ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Август 2015года
Регион в фокусе

Интеграция общего и дополнительного образования в гимназии-интернате

 

Республиканская художественная гимназия-интернат им. К.А. Давлеткильдеева является участником проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». В гимназии реализуются уникальные дополнительные общеобразовательные программы: технология промыслов, технология вышивки и оформления национальной одежды (кашмау, тюбетейки, нагрудные украшения) и другие редкие художественные направления. Будущие гимназисты проходят творческий конкурс, во время обучения имеют много возможностей получить дополнительное художественное образование. Выпускники готовят и защищают творческие проекты, организуют выставки. Визитная карточка гимназии – картинная галерея «Кояшкай».

Программы работы педагогического коллектива, этапы выполнения творческих проектов, критерии оценки, эксклюзивные методики – в статье, посвященной опыту успешной интеграции общего и дополнительного образования.

Г.Х. Садыкова, директор ГБОУ Республиканская художественная гимназия-интернат им. К.А. Давлеткильдеева, г. Уфа, Республика Башкортостан
Л.Р. Мазитова, зам. директора по УВР ГБОУ Республиканская художественная гимназия-интернат им. К.А. Давлеткильдеева, г. Уфа, Республика Башкортостан
Л.Т. Асадуллина, искусствовед, учитель МХК ГБОУ Республиканская художественная гимназия-интернатим. К.А. Давлеткильдеева, г. Уфа, Республика Башкортостан

Образовательный процесс в  гимназии-интернате

В государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республиканская художественная гимназия-интернат имени Касима Аскаровича Давлеткильдеева (далее — гимназия-интернат) реализуется модель интеграции общего и дополнительного образования, в которой дополнительное образование направлено на развитие творческих способностей и раскрытие художественной одаренности обучающихся.

СПРАВКА

Девлеткильдеев Касим Салиаскарович (1887–1947) — башкирский, советский живописец, основоположник изобразительного искусства в Башкортостане, считается первым профессиональным башкирским художником.
Основная тема работ — быт башкир: «Крыльцо башкирской избы» (1928),  «Девушка-башкирка» (1928),  «Девушка-башкирка  в голубом» (1928), «Башкир Ибрагим» (1928), «  Башкир-охотник»  (1928), «Переход войск Салавата к Пугачеву» (1936), «Портрет Мажита Гафури» (1937), «Портрет артиста Мингажева» (1937), «Пушкин среди башкир» (1937) и др.

Гимназия-интернат — это общеобразовательная организация (далее — ОО) с углубленным изучением основ изобразительного искусства. Администрация и педагогический коллектив реализуют общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также дополнительные общеобразовательные программы по следующим направлениям:

  • рисунок, живопись;
  • композиция;
  • скульптура;
  • художественная обработка материала;
  • художественно-производственная графика (черчение);
  • история изобразительного искусства;
  • компьютерная графика.

В  гимназии-интернате обучаются более 320 учащихся 6-11-х классов из всех районов Республики Башкортостан и соседних регионов РФ. Для поступления в  гимназию-интернат учащиеся представляют творческие работы по живописи и композиции, проходят собеседование по русскому или башкирскому языку, математике. Возраст поступающих — 11–14 лет ( 6-7-е классы). Для подготовки к конкурсу учащиеся могут принять участие в работе творческого летнего лагеря «Палитра», где они посещают ежедневные занятия по живописи, рисунку и скульптуре. По окончании пребывания в летнем лагере организуются выставки работ будущих гимназистов.

После поступления в  гимназию-интернат учащимся предоставляются помимо обязательных предметов (рисунок, живопись, композиция, скульптура) кружки по выбору (графический дизайн, технология: основы ковроткачества, батик, вышивка, шитье, линогравюра, резьба по дереву, роспись по дереву, витражная роспись по стеклу и др.). Группы для изучения предметов по выбору могут быть сформированы из учащихся разных классов. Занятия с учащимися гимназии-интерната в рамках дополнительного художественного образования проводятся во вторую смену (с 14 до 16 ч) в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. На  художественно-эстетическое развитие гимназистов направлены экскурсии в картинные галереи, в Башкирский государственный художественный музей им.  М.В. Нестерова, Национальный музей Республики Башкортостан, в театры и филармонию. Башкортостан относится к Приволжскому федеральному округу, его культура вступает во взаимодействие со многими национальными культурами региона. Распространены такие промыслы, как резьба и роспись по дереву, ткачество и художественная вышивка, войлок, керамика и т. д. Изучая историю промыслов народов России, обучающиеся творчески осваивают язык многонационального искусства, его историю, тематику и жанры. Много точек соприкосновения они находят в искусстве казахов, удмуртов, чувашей, татар, марийцев, славянских народов.

