коллектив учащихся;
- профессиональная позиция педагога.
3. Продуктивность внеурочной деятельности:
- уровень достижения ожидаемых результатов;
- достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;
- рост мотивации к внеурочной деятельности.
4. Удовлетворенность участников внеурочной деятельности ее организацией и результатами.
Основные результаты реализации внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности. Примеры методов оценки (приложение 6 к письму Минобрнауки России от 27.09.2012 № 47-14800/12-14) изучения эффективности внеурочной деятельности представлены в табл. 4.
Таблица 4
Примеры методов оценки изучения эффективности внеурочной деятельности
Критерии анализа и оценки | Показатели | Приемы и методы оценки |
---|---|---|
Анализ общего состояния системы внеурочной деятельности | ||
Включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности | Охват обучающихся внеурочной деятельностью (посещаемость занятий, курсов, кружков и т. д.). Сохранность контингента. Сформированность активной позиции обучающихся во внеурочной деятельности (участие в выставках, проектах, соревнованиях и т. п.) | Статистический анализ участия обучающихся во внеурочной деятельности. Метод незаконченного предложения. Педагогическое наблюдение |
Соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности ФГОС соответствующего уровня образования | Гуманистическая направленность деятельности. Системность организации внеурочной деятельности. Вариативность видов (направлений), форм и способов. Направленность на развитие творчества обучающихся. Ориентация на формирование у обучающихся потребности в достижении успеха | Методы системного анализа. Анкетирование. Метод индивидуальной и групповой самооценки. Метод экспертной оценки. Педагогическое наблюдение |
Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности | Обеспеченность кадровыми, информационно-технологическими, финансовыми, материально-техническими, организационно-управленческими ресурсами | Метод экспертной оценки. Метод индивидуальной и групповой самооценки. Тестирование. Анкетирование. Наблюдение |
Эффективность системы внеурочной деятельности | ||
Продуктивность внеурочной деятельности | Универсальные учебные действия (далее – УУД), сформированные в процессе внеурочной деятельности (формирование основ гражданской идентичности личности, формирование картины мира, развитие нравственных качеств, Я-концепции и др.). Достижения обучающихся в культивируемых видах деятельности (наличие грамот, благодарностей) | Анализ усвоения программ. Метод незаконченного предложения (приложение 3). Метод индивидуальной и групповой оценки. Анализ содержания «портфеля достижений». Анализ результатов участия в мероприятиях. Метод экспертной оценки |
Удовлетворенность обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов организацией внеурочной деятельности | Удовлетворенность обучающихся. Сформированность у родителей чувства удовлетворенности. Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности | Беседа, тестирование, анализ результатов освоения обучающимися программ внеурочной деятельности. Цветопись, ассоциативный рисунок, метод незаконченного предложения |
Состояние системы внеурочной деятельности | ||
Включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности | Охват обучающихся внеурочной деятельностью (посещаемость занятий, курсов, кружков и т. д.). Сформированность активной позиции обучающихся во внеурочной деятельности (участие в выставках, проектах, соревнованиях и т. п.) | Статистический анализ. Метод незаконченного предложения. Педагогическое наблюдение |
Соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности ФГОС соответствующего уровня образования | Гуманистическая направленность. Системность организации внеурочной деятельности. Вариативность видов, форм и способов. Направленность на развитие творчества обучающихся. Ориентация на формирование у обучающихся потребности в достижении успеха | Методы системного анализа. Анкетирование. Метод индивидуальной и групповой самооценки. Метод экспертной оценки |
Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности | Обеспеченность кадровыми, информационно-технологическими, финансовыми, материально-техническими, организационно-управленческими ресурсами | Метод экспертной оценки. Метод индивидуальной и групповой самооценки. Тестирование, анкетирование |
Эффективность системы внеурочной деятельности | ||
Продуктивность внеурочной деятельности | УУД, сформированные в процессе внеурочной деятельности. Достижения обучающихся в культивируемых видах деятельности (наличие грамот, благодарностей) | Анализ усвоения программ. Метод незаконченного предложения. Анализ содержания «портфеля достижений». Анализ результатов участия в мероприятиях. Метод экспертной оценки |
Удовлетворенность обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов организацией внеурочной деятельности | Удовлетворенность обучающихся. Сформированность у родителей чувства удовлетворенности. Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности | Беседа. Тестирование. Цветопись. Ассоциативный рисунок. Метод незаконченного предложения |
Приложение 1



Приложение 2




Приложение 3