«Ассоциированные школы ЮНЕСКО»

Гимназия является участником проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Поэтому ряд ведущих направлений образовательной деятельности обучающихся ориентирован на изучение и сохранение всемирного культурного наследия. Обширна география «диалога культур» — Франция, Германия, Италия, Англия, Нидерланды, Казахстан и многие другие страны. В рамках празднования 400-летия культурных связей между Россией и Нидерландами состоялся визит ансамбля «Гексагон» (г. Амстердам) в г. Уфу. Гостей покорили талантливые, яркие картины юных художников — обучающихся гимназии-интерната. Рисунки сопровождали на экране их выступление на уфимской сцене, а потом в турне по всему миру. Как цветомузыка они гармонично вписались в исполнение цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. С тех пор подобные встречи стали традицией. Совместный международный художественно-театрально-музыкальный проект «Воображение. Встреча с Ван Гогом» был представлен на мероприятиях в рамках гранта президента Республики Башкортостан. Ведется сотрудничество с Детской художественной школой — клубом ЮНЕСКО г. Астаны (Казахстан). Обмен педагогами, презентации детских творческих выставок и проектов, коллективное обсуждение проблем в рамках круглых столов — распространенные формы работы.

СПРАВКА

Проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» инициирован в 1953 г.
Он ориентирован на участие образовательных организаций в программах ООН и ЮНЕСКО.
Основная деятельность ведется по следующим темам:
• «Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие»;
• «Изучение всемирного культурного и природного наследия»;
• «Экология, охрана окружающей среды»;
• «Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО».
Задача каждого педагога в рамках проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» — ведение образовательного процесса в традициях толерантности и понимания международных проблем с помощью образовательных приемов, ориентированных на активное участие обучающихся.

Среди проектов, направленных на изучение культурного наследия Башкортостана, можно отметить «Сто чудес Башкортостана» и «Эпос „ Урал-Батыр“». Знакомясь с чудесами Башкортостана, учащиеся гимназии-интерната исследовали памятник Салавату Юлаеву, эпос «Урал-Батыр», курай — башкирский музыкальный духовой инструмент, пещеру Шульган-Таш, гору Янган-тау (единственное известное в России месторождение горячих газов), Красноусольские минеральные источники, башкирский мед (защищенную торговую марку) и его особые целебные свойства и т. д.

Дополнительные общеобразовательные программы

В  гимназии-интернате реализуется ряд дополнительных общеобразовательных программ: «История культуры Башкортостана», «Масляная живопись», «Графика», «Граттаж», «Линогравюра», « Художественно-производственная и компьютерная графика», «Технология», «Иглоткачество», «Витражная роспись по стеклу», «Роспись по дереву», «Скульптура», «Лепка». Программы утверждены экспертным советом ГАОУ ДПО «Института развития образования Республики Башкортостан». На занятиях по дополнительным общеобразовательным программам учащиеся:

  • создают пластические образы, бюсты, рельефы, посуду;
  • осваивают технологию промыслов (например, технику конгрев);
  • знакомятся с технологией вышивки и оформления национальной одежды, предметов домашнего быта (шаршау, пояса, тюбетейки, кашмау, нагрудные украшения);
  • оформляют витражи (в т. ч. для интерьера гимназии-интерната);
  • последовательно реализуют графический замысел: выполняют эскиз с помощью различных графических материалов (карандаш, уголь, гуашь и др.), переносят эскизы на материал — линолеум; гравируют изображения на линолеуме специальными инструментами — штихелями, печатают изображения на бумаге ручным способом или при помощи печатного станка.

СПРАВКА

Конгрев — это рельефное тиснение на плотной бумаге (от имени англ. изобретателя У. Конгрева, XVIII в.). Изображение наносится при помощи штампа с углубленным рисунком и выпуклого кронштампа — матрицы, которая расположена на обратной стороне запечатываемого материала. Конгрев можно сочетать с другими отделочными операциями (тиснение фольгой). Конгревное тиснение применяют в основном на стадии заключительной отделки полиграфической продукции. Благодаря ему продукция приобретает необычный объемный эффект. Достоинством данной технологии является способность придать продукции запоминающуюся индивидуальность и эксклюзивность.
Кашмау — это головной убор башкирского национального костюма. Кашмау носили замужние женщины. Он представлял собой шапочку с отверстием на макушке со спускавшейся на спину неширокой  лентой-хвостом . Лента должна была полностью прикрывать волосы женщины. Этот головной убор украшался монетками, подвесками, кораллами и различными бусинками, мог быть красного, бордового или коричневого цвета.
Шаршау — длинная узорная тканая занавесь, разделяющая башкирское жилище на чистую и кухонную половины или на мужскую и женскую части. Входит в приданое невесты, ее дарят во время свадебных обрядов.

Посещая кружок «Юный экскурсовод», гимназисты учатся увлекательно проводить обзорные и тематические экскурсии, составлять экспозиции. Они приобщаются к работе с архивными материалами, организуют и оформляют передвижные выставки. Перед современным педагогом стоят задачи не только обеспечить достижение обучающимися образовательных результатов, но и развить у них художественный вкус, умение видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, ценить национальную и мировую культуру. Поэтому все дополнительные общеобразовательные программы подчинены задачам художественно-эстетического образования и связаны с национальной тематикой и традициями родного края. Визитной карточкой гимназии-интерната является картинная галерея «Кояшкай», где организуются выставки творческих работ учащихся, учителей, а также профессиональных художников. В течение года систематически проводятся персональные творческие презентации — выставки учащихся.

Итоговый творческий проект обучающегося

Выпускники 9-х и  11-х классов выполняют итоговые творческие проекты по выбору или по рекомендации ведущего преподавателя в рамках художественных дополнительных общеобразовательных программ. В основе разработки итогового творческого проекта лежит пошаговая система совместной деятельности ученика и учителя. Тему учащиеся выбирают в соответствии с учебными целями и задачами. Итоговый творческий проект связан с последовательным воплощением художественного замысла учащихся. После завершения работы над проектом проводится его презентация — защита и организация художественной выставки.

Учитель является координатором проекта, направляет работу учеников, организует поэтапный ход проекта без навязывания своих решений. Деятельность организуется в творческих группах, но в результате каждый учащийся выполняет индивидуальную художественную работу, подчиненную общему замыслу. Время работы над проектом — 1 год. Этапы выполнения проекта представлены в табл. 1.

Таблица 1

Этапы выполнения итогового творческого проекта

ЭтапСодержание
Подготовительный («погружение» в проект)Определяются тема, цели, задачи, проблемы проекта, техники выполнения творческой работы. Учитель корректирует творческий замысел, методы и средства работы
Планирование и организация деятельностиОрганизуется последовательная деятельность учащихся: определяются и утверждаются направления, цели и задачи проекта, содержание проектной папки (портфолио проекта). Планируется работа каждого проектанта: список источников, способы сбора и анализа информации, составляются графики работы учащихся в библиотеке, в компьютерном зале, в изостудиях, графики консультаций и предварительных просмотров эскизов, обсуждаются поисковые работы в эскизах, утверждаются окончательные варианты эскизов и план процесса работы над проектами
Непосредственное выполнение итогового творческого проектаУчащиеся выполняют творческие проекты в художественном материале, используя весь поисковый подготовительный багаж. Проводятся индивидуальные консультации по выполнению проекта. Руководители проектов предоставляют помощь учащимся по практическим вопросам, консультируют их по оформлению итогового проекта (в соответствии с графиком). Руководитель с каждым учеником составляет проектную папку, технологическую карту проекта, где в схематичной форме последовательно отражен процесс выполнения итоговой творческой продукции, а также произведен расчет себестоимости изделия
Предварительное представление результатовПросматривается портфолио проекта, аналитический комментарий к работе, выявляются проблемы, недочеты в выполнении проекта. Проектанты участвуют в  репетиционно-консультативном занятии: допуск к защите и предзащита творческого проекта. Оформление сопроводительного материала (мультимедийная презентация, видеоролик, анимационный фильм, фотоальбом, литературно-художественный каталог, буклет и т. п.)
ОбобщающийЗащита итогового проекта. В качестве членов жюри приглашаются преподаватели художественных вузов, представители средств массовой информации, родители, педагоги гимназии-интерната. Итоговые проекты разнообразны в плане жанров и стилей, материалов и техник: от портрета до исторической живописи, от соленого теста и  папье-маше до металла. Музыкальный фон, стихи, театрализация являются частью защиты проекта. Также проводится выставка результатов проектной деятельности учащихся в картинной галерее гимназии-интерната «Кояшкай». Последующее представление проекта и выступление проектантов с результатами исследовательской работы осуществляется на выставках и конференциях разного уровня

Критерии оценки итогового творческого проекта:

  • выразительность художественного образа;
  • оригинальность идейного замысла, творческий подход к средствам воплощения образа;
  • композиционная грамотность, колористическое решение;
  • владение художественными материалами и техниками;
  • коммуникабельность, умение обучающегося работать в группах;
  • умение обосновывать свою точку зрения, идейно-художественный замысел и решение.

Программа работы педагогического коллектива гимназии-интерната по подготовке обучающихся к итоговым творческим проектам представлена в табл. 2.

Таблица 2

Программа работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся к итоговым творческим проектам

Содержание работыСрокиОтветственные
Установочное занятие. Цели, задачи итоговых творческих проектных работ. Выбор темы, техники выполнения итоговых творческих проектов. Утверждение программ учителейЯнварь — февральЗаместитель руководителя образовательной организации (далее — ОО), руководители итоговых творческих проектов, учителя изобразительного искусства, воспитатели
Составление графика работы учащихся в библиотеке, в компьютерном кабинете, в художественных студияхФевральЗаместитель руководителя ОО, библиотекарь, учителя по компьютерной графике
Планирование, ведение и анализ исследовательской деятельности учащихся. Работа с поисковым материалом, литературой в библиотеке, музеях, ИнтернетеМартБиблиотекарь, учителя по компьютерной графике, руководители итоговых творческих проектов
Оформление стенда о проектной деятельности. Стендовая информация: список проектантов с тематикой и техникой исполнения проектов; стенгазета «В помощь проектанту»; требования к итоговому творческому проекту, сроки, графики консультации, отчетов и просмотров и т. д.Заместитель руководителя ОО, учителя изобразительного искусства
Консультации по выбранной тематике и технике выполнения итоговых творческих проектов (по графику)Руководители итоговых творческих проектов
Помощь проектантам в эффективной организации времениКлассные руководители, воспитатели
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над нимиУчителя изобразительного искусства, руководители итоговых творческих проектов
Организация работы по сбору и систематизации материалов в соответствии с идеей, тематикой, композицией и техникой исполнения итогового творческого проекта (эскизы, посещения электронных страниц, библиотеки и т. д.)АпрельРуководители итоговых творческих проектов, учителя изобразительного искусства
Составление технологической карты итогового творческого проекта. Схема последовательного выполнения процесса итогового творческого проекта. Расчет и подбор необходимых инструментов, материалов и составление сметы расходовМайРуководители итоговых творческих проектов, классные руководители, воспитатели
Отчеты, консультации, просмотр эскизного материала итогового творческого проектаУчителя изобразительного искусства, руководители итоговых творческих проектов
Итоговый анализ поисковой работы за предыдущий период. Просмотр-отчет поисковой эскизной работы. Корректировка работы. Задание на летоРуководители итоговых творческих проектов, родители проектантов
Индивидуальная работа руководителя с проектантом. Отчет учащегося о работе за лето. Индивидуальные консультации по выполнению итогового проекта. Утверждение эскизаСентябрьРуководители итоговых творческих проектов, родители проектантов, воспитатели
Поэтапное выполнение итогового творческого проекта. Анализ работы в материале, корректировка ее на регулярных собраниях, просмотрах по выполнению проекта (по графику)1–3 недели октября, ноября, декабря, январяУчителя изобразительного искусства, родители проектантов, руководители итоговых творческих проектов
Художественное оформление завершенных итоговых творческих проектов. Консультации по художественному оформлению (декорированию), эстетике подачи и экспонирования проектовЯнварьРуководители итоговых творческих проектов
Электронная презентация. Оформление содержательной мультимедийной презентацииУчителя компьютерной графики, руководители итоговых творческих проектов
Предзащита и допуск к защите завершенного и эстетически оформленного итогового творческого проекта. Подготовка и выпуск буклета «Итоговые творческие проекты — 2015»Учителя изобразительного искусства, классные руководители, воспитатели, родители, руководители итоговых творческих проектов
Обобщающий этап. Доработка и корректировка итоговых творческих проектов с учетом всех замечаний и предложенийФевральПредседатель жюри защиты итоговых творческих проектов, художественный совет
Организация публичной защиты. Формирование группы экспертов — членов жюри из художественных вузов и ссузов г. Уфы. Подготовка обучающихся к публичной защите итоговых творческих проектов (подготовка зала, ведущих мероприятия, музыкального оборудования, выступлений проектантов, приглашение тележурналистов, корреспондентов из республиканских средств массовой информации). Заместитель руководителя ОО, руководители итоговых творческих проектов, учителя, классные руководители, воспитатели, родители
Публичная защита индивидуального творческого проектаРуководитель ОО, заместитель руководителя ОО, выпускники
Анализ защиты. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненных итоговых творческих проектов. Учет опыта текущего года, рекомендации и пожелания при выполнении итоговых творческих проектов в будущемРуководитель ОО, заместитель руководителя ОО, руководители итоговых творческих проектов, учителя изобразительного искусства
Организация выставки итоговых творческих проектов учащихся. Участие выпускников в городских, республиканских, молодежных выставкахЗаместитель руководителя ОО, учителя композиции
Анализ результатов исследовательской деятельности проектантов. Выступления проектантов с результатами исследовательской работы на ученических конференциях, фестивалях искусств и наук в ОО, города, республики и т. д.Руководители итоговых творческих проектов

Интеграция общего и дополнительного образования в  гимназии-интернате эффективно влияет на гармоничное развитие национального искусства в русле отечественной и мировой культуры.

Проекты юных художников — стартовая площадка для плодотворной будущей творческой деятельности. В них отражается мировоззрение каждого выпускника гимназии-интерната, просматривается индивидуальный творческий стиль, который важно сохранить и развить.

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК