ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Август 2015года
Регион в фокусе

Мобильные электронные средства в образовательной деятельности

Как правильно выбрать форму обучения, подходящую конкретной ОО? Информационно-образовательных средств сегодня очень много. Чем различаются, например, дистанционное и электронное обучение? Каковы преимущества и недостатки мобильных классов? Какие модели смешанного обучения являются наиболее эффективными? Автор статьи рассказывает обо всех эффективных мобильных средствах обучения – и делает выбор в пользу...
Е.М. Белова, зам. директора по УВР МАОУ СОШ № 159, г. Уфа, Республика Башкортостан

Электронное обучение

На этапе перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования становится окончательно ясно, что стихийные процессы формирования информационно-образовательной среды (далее — ИОС) уходят в прошлое. ФГОС общего образования предполагают целенаправленный и пошагово спланированный процесс создания ИОС в образовательной организации (далее — ОО), т. к. без продуманной стратегии развития информатизации ОО на основе понимания основных феноменов и закономерностей этого процесса дальнейшее движение вперед становится бессмысленным расходованием ресурсов.

Согласно статье 16 Федерального закона от  29.12.2012 №   273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников <…>. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».

Иногда в педагогической практике термин «электронное обучение» ошибочно смешивают с понятием «дистанционное обучение». Однако при общности многих методических характеристик между ними имеется существенная разница. В частности, для реализации электронного обучения вовсе не обязателен дистанционный разрыв между обучающимся и педагогом. В случае электронного обучения речь идет скорее об использовании электронного ресурса как метода организации образовательного процесса в комплексе с более традиционными методами.

Построение ИОС

При построении ИОС важно, чтобы все действия осуществлялись не стихийно, а в процессе выполнения плановых шагов в необходимых направлениях. Среди главных задач следует отметить не только изучение передового опыта организации ИОС, но и серьезное внимание к запросам педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также обучение педагогического коллектива.

Задачи ОО при введении ИОС:

  • изучение социального запроса субъектов образовательных отношений на внедрение системы электронного обучения;
  • изучение передового опыта организации ИОС;
  • изучение методик использования внедряемых программ электронного обучения;
  • повышение уровня владения информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) каждого члена педагогического коллектива;
  • модернизация материально-технического оснащения ОО в части компьютерной техники и программного обеспечения;
  • учет соотношения стационарных и мобильных электронных средств;
  • создание программы введения электронного обучения (приложение).

Мобильные электронные средства

В процессе решения задач обеспечения эффективности ИОС (обмен данными, коммуникация, извлечение информации) следует учитывать недостаточность стационарных систем: компьютеров, мультимедиа, интерактивных досок. Эти средства (эффективные в целом) не могут обеспечить достаточный доступ в информационное пространство любого участника образовательного процесса, находящегося в ОО (или вне ее) в любое время. Таким образом, одной из ведущих задач становится оснащение учебного процесса мобильными электронными средствами.

В образовательной организации для обеспечения доступа в информационное пространство участника образовательного процесса, находящегося в ОО (или вне ее), оснащаются мобильные классы (переносные компьютерные комплексы). Мобильный класс может включать в себя ноутбук учителя, ноутбуки или планшеты для обучающихся, мультимедийный проектор, проекционный экран, принтер. Связь между компьютером учителя и рабочими местами учащихся обеспечивается посредством беспроводной технологии Wi-Fi (при этом связь с сетью Интернет не требуется) или посредством интеграции в локальную сеть ОО. Мобильные классы обеспечивают возможность всем обучающимся на уроке выходить в Интернет или обмениваться необходимой информацией для решения образовательных задач. Учителю это позволяет эффективно контролировать и оценивать деятельность каждого ученика.

При всех существенных плюсах мобильного класса и его безусловном положительном влиянии на возможность оптимизировать современный урок имеются и некоторые существенные минусы. Информационные средства в современной ОО требуют, как ни удивительно, еще большей мобильности, предполагающей глобальную оснащенность переносными электронными средствами. Громоздкое обеспечение мобильных классов (мобильная тележка для хранения ноутбуков весит около 40–60 кг) не позволяет, например, перемещать их с этажа на этаж. При необходимости использования мобильного класса учителю приходится переносить занятия в подходящий кабинет, изменять расписание.

Реальной возможностью решить эту проблему и еще более расширить и обогатить ИОС становится использование в учебном процессе принципиально новых систем электронного голосования и оценки.

Система электронного голосования и оценки Votum

Наиболее распространенной и вполне адаптированной для образовательной деятельности стала система электронного голосования и оценки Votum (далее — Votum), открывающая большие возможности в плане обеспечения быстрого и нетрудоемкого сбора и обработки данных, получаемых в результате опроса учащихся, а также предоставления детальных отчетов о проведенной ими работе.

Votum состоит из легко перемещаемых компонентов: пульты учеников, пульт учителя, радио-ресивер, сумка для переноски и хранения системы (с ложементом), компакт-диски с программным обеспечением, документацией и базой тестовых заданий. Все эти компоненты позволяют учителю при возможности и желании использовать Votum на любом уроке, предмете, в любом классе и исключают необходимость обеспечения каждого ученика ноутбуком.

Учителя МАОУ СОШ № 159 с успехом используют Votum не только как инструмент тестирования с целью проверки знаний во время урока, но и как методическое средство для моделирования конструкции самого урока. Votum дает им возможность создавать собственные слайды, графику, музыкальные и видеофайлы в программе Votum-web, добавлять вопросы, превращая презентацию в наглядный тест с поясняющими картинками и мультимедиафайлами.

Благодаря использованию Votum учителя имеют возможность на уроках оперативно переходить от изучаемой темы к тестам для организации контроля качества усвоения материала; следить со своего компьютера за выполнением заданий и мгновенно получать результаты (количество правильных ответов на вопросы и процент правильных ответов группы обучающихся и каждого обучающегося). Также имеется возможность обсуждать результаты вместе с учениками, работать над ошибками. Разнообразие использования системы очень широко варьируется в зависимости от методического арсенала и возможностей каждого педагога.

С помощью Votum учащиеся самостоятельно моделируют, решают командные и индивидуальные задачи, работают в режиме «соревнование» и в режиме «оценка», определяют номера неверных ответов, проводят рефлексию, подсчитывают набранные баллы и определяют объективность выставленной оценки.

Есть еще один немаловажный фактор, говорящий в пользу применения Votum, на который тем не менее сегодня недостаточно обращают внимание. На уроке время работы учащегося за компьютером ограничено 20–25 мин1, что создает трудности для проведения итогового тестирования с использованием компьютеров на каждой парте. Votum не имеет таких недостатков. Для тестирования необходим только один компьютер (учителя), т. к. учащиеся проходят тестирование с помощью пультов голосования. Время работы с пультами не ограничено. Поэтому с помощью Votum можно одновременно провести опрос обучающихся всего класса и (или) всех обучающихся в ОО, имея только один компьютер и нужное количество пультов. Это актуально, например, при проведении экзаменационного, зачетного или иного контроля образовательных результатов.

На компьютере учителя запускается тестирование, ученикам показывают на экране, диктуют вопросы или раздают листы с индивидуальными заданиями, учащиеся отвечают на вопросы с помощью беспроводных пультов голосования. Сигналы с пультов поступают в компьютер посредством радиоресивера и моментально обрабатываются Votum. За ходом проведения тестирования можно наблюдать в режиме реального времени.

Тестовая база Votum постоянно пополняется за счет материалов, самостоятельно составленных учителями. В этих целях используется встроенный редактор вопросов и редактор презентаций MS Power Point. Можно использовать готовую базу тестов, которая входит в Votum, а также бесплатно доступна на сайте www. votum-edu.ru для любого пользователя. Учитель может скачать ее с сайта или, наоборот, пополнить своими тестами.

В ряде случаев использование Votum с интерактивными досками и интерактивными плакатами идентично деятельности обучающихся в компьютерном классе, т. к. позволяет организовать системное использование ИКТ на всех этапах обучения: во время объяснения нового материала, первичного закрепления знаний и умений, рефлексии, проведения контрольного тестирования.

Использование Votum позволяет решить важнейшие задачи, связанные с введением ФГОС общего образования: активизация самостоятельной деятельности обучающихся на уроке; повышение мотивации к  учебно-познавательной деятельности; развитие навыков самоконтроля и самооценки, развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий (далее — УУД); формирование ИКТ-компетенции; формирование навыков взаимодействия в группе (развитие коммуникативных УУД); индивидуализация процесса обучения.

Развитие регулятивных УУД с помощью электронных систем

Имеет смысл обратить внимание на возможности, которые мобильные электронные системы предоставляют учащимся при формировании регулятивных УУД. Выставляемая Votum оценка объективна и проиллюстрирована подсчетом баллов. Использование учителем различных режимов работы с Votum для формирования регулятивных УУД обучающихся представлено в таблице.

Использование режимов работы с Votum для развития регулятивных УУД учащихся

Режим работы с VotumРегулятивные УУД
НазваниеОписание
Свободный ответУчащийся получает возможность ответить на вопрос самостоятельно, а не выбирать вариант из предложенных ответов. Учителя разрабатывают варианты ответов, аналогично тому, как это делается в тестовых заданиях для проведения единого государственного экзаменУмение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Индивидуальный тестУчитель выбирает индивидуальные задания для каждого ученика, учитывая его уровень достижения образовательных результатов и степень сложности вопросов. Учащиеся отвечают на вопросы дистанционно с помощью пультов. Votum принимает все ответы и выдает результаты в виде детального отчета в режиме реального времени. Учитель следит за ходом тестирования, может видеть ответы учеников. Такая форма работы используется в основном при подготовке обучающихся 9-х и  11-х классов к государственной итоговой аттестацииУмение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
Анонимное экспресс-голосованиеУчащиеся выполняют ответ на спонтанный вопрос, сформулированный без указания правильного ответа. У учащегося есть возможность выбора сразу нескольких правильных ответов из предложенных вариантов. Особенностью Votum является встроенный редактор формул. При составлении вопросов к тестам учитель может вставить в вопрос любую формулу — математическую, химическую, физическую и т. д.Все регулятивные УУД*
* Пункт 10 ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.

Приложение

ПРОГРАММА введения электронного обучения смешанного типа

Введение. Характерной особенностью современной жизни является высокий темп изменений в различных сферах деятельности человека. Система российского образования динамично развивается, учитывая требования и условия, с которыми встречается ученик и выпускник образовательной организации (далее — ОО). Сегодня перед педагогическим коллективом ОО ставятся новые и сложные задачи. Эти задачи касаются развития компетенций критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях выпускника ОО с глубоким мировоззрением. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования ориентируют на переход от обучения, где ученик — объект воздействия учителя, к образовательной деятельности, где обучающийся является субъектом, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. Постепенно изменяются принципы организации образовательного процесса, создавая условия для реализации динамичного, гибкого, персонализированного обучения.

Возможность организации такого образовательного процесса с учетом потребностей каждого обучающегося нормативно закреплена Федеральным законом от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (ст. 13).

Опыт активного использования электронного обучения в западных странах и сравнение его с традиционными формами обучения, основанными на прямом личном общении учителя и обучающегося, выявили четко различимые сильные стороны каждой из этих форм. Так, к сильным сторонам электронного обучения относят гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность как возможность организации образовательного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами и др. К сильным сторонам традиционной очной формы обучения причисляют эмоциональную составляющую личного общения, спонтанность в образовании цепочек ассоциативных идей и открытий.

Сочетание преимуществ каждой из форм обучения легло в основу технологии смешанного обучения — системного подхода в организации образовательного процесса, выражающегося в сочетании очного и электронного обучения.

Модели смешанного обучения. Каждая модель отличается преобладанием одного из трех компонентов технологии смешанного обучения:
1. Компонент традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса.
2. Компонент интерактивного взаимодействия, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ) и электронными информационно-образовательнымионлайн-ресурсами.
3. Компонент самообразования.

Цели и задачи программы. Главной целью программы введения электронного обучения смешанного типа (далее — Программы) является обеспечение возможности получения различными категориями обучающихся индивидуализированного социально и личностно значимого общего образования посредством ИКТ.

Введение в образовательный процесс смешанного обучения позволяет решить ряд задач:

  • расширить образовательные возможности обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости образования, учета их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
  • стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: его мотивацию, самостоятельность, социальную активность, в т. ч. в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повысить эффективность образовательного процесса в целом;
  • совершенствовать профессиональные компетентности педагога: помочь ему перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся;
  • персонализировать образовательный процесс: учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности;
  • интенсифицировать учебную деятельность: онлайн электронные образовательные ресурсы могут быть у ученика на мобильном устройстве, их можно отправить однокласснику, обсудить содержание на тематическом форуме и пр.

Сроки и этапы реализации Программы. Предусмотрено три этапа введения смешанного обучения в МАОУ СОШ № 159:

  • апробация — 2013—2015 гг.;
  • введение и систематизация — 2015/16 уч. г.;
  • функционирование и развитие — 2016—2019 гг.

Выбор модели смешанного обучения. В качестве основных предлагаются модели, которые подразумевают сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия («Ротация», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон», «Автономная группа») и реализуют персонализированный подход («Личный выбор»).

Общим для моделей группы «Ротация» является то, что смешанное обучение реализуется в рамках одного предмета и класса и подразумевает чередование прямого личного общения учителя и обучающихся с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным ИКТ. Порядок чередования может быть фиксированным или гибким по усмотрению учителя. Объяснение нового учебного материала, его закрепление и отработка навыков может осуществляться как в рамках очного взаимодействия, так и в рамках дистанционного. Например, знакомство с новым учебным материалом осуществляется с использованием онлайн-ресурса, а закрепление и отработка навыков — на уроках в классе, или наоборот.

Модель «Перевернутый класс» используется в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ-компетентности и регулятивных универсальных учебных действий (далее — УУД). В этом случае класс работает как одна группа, для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне ОО: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. При такой организации образовательного процесса не требуется зонирование классной комнаты или дополнительных помещений. При работе в режиме «Перевернутого класса» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т. п.) и метапредметных компетенций (самоорганизация, управление временными ресурсами и т. д.). Обязательным условием использования данной модели является наличие у обучающихся домашнего персонального компьютера с выходом в Интернет.

Модель «Смена рабочих зон» является наиболее сложной в плане организации и реализации. В определенном смысле — это развитие модели «Автономная группа», но число групп может увеличиваться по числу видов учебной деятельности ( онлайн-обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем). Использование данной модели требует сложного зонирования большого учебного помещения либо выделения дополнительных помещений, а также участия ассистента (тьютора). Преимуществом данной разновидности модели является то, что со временем вырабатывается привязка определенного вида деятельности к определенному месту, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности.

Модель «Автономная группа» используется в том случае, если обучающиеся в классе сильно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ-компетентности и регулятивных УУД. В этом случае класс делится на группы, в одной из которых основное обучение ведется в режиме онлайн, а личное взаимодействие с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального. В другой группе основное обучение ведется в традиционной форме, а электронное обучение используется для поддержки и отработки навыков. Пространственная организация класса должна иметь две зоны — для традиционного урока и зону онлайн-занятий. Работая в этой модели, учитель должен обладать навыком распределения своего внимания между двумя группами, уметь организовывать познавательную деятельность обучающихся через систему индивидуальных или групповых заданий, знакомство с новым учебным материалом, реализуя функцию помощника при выполнении заданий. Возможен перенос зоны онлайн-обучения в компьютерный класс. В этом случае для внедрения модели понадобится ассистент (тьютор, лаборант), который бы наблюдал за автономной группой.

Модели группы «Личный выбор» подходят для учащихся старших классов, имеющих высокую мотивацию к учению, высокий уровень сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных образовательных результатов. В рамках этой группы моделей образовательная деятельность и ответственность за ее результаты возлагается на обучающегося, т. к. процесс строится преимущественно с использованием электронного образовательного ресурса. Задачи ОО в этом случае сводятся к предоставлению временных (предусмотренные в расписании часы для онлайн-курса) и пространственных (помещение с компьютером и выходом в Интернет) ресурсов, а также оказание психологической и педагогической поддержки (при необходимости).

МАОУ СОШ № 159 реализуется модель «Ротация». Эта модель направлена на совершенствование традиционного обучения. Значительная часть учебной программы изучается в ОО при непосредственном взаимодействии с учителем. Электронное обучение используется в качестве дополнения к освоению образовательной программы, чаще всего работа с электронными ресурсами организуется за компьютерами в течение урока.

В модели «Ротация» учебное время распределено между индивидуальным электронным обучением и обучением в классе вместе с учителем. Учитель, работающий очно в классе, также осуществляет дистанционную поддержку при электронном обучении.

Деятельность педагога в рамках реализации Программы:

  • совместно с обучающимися выстраивает их индивидуальные образовательные траектории как на уроке, так и вне его;
  • организует разные виды деятельности с использованием ИКТ, в т. ч. сети Интернет;
  • координирует деятельность учеников как очно, так и дистанционно в условиях информационной образовательной среды (далее — ИОС) ОО;
  • непрерывно осуществляет мониторинг образовательного процесса и комплексный анализ промежуточных результатов деятельности каждого ученика (время работы в сети, качество выполненных в тестовой форме контрольных заданий, количество попыток выполнения того или иного задания, обращение к дополнительным образовательным ресурсам внутри образовательной платформы, сведения об индивидуальном консультировании с учителем внутри платформы, сведения об активности работы на форуме);
  • отбирает электронный образовательный контент, сообразный целям урока, или создает собственные мультимедийные продукты, включая аудиозаписи, видеолекции.

Педагог осуществляет сопровождение ученика, оказывает очную и дистанционную индивидуальную поддержку, в т. ч.эмоционально-поощрительную. Учителю очень важно создать «ситуацию присутствия» в условиях дистанционного режима работы. Комфортность этой ситуации заключается в том, что ученик понимает, что ему будет оказана своевременная помощь, он не одинок в виртуальной образовательной среде. Наиболее эффективным способом поддержки в формате дистанционного взаимодействия является обеспечение обратной связи посредством комментирования прогресса и скорости прохождения учебного материала, успешности его выполнения. Реализация этого требования осуществима благодаря функционалу и сервисам ИОС: форумы, система личных сообщений, видеоконференции.

Прогнозируемые результаты реализации Программы:

  • качественное и системное выполнение образовательных задач, поставленных ФГОС общего образования;
  • использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;
  • максимальная объективизация процедуры и результатов оценивания;
  • получение возможности индивидуального общения с учителем по запросу обучающегося и его родителей (законных представителей) в форме консультации, обсуждения, согласования и т. п.;
  • возможность организовывать индивидуализированную работу с высокомотивированными учениками;
  • повышение мотивации познавательной деятельности обучающихся;
  • реализация индивидуальных учебных планов с неограниченным выбором предметов, уровня их освоения и способов организации образовательной деятельности;
  • привлечение дополнительного контингента учащихся благодаря организации многопрофильного обучения;
  • повышение квалификации и решение проблемы дефицита педагогических кадров;
  • возможность экономии средств за счет повышения уровня эффективности педагогической деятельности;
  • вовлечение семей учащихся в деятельность ОО как активных участников образовательного процесса.

Создание ИОС. В процессе создания и совершенствования ИОС педагогическим коллективом ОО реализуется ряд проектов.

Проект 1. Использование ИКТ в образовательной деятельности.

Цель проекта:

  • повышение качества организации образовательного процесса посредством использования ИКТ;
  • повышение ИКТ-компетентности педагогического коллектива;
  • обновление методов и форм организации предоставления образовательных услуг;
  • повышение уровня персонифицированности образовательного процесса.

Задачи проекта:

  • организация деятельности консультативной службы по оценке ИКТ и поиску путей их внедрения в образовательный процесс;
  • использование цифровых образовательных ресурсов (далее — ЦОР) наряду с традиционными методами в обучении, контроле, самообучении и самоконтроле обучающихся;
  • активизация инновационной деятельности педагогов в  ИКТ-насыщенной образовательной среде;
  • формирование умения обучающихся применять ИКТ в различных видах творческой учебной и внеучебной деятельности.

Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 1, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 1 «Использование ИКТ в образовательной деятельности»

ЗадачиМероприятия
Повышение квалификации учителейПроведение семинаров в рамках внутрикорпоративной системы повышения квалификации педагогов ОО: ознакомление учителей-предметников со вновь поступившими ЦОР, мастер-классы и индивидуальные консультации по внедрению ЦОР
Использование ЦОР в образовательной деятельностиПоиск лучших ЦОР. Их апробация. Создание ЦОР учителями ОО. Оказание методической, организационной, технологической помощи учащимся при освоении ЦОР
Использование электронных мобильных системОказание информационной и технической поддержки учителям и учащимся при освоении работы с мобильным классом. Организация работы с электронной системой голосования Votum и цифровыми микроскопами. Организация проектной деятельности с использованием ИКТ для последующего выступления обучающихся на конференциях. Проведение диагностических срезов. Мониторинг работы с электронной системой голосования Votum

Проект 2. Введение электронного обучения.

Цель проекта: повышение качества образования, реализация задач введения ФГОС общего образования.

Задачи проекта:

  • разработать и внедрить систему электронного обучения;
  • создать технические условия внедрения системы электронного обучения.

Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 2, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 2 «Введение электронного обучения»

ЗадачиМероприятия
Техническое оснащениеОснащение ОО компьютерной техникой и составление регламента работы с компьютерными инструментами. Создание зон Wi-Fi
Повышение квалификации учителейРазработка (изучение) системы электронного обучения. Организация обучения учителей, работающих по системе смешанного обучения. Организация мероприятий по обмену и обобщению опыта между учителями, работающими по системе смешанного обучения. Наполнение электронной системы голосования Votum материалами (теория, практические задания, тесты). Использование на уроках системы электронного обучения, техническая и методическая помощь учителям, проведение обратной связи
Организация мониторинга образовательных результатовПроведение срезов знаний, сравнение уровня достижения образовательных результатов в классах традиционного и смешанного обучения

Проект 3. Использование ИКТ в управленческой деятельности.

Цель проекта: повышение оперативности и качества управления ОО на основе ИКТ.

Задачи проекта:

  • создание базы данных ОО в области мониторинга образовательного процесса, здоровья обучающихся и учителей, разработка системы частого обновления базы данных;
  • внедрение автоматизированной системы управления ОО;
  • создание системы обмена информацией между участниками образовательного процесса.

Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 3, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 3 «Использование ИКТ в управленческой деятельности»

ЗадачиМероприятия
Внедрение автоматизированной системы управления ООСоздание информационной доски объявлений. Создание локальной информационной сети ОО. Создание базы данных локальных документов на файловом сервере ОО
Совершенствование содержания сайта ООКорректировка (разработка) Положения о сайте. Разработка методических рекомендаций по структуре и заполнению сайта (в соответствии с приказом Рособрнадзора от  29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в  информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации»). Совершенствование системы заполнения сайта ОО
Организация работы электронного журнала (далее — ЭЖ)Подготовка локальных актов для внедрения ЭЖ. Заполнение ЭЖ: обновление базы данных, включающей сведения об учителях, учениках, учебных предметах, классах, расписании уроков, расписании перемен, обеспечении контроля ведения ЭЖ учителями
Организация работы информационно-образовательного центраИзучение опыта создания информационно-образовательного центра в ОО региона. Составление списка необходимой документации (приказ, положение, регламент работы, правила пользования и т. д.). Формирование ЦОР: создание коллекции ЦОР учителей, виртуальной библиотеки (редизайн, авторское право, хостинг и т. д.)
Ведение архива ООСбор текстовых документов, фото- и видеоматериалов. Предоставление прав доступа к архиву. Создание резервных копий архива
Создание виртуального музея ООРазработка Положения о музее. Обеспечение оптимальной структуры виртуального музея. Разработка методических рекомендаций по структуре и заполнению виртуального музея. Создание системы, обеспечивающей заполнение страниц. Регламент регулярного обновления страниц
Обеспечение информационной безопасностиОграничение доступа учеников к ресурсам, несовместимым с образовательными задачами. Перевод части компьютеров на свободное программное обеспечение. Выявление запросов участников образовательных отношений на программное обеспечение, необходимое для организации образовательной деятельности. Информирование участников образовательных отношений о полезных интернет-ресурсах для обучающихся (посвященных безопасной работе в Интернете и т. п.). Проведение для обучающихся мероприятий, посвященных информированию об опасностях работы в Интернете и о безопасной работе в сети. Подбор материала, ссылок для проведения родительских собраний по теме информационной безопасности в Интернете

Проект 4. Развитие материально-технической базы ОО, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.

Цель проекта: создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение ИКТ в образовательный процесс и вхождение ОО в глобальное информационное пространство.

Задачи проекта:

  • оснащение рабочих мест учителей, административного и  учебно-вспомогательного персонала компьютерной техникой;
  • формирование медиатеки ОО.

Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 4, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Задачи и мероприятия, необходимые для реализации проекта 4 «Развитие материально-технической базы ОО, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса»

ЗадачиМероприятия
Оснащение программным обеспечениемРазработка необходимых локальных актов, в т. ч. подготовка приказов о лицензионной чистоте и ответственности; о проведении инвентаризации программного обеспечения. Приобретение лицензий на программное обеспечение
Обслуживание компьютерной и мультимедийной техникиЗаключение договора на техническое обслуживание компьютерной и мультимедийной техники. Работы по установке, настройке, обновлению программного обеспечения, профилактические работы по обеспечению работоспособности компьютеров ОО (техническое и программное обеспечение, в т. ч. Интернет)
Оснащение техникойОснащение учебных помещений ОО видео- и аудиотехникой, мультимедийным оборудованием

1Пункт 10.18 СанПиН  2.4.2.282 1–10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.  Санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189. >>вернуться в текст
9
Август 2015года
Регион в фокусе

Интеграция общего и дополнительного образования в гимназии-интернате

 

Республиканская художественная гимназия-интернат им. К.А. Давлеткильдеева является участником проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». В гимназии реализуются уникальные дополнительные общеобразовательные программы: технология промыслов, технология вышивки и оформления национальной одежды (кашмау, тюбетейки, нагрудные украшения) и другие редкие художественные направления. Будущие гимназисты проходят творческий конкурс, во время обучения имеют много возможностей получить дополнительное художественное образование. Выпускники готовят и защищают творческие проекты, организуют выставки. Визитная карточка гимназии – картинная галерея «Кояшкай».

Программы работы педагогического коллектива, этапы выполнения творческих проектов, критерии оценки, эксклюзивные методики – в статье, посвященной опыту успешной интеграции общего и дополнительного образования.

Г.Х. Садыкова, директор ГБОУ Республиканская художественная гимназия-интернат им. К.А. Давлеткильдеева, г. Уфа, Республика Башкортостан
Л.Р. Мазитова, зам. директора по УВР ГБОУ Республиканская художественная гимназия-интернат им. К.А. Давлеткильдеева, г. Уфа, Республика Башкортостан
Л.Т. Асадуллина, искусствовед, учитель МХК ГБОУ Республиканская художественная гимназия-интернатим. К.А. Давлеткильдеева, г. Уфа, Республика Башкортостан

Образовательный процесс в  гимназии-интернате

В государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Республиканская художественная гимназия-интернат имени Касима Аскаровича Давлеткильдеева (далее — гимназия-интернат) реализуется модель интеграции общего и дополнительного образования, в которой дополнительное образование направлено на развитие творческих способностей и раскрытие художественной одаренности обучающихся.

СПРАВКА

Девлеткильдеев Касим Салиаскарович (1887–1947) — башкирский, советский живописец, основоположник изобразительного искусства в Башкортостане, считается первым профессиональным башкирским художником.
Основная тема работ — быт башкир: «Крыльцо башкирской избы» (1928),  «Девушка-башкирка» (1928),  «Девушка-башкирка  в голубом» (1928), «Башкир Ибрагим» (1928), «  Башкир-охотник»  (1928), «Переход войск Салавата к Пугачеву» (1936), «Портрет Мажита Гафури» (1937), «Портрет артиста Мингажева» (1937), «Пушкин среди башкир» (1937) и др.

Гимназия-интернат — это общеобразовательная организация (далее — ОО) с углубленным изучением основ изобразительного искусства. Администрация и педагогический коллектив реализуют общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также дополнительные общеобразовательные программы по следующим направлениям:

  • рисунок, живопись;
  • композиция;
  • скульптура;
  • художественная обработка материала;
  • художественно-производственная графика (черчение);
  • история изобразительного искусства;
  • компьютерная графика.

В  гимназии-интернате обучаются более 320 учащихся 6-11-х классов из всех районов Республики Башкортостан и соседних регионов РФ. Для поступления в  гимназию-интернат учащиеся представляют творческие работы по живописи и композиции, проходят собеседование по русскому или башкирскому языку, математике. Возраст поступающих — 11–14 лет ( 6-7-е классы). Для подготовки к конкурсу учащиеся могут принять участие в работе творческого летнего лагеря «Палитра», где они посещают ежедневные занятия по живописи, рисунку и скульптуре. По окончании пребывания в летнем лагере организуются выставки работ будущих гимназистов.

После поступления в  гимназию-интернат учащимся предоставляются помимо обязательных предметов (рисунок, живопись, композиция, скульптура) кружки по выбору (графический дизайн, технология: основы ковроткачества, батик, вышивка, шитье, линогравюра, резьба по дереву, роспись по дереву, витражная роспись по стеклу и др.). Группы для изучения предметов по выбору могут быть сформированы из учащихся разных классов. Занятия с учащимися гимназии-интерната в рамках дополнительного художественного образования проводятся во вторую смену (с 14 до 16 ч) в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. На  художественно-эстетическое развитие гимназистов направлены экскурсии в картинные галереи, в Башкирский государственный художественный музей им.  М.В. Нестерова, Национальный музей Республики Башкортостан, в театры и филармонию. Башкортостан относится к Приволжскому федеральному округу, его культура вступает во взаимодействие со многими национальными культурами региона. Распространены такие промыслы, как резьба и роспись по дереву, ткачество и художественная вышивка, войлок, керамика и т. д. Изучая историю промыслов народов России, обучающиеся творчески осваивают язык многонационального искусства, его историю, тематику и жанры. Много точек соприкосновения они находят в искусстве казахов, удмуртов, чувашей, татар, марийцев, славянских народов.

«Ассоциированные школы ЮНЕСКО»

Гимназия является участником проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Поэтому ряд ведущих направлений образовательной деятельности обучающихся ориентирован на изучение и сохранение всемирного культурного наследия. Обширна география «диалога культур» — Франция, Германия, Италия, Англия, Нидерланды, Казахстан и многие другие страны. В рамках празднования 400-летия культурных связей между Россией и Нидерландами состоялся визит ансамбля «Гексагон» (г. Амстердам) в г. Уфу. Гостей покорили талантливые, яркие картины юных художников — обучающихся гимназии-интерната. Рисунки сопровождали на экране их выступление на уфимской сцене, а потом в турне по всему миру. Как цветомузыка они гармонично вписались в исполнение цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. С тех пор подобные встречи стали традицией. Совместный международный художественно-театрально-музыкальный проект «Воображение. Встреча с Ван Гогом» был представлен на мероприятиях в рамках гранта президента Республики Башкортостан. Ведется сотрудничество с Детской художественной школой — клубом ЮНЕСКО г. Астаны (Казахстан). Обмен педагогами, презентации детских творческих выставок и проектов, коллективное обсуждение проблем в рамках круглых столов — распространенные формы работы.

СПРАВКА

Проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» инициирован в 1953 г.
Он ориентирован на участие образовательных организаций в программах ООН и ЮНЕСКО.
Основная деятельность ведется по следующим темам:
• «Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие»;
• «Изучение всемирного культурного и природного наследия»;
• «Экология, охрана окружающей среды»;
• «Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО».
Задача каждого педагога в рамках проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» — ведение образовательного процесса в традициях толерантности и понимания международных проблем с помощью образовательных приемов, ориентированных на активное участие обучающихся.

Среди проектов, направленных на изучение культурного наследия Башкортостана, можно отметить «Сто чудес Башкортостана» и «Эпос „ Урал-Батыр“». Знакомясь с чудесами Башкортостана, учащиеся гимназии-интерната исследовали памятник Салавату Юлаеву, эпос «Урал-Батыр», курай — башкирский музыкальный духовой инструмент, пещеру Шульган-Таш, гору Янган-тау (единственное известное в России месторождение горячих газов), Красноусольские минеральные источники, башкирский мед (защищенную торговую марку) и его особые целебные свойства и т. д.

Дополнительные общеобразовательные программы

В  гимназии-интернате реализуется ряд дополнительных общеобразовательных программ: «История культуры Башкортостана», «Масляная живопись», «Графика», «Граттаж», «Линогравюра», « Художественно-производственная и компьютерная графика», «Технология», «Иглоткачество», «Витражная роспись по стеклу», «Роспись по дереву», «Скульптура», «Лепка». Программы утверждены экспертным советом ГАОУ ДПО «Института развития образования Республики Башкортостан». На занятиях по дополнительным общеобразовательным программам учащиеся:

  • создают пластические образы, бюсты, рельефы, посуду;
  • осваивают технологию промыслов (например, технику конгрев);
  • знакомятся с технологией вышивки и оформления национальной одежды, предметов домашнего быта (шаршау, пояса, тюбетейки, кашмау, нагрудные украшения);
  • оформляют витражи (в т. ч. для интерьера гимназии-интерната);
  • последовательно реализуют графический замысел: выполняют эскиз с помощью различных графических материалов (карандаш, уголь, гуашь и др.), переносят эскизы на материал — линолеум; гравируют изображения на линолеуме специальными инструментами — штихелями, печатают изображения на бумаге ручным способом или при помощи печатного станка.

СПРАВКА

Конгрев — это рельефное тиснение на плотной бумаге (от имени англ. изобретателя У. Конгрева, XVIII в.). Изображение наносится при помощи штампа с углубленным рисунком и выпуклого кронштампа — матрицы, которая расположена на обратной стороне запечатываемого материала. Конгрев можно сочетать с другими отделочными операциями (тиснение фольгой). Конгревное тиснение применяют в основном на стадии заключительной отделки полиграфической продукции. Благодаря ему продукция приобретает необычный объемный эффект. Достоинством данной технологии является способность придать продукции запоминающуюся индивидуальность и эксклюзивность.
Кашмау — это головной убор башкирского национального костюма. Кашмау носили замужние женщины. Он представлял собой шапочку с отверстием на макушке со спускавшейся на спину неширокой  лентой-хвостом . Лента должна была полностью прикрывать волосы женщины. Этот головной убор украшался монетками, подвесками, кораллами и различными бусинками, мог быть красного, бордового или коричневого цвета.
Шаршау — длинная узорная тканая занавесь, разделяющая башкирское жилище на чистую и кухонную половины или на мужскую и женскую части. Входит в приданое невесты, ее дарят во время свадебных обрядов.

Посещая кружок «Юный экскурсовод», гимназисты учатся увлекательно проводить обзорные и тематические экскурсии, составлять экспозиции. Они приобщаются к работе с архивными материалами, организуют и оформляют передвижные выставки. Перед современным педагогом стоят задачи не только обеспечить достижение обучающимися образовательных результатов, но и развить у них художественный вкус, умение видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и искусстве, ценить национальную и мировую культуру. Поэтому все дополнительные общеобразовательные программы подчинены задачам художественно-эстетического образования и связаны с национальной тематикой и традициями родного края. Визитной карточкой гимназии-интерната является картинная галерея «Кояшкай», где организуются выставки творческих работ учащихся, учителей, а также профессиональных художников. В течение года систематически проводятся персональные творческие презентации — выставки учащихся.

Итоговый творческий проект обучающегося

Выпускники 9-х и  11-х классов выполняют итоговые творческие проекты по выбору или по рекомендации ведущего преподавателя в рамках художественных дополнительных общеобразовательных программ. В основе разработки итогового творческого проекта лежит пошаговая система совместной деятельности ученика и учителя. Тему учащиеся выбирают в соответствии с учебными целями и задачами. Итоговый творческий проект связан с последовательным воплощением художественного замысла учащихся. После завершения работы над проектом проводится его презентация — защита и организация художественной выставки.

Учитель является координатором проекта, направляет работу учеников, организует поэтапный ход проекта без навязывания своих решений. Деятельность организуется в творческих группах, но в результате каждый учащийся выполняет индивидуальную художественную работу, подчиненную общему замыслу. Время работы над проектом — 1 год. Этапы выполнения проекта представлены в табл. 1.

Таблица 1

Этапы выполнения итогового творческого проекта

ЭтапСодержание
Подготовительный («погружение» в проект)Определяются тема, цели, задачи, проблемы проекта, техники выполнения творческой работы. Учитель корректирует творческий замысел, методы и средства работы
Планирование и организация деятельностиОрганизуется последовательная деятельность учащихся: определяются и утверждаются направления, цели и задачи проекта, содержание проектной папки (портфолио проекта). Планируется работа каждого проектанта: список источников, способы сбора и анализа информации, составляются графики работы учащихся в библиотеке, в компьютерном зале, в изостудиях, графики консультаций и предварительных просмотров эскизов, обсуждаются поисковые работы в эскизах, утверждаются окончательные варианты эскизов и план процесса работы над проектами
Непосредственное выполнение итогового творческого проектаУчащиеся выполняют творческие проекты в художественном материале, используя весь поисковый подготовительный багаж. Проводятся индивидуальные консультации по выполнению проекта. Руководители проектов предоставляют помощь учащимся по практическим вопросам, консультируют их по оформлению итогового проекта (в соответствии с графиком). Руководитель с каждым учеником составляет проектную папку, технологическую карту проекта, где в схематичной форме последовательно отражен процесс выполнения итоговой творческой продукции, а также произведен расчет себестоимости изделия
Предварительное представление результатовПросматривается портфолио проекта, аналитический комментарий к работе, выявляются проблемы, недочеты в выполнении проекта. Проектанты участвуют в  репетиционно-консультативном занятии: допуск к защите и предзащита творческого проекта. Оформление сопроводительного материала (мультимедийная презентация, видеоролик, анимационный фильм, фотоальбом, литературно-художественный каталог, буклет и т. п.)
ОбобщающийЗащита итогового проекта. В качестве членов жюри приглашаются преподаватели художественных вузов, представители средств массовой информации, родители, педагоги гимназии-интерната. Итоговые проекты разнообразны в плане жанров и стилей, материалов и техник: от портрета до исторической живописи, от соленого теста и  папье-маше до металла. Музыкальный фон, стихи, театрализация являются частью защиты проекта. Также проводится выставка результатов проектной деятельности учащихся в картинной галерее гимназии-интерната «Кояшкай». Последующее представление проекта и выступление проектантов с результатами исследовательской работы осуществляется на выставках и конференциях разного уровня

Критерии оценки итогового творческого проекта:

  • выразительность художественного образа;
  • оригинальность идейного замысла, творческий подход к средствам воплощения образа;
  • композиционная грамотность, колористическое решение;
  • владение художественными материалами и техниками;
  • коммуникабельность, умение обучающегося работать в группах;
  • умение обосновывать свою точку зрения, идейно-художественный замысел и решение.

Программа работы педагогического коллектива гимназии-интерната по подготовке обучающихся к итоговым творческим проектам представлена в табл. 2.

Таблица 2

Программа работы педагогического коллектива по подготовке обучающихся к итоговым творческим проектам

Содержание работыСрокиОтветственные
Установочное занятие. Цели, задачи итоговых творческих проектных работ. Выбор темы, техники выполнения итоговых творческих проектов. Утверждение программ учителейЯнварь — февральЗаместитель руководителя образовательной организации (далее — ОО), руководители итоговых творческих проектов, учителя изобразительного искусства, воспитатели
Составление графика работы учащихся в библиотеке, в компьютерном кабинете, в художественных студияхФевральЗаместитель руководителя ОО, библиотекарь, учителя по компьютерной графике
Планирование, ведение и анализ исследовательской деятельности учащихся. Работа с поисковым материалом, литературой в библиотеке, музеях, ИнтернетеМартБиблиотекарь, учителя по компьютерной графике, руководители итоговых творческих проектов
Оформление стенда о проектной деятельности. Стендовая информация: список проектантов с тематикой и техникой исполнения проектов; стенгазета «В помощь проектанту»; требования к итоговому творческому проекту, сроки, графики консультации, отчетов и просмотров и т. д.Заместитель руководителя ОО, учителя изобразительного искусства
Консультации по выбранной тематике и технике выполнения итоговых творческих проектов (по графику)Руководители итоговых творческих проектов
Помощь проектантам в эффективной организации времениКлассные руководители, воспитатели
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов работы над нимиУчителя изобразительного искусства, руководители итоговых творческих проектов
Организация работы по сбору и систематизации материалов в соответствии с идеей, тематикой, композицией и техникой исполнения итогового творческого проекта (эскизы, посещения электронных страниц, библиотеки и т. д.)АпрельРуководители итоговых творческих проектов, учителя изобразительного искусства
Составление технологической карты итогового творческого проекта. Схема последовательного выполнения процесса итогового творческого проекта. Расчет и подбор необходимых инструментов, материалов и составление сметы расходовМайРуководители итоговых творческих проектов, классные руководители, воспитатели
Отчеты, консультации, просмотр эскизного материала итогового творческого проектаУчителя изобразительного искусства, руководители итоговых творческих проектов
Итоговый анализ поисковой работы за предыдущий период. Просмотр-отчет поисковой эскизной работы. Корректировка работы. Задание на летоРуководители итоговых творческих проектов, родители проектантов
Индивидуальная работа руководителя с проектантом. Отчет учащегося о работе за лето. Индивидуальные консультации по выполнению итогового проекта. Утверждение эскизаСентябрьРуководители итоговых творческих проектов, родители проектантов, воспитатели
Поэтапное выполнение итогового творческого проекта. Анализ работы в материале, корректировка ее на регулярных собраниях, просмотрах по выполнению проекта (по графику)1–3 недели октября, ноября, декабря, январяУчителя изобразительного искусства, родители проектантов, руководители итоговых творческих проектов
Художественное оформление завершенных итоговых творческих проектов. Консультации по художественному оформлению (декорированию), эстетике подачи и экспонирования проектовЯнварьРуководители итоговых творческих проектов
Электронная презентация. Оформление содержательной мультимедийной презентацииУчителя компьютерной графики, руководители итоговых творческих проектов
Предзащита и допуск к защите завершенного и эстетически оформленного итогового творческого проекта. Подготовка и выпуск буклета «Итоговые творческие проекты — 2015»Учителя изобразительного искусства, классные руководители, воспитатели, родители, руководители итоговых творческих проектов
Обобщающий этап. Доработка и корректировка итоговых творческих проектов с учетом всех замечаний и предложенийФевральПредседатель жюри защиты итоговых творческих проектов, художественный совет
Организация публичной защиты. Формирование группы экспертов — членов жюри из художественных вузов и ссузов г. Уфы. Подготовка обучающихся к публичной защите итоговых творческих проектов (подготовка зала, ведущих мероприятия, музыкального оборудования, выступлений проектантов, приглашение тележурналистов, корреспондентов из республиканских средств массовой информации). Заместитель руководителя ОО, руководители итоговых творческих проектов, учителя, классные руководители, воспитатели, родители
Публичная защита индивидуального творческого проектаРуководитель ОО, заместитель руководителя ОО, выпускники
Анализ защиты. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненных итоговых творческих проектов. Учет опыта текущего года, рекомендации и пожелания при выполнении итоговых творческих проектов в будущемРуководитель ОО, заместитель руководителя ОО, руководители итоговых творческих проектов, учителя изобразительного искусства
Организация выставки итоговых творческих проектов учащихся. Участие выпускников в городских, республиканских, молодежных выставкахЗаместитель руководителя ОО, учителя композиции
Анализ результатов исследовательской деятельности проектантов. Выступления проектантов с результатами исследовательской работы на ученических конференциях, фестивалях искусств и наук в ОО, города, республики и т. д.Руководители итоговых творческих проектов

Интеграция общего и дополнительного образования в  гимназии-интернате эффективно влияет на гармоничное развитие национального искусства в русле отечественной и мировой культуры.

Проекты юных художников — стартовая площадка для плодотворной будущей творческой деятельности. В них отражается мировоззрение каждого выпускника гимназии-интерната, просматривается индивидуальный творческий стиль, который важно сохранить и развить.

9
Август 2015года
Формируем профессиональные компетенции

Публичный доклад: отчетный документ или атрибут эффективной школы?

Расширение нормативно-правового поля информационной открытости образовательных организаций обязывает пересмотреть подходы к содержанию и статусу публичного доклада. Автор статьи предлагает возможные варианты подготовки публичного доклада, учитывая современные требования к размещению информации на официальном сайте общеобразовательной организации.

Г.П. Савиных, канд. пед. наук., эксперт МЦФЭР «Образование», г. Москва

Актуальность вопроса

Вопрос подготовки публичного доклада крайне актуален по ряду причин. Во-первых, существенно обновилась нормативно-правовая база информационной открытости образовательных организаций (далее — ОО) и введены новые регламенты размещения информации на сайтах ОО. Во-вторых, изменился перечень компетенций ОО; одной из них стала разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития, предполагающей публичный отчет об итогах ее реализации1. В-третьих, размещение на официальных сайтах ОО публичной информации стало условием функционирования независимой оценки качества образования (далее — НОКО) и на федеральном уровне даны рекомендации об использовании материалов публичных докладов.

Регламентация официальных сайтов ОО

В части обновления нормативно-правового поля информационной открытости внимание следует обратить на изменение ее вектора в сторону регламентации официальных сайтов.

В 2010 г. в рекомендациях по подготовке публичных докладов, направленных письмом Минобрнауки России от 28.10.2010 № 13–312 «О подготовке публичных докладов» (далее — Рекомендации по подготовке публичных докладов), наличие «сайта учреждения» включалось в содержание раздела публичного доклада «Общая характеристика учреждения» наряду с информацией о типе, виде, статусе, структуре управления ОО и др.2 Отдельных требований к содержанию сайта ОO и размещаемому на нем материалу на тот момент не было.

ДОКУМЕНТ

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013  № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в   информационно-телекоммуникационной  сети „Интернет“ и обновлении информации об образовательной организации» дублировало ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ  по перечню информации, размещаемой на официальном сайте ОО, и задало векторы дальнейших регламентов официальной информации (структура сайта, способы подачи, обновление информации и др.). Также устанавливались требования к языку размещаемой информации, технологическим и программным средствам (доступ к информации; защита от уничтожения, модификации и блокирования доступа к информации; возможность копирования на резервный носитель для восстановления; защита от копирования авторских материалов).

В 2013 г. со вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) были установлены основные позиции информационной открытости ОО, и за этим последовало несколько нормативно-правовых актов, направленных на регламентацию содержания и структуры информации, размещаемой на официальном сайте ОО. Прежде всего это постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в  информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновлении информации об образовательной организации» (далее — Правила размещения информации на официальном сайте ОО).

Специальный раздел сайта ОО

Приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 были утверждены требования к структуре официального сайта ОО в  информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации (далее — Требования к структуре официального сайта). Требования к структуре официального сайта были разработаны в соответствии с позициями Правил размещения информации на официальном сайте ОО и уже детально определяли структуру и содержание официального сайта ОО, например, наличие специального раздела сайта«Сведения об образовательной организации» (далее — специальный раздел сайта ОО), который должен состоять из следующих подразделов:

  • «Основные сведения»;
  • «Структура и органы управления ОО»;
  • «Документы»3;
  • «Образование»;
  • «Образовательные стандарты»;
  • «Руководство, педагогический (научно-педагогический) состав»;
  • «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»;
  • «Стипендии и иные виды материальной поддержки»;
  • «Платные образовательные услуги»;
  • «Финансово-хозяйственная деятельность»;
  • «Вакантные места для приема (перевода)».

Если принять во внимание необходимые элементы информации по каждому из подразделов, то можно заключить, что по отдельным позициям они повторяют структурные компоненты публичного доклада4. К примеру, информацию о  материально-техническом обеспечении ОО, оснащении образовательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности и др.

Обязательная и иная информация

Вместе с тем, несмотря на широту регламентированной Требованиями к структуре официального сайта информации специального раздела сайта ОО, обязательная информация, во-первых, не перекрывает объема информации, рекомендованной ранее для включения в публичный доклад, а  во-вторых, имеет специфическое назначение. Это официальная информация, предназначенная для структурирования и содержательного наполнения сайта ОО в соответствии с действующим законодательством.

СПРАВКА

Доступ к обязательной для размещения информации сайта ОО согласно Требованиям к структуре официальных сайтов должен осуществляться с главной страницы сайта и из основного навигационного меню. Страницы специального раздела сайта ОО должны быть доступны в   информационно-телекоммуникационной  сети Интернет без дополнительной регистрации, содержать указанную в пп. 3.1–3.11 Требований к структуре официальных сайтов информацию, а также доступные для посетителей сайта ссылки на файлы, снабженные информацией, поясняющей назначение данных файлов.

Регламентация содержания официальной информации — это условие единообразия ОО в части контента официальных сайтов и их  программно-технологической составляющей. Установление определенного перечня и объема обязательной для размещения на сайте ОО информации означает выделение таковой из всего многообразия информации, подлежащей публичному представлению. Можно считать, что ОО получает некоторую свободу в подаче такой информации, вариантах ее структурирования и размещения на сайте ОО.

Что касается иной информации, то в п. 2 Требований к структуре официального сайта сказано, что она допускается для размещения на сайте ОО «по решению образовательной организации и (или) в соответствии с законодательством РФ».

Публичный доклад как иная информация

В отличие от отчета о самообследовании, который является обязательным для размещения на сайте ОО, публичный доклад, исходя из логики п. 2 Требований к структуре официального сайта, следует относить именно к иной информации, которая размещается, публикуется по решению ОО и (или) ее размещение является обязательным в соответствии с законодательством РФ.

На первый взгляд с информацией специального раздела сайта ОО иную информацию объединяют только программно-технические регламенты. В частности, на информацию публичного доклада (в случае его подготовки и размещения на сайте ОО) будут переноситься следующие позиции пп. 4–5 Требований к структуре официального сайта:

  • файлы документов представляются на сайте ОО в форматах Portable Document Files (.pdf), Microsoft Word / Microsoft Excel (.doc, .docx, .xls, .xlsx), Open Document Files (.odt, .ods);
  • все файлы, ссылки на которые размещены на страницах соответствующего раздела, должны удовлетворять следующим условиям:
    — максимальный размер размещаемого файла не должен превышать 15 Мб. Если размер файла превышает максимальное значение, то он должен быть разделен на несколько частей (файлов), размер которых не должен превышать максимальное значение размера файла;
    — сканирование документа должно быть выполнено с разрешением не менее 75 dpi;
    — отсканированный текст в электронной копии документа должен быть читаемым.

С другой стороны, несмотря на отсутствие прямых указаний по содержанию раздела «иная информация», связь публичного доклада с материалами специального раздела сайта ОО будет выходить далеко за рамки общих регламентов программно-технического плана как в перечне информации, так и в отборе ее фактологической составляющей. Именно потому назначение и содержание публичного доклада можно переосмыслить и ОО вправе скорректировать подходы к его структуре и содержанию, опираясь на содержание Рекомендаций по подготовке публичных докладов.

Если соотнести создавшуюся нормативно-правовую ситуацию в области информационной открытости ОО с определенной Федеральным законом № 273-ФЗ компетенцией ОО по «разработке и утверждению по согласованию с учредителем программы развития ОО, если иное не установлено настоящим федеральным законом»5, то наиболее очевидным назначением публичного доклада становится отражение результатов реализации программы развития ОО.

Публичный доклад и НОКО

Значимость публичного доклада в указанном статусе усиливается тенденциями развития независимой оценки качества образования, определенными в письме Минобрнауки России от 03.04.2015 № АП-512/02 «О направлении методических рекомендаций по НОКО» (далее — Методические рекомендации по проведению НОКО). Именно в публичном докладе, как следует из Методических рекомендаций по проведению НОКО, представители НОКО планируют черпать информацию для проведения необходимых процедур и подведения их итогов в форме рейтингов, ренкингов, таблиц лиг и др6.

В Методических рекомендаций по проведению НОКО отмечены следующие формы представления результатов НОКО:

  • рейтинг — форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники оценки (ОО, образовательные программы или системы образования) сравниваются между собой и размещаются в итоговом списке в определенной последовательности в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. Как правило, размещение осуществляется по принципу «от лучших — к худшим»;
  • ренкинг — форма представления результатов оценки качества образования, при которой участников можно упорядочить по любому из имеющихся показателей. В отличие от рейтинга, это не зафиксированная форма, а база данных для получения всех интересующих вариантов ранжирований исходного списка;
  • таблица лиг — форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой участники разбиваются на некоторое количество групп (лиг) в зависимости от оценок, полученных по различным показателям их деятельности. В одну лигу входят участники, получившие сопоставимые оценки по выбранным показателям. Все участники, вошедшие в одну группу (лигу), считаются примерно равными по данным показателям;
  • топ лучших — форма представления результатов сопоставительной оценки качества образования, при которой выделяются только те участники, которые попали в список «лучших». Количество «лучших» для топа определяют организаторы (заказчики) оценки.

Очевидно, что продуманный и грамотно оформленный публичный доклад может повлиять на выгодные для ОО итоги НОКО. Он должен стать не просто средством диалога участников образовательных отношений, но и инструментом формирования положительной оценки деятельности ОО общественностью, а следовательно, и выводами в рамках процедур НОКО.

Публичный доклад и программа развития ОО

Утверждая отнесенность публичного доклада к программе развития ОО, примем во внимание, что уже изначально публичный доклад определялся как «аналитический публичный документ в форме периодического отчета <…> образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения» (Рекомендации по подготовке публичных докладов).

Из Рекомендаций по подготовке публичных докладов следовало, публичный доклад отражает основные позиции плана (программы) развития ОО и должен содержать:

  • итоги реализации;
  • задачи на следующий год и в среднесрочной перспективе;
  • проекты, конкурсы и гранты, в которых планирует принять участие ОО в предстоящем году.

В публичный доклад, если связывать его с программой развития ОО, войдет достаточно большой массив информации, характеризующей перспективы, стратегию развития ОО, эффекты взаимодействия с социумом, содержание деятельности органов государственно-общественного управления (далее — ГОУ), индивидуальные достижения обучающихся и педагогов и многое другое, т. е. информации, являющейся показателем успешности ОО и прочности ее позиций на рынке образовательных услуг, но не являющейся обязательной для специального раздела сайта ОО (согласно Требованиям к структуре официального сайта).

Проблема аутентичности публичного доклада

Важно понять, что на фоне содержания специального раздела сайта ОО и включаемого в него отчета о самообследовании публичный доклад имеет смысл именно как атрибут эффективной школы, как отражение уникальности ее планов в едином для всех пространстве модернизации.

СПРАВКА

Назначение миссии ОО — демонстрировать участникам образовательных отношений выбранную стратегию развития ОО, ее «мегацель». Такая цель не должна быть формальной и являться для ОО главной и основной задачей развития. Миссия определяет суть позиционирования ОО на рынке образовательных услуг. Про настоящую миссию невозможно забыть сразу же по окончании подготовки публичного доклада. Она мобилизует профессиональный потенциал сотрудников ОО, являясь достаточно серьезной мотивационной основой их вклада в развитие ОО. Если рассматривать публичный доклад как текст, то миссия будет своеобразным эпиграфом к этому тексту.

Поэтому в процессе его подготовки следует руководствоваться принципом аутентичности и изначально определять объем специфической для ОО информации. Под специфической следует понимать информацию, отражающую стратегию и тактику развития ОО в соответствии с ее особыми запросами, возможностями, характером ситуативных доминант развития. Специфическая информация, как правило, отражается в миссии ОО.

В каждой из эффективных ОО, как показывает опыт, имеется ясная и сфокусированная цель для всего педагогического коллектива, выражаемая в ее миссии. Согласованное видение коллективом задач развития ОО — основа разработки и реализации соответствующих программ. Диктуемая миссией программа развития позволяет администрации ОО спрогнозировать перспективы развития и выбрать необходимые управленческие тактики, а партнерам и органам ГОУ — понять место, которое стремится занять ОО на рынке образовательных услуг.

Формулировка миссии ОО

Миссия ОО есть некая производная от тех ее потребностей, которые продиктованы социально-экономическими, финансовыми и  нормативно-правовыми доминантами образовательной деятельности либо обусловлены спецификой контингента обучающихся и мерой его стабильности. Важным фактором определения стратегии развития ОО будет кадровый потенциал, наличие лидеров в своей профессиональной сфере: компетентных педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования; заместителей руководителя со здоровыми профессиональными амбициями; прочных традиций включения родителей в образовательный процесс и др. Рекомендуется выделять в миссии ОО три составных части:

  • указание на предназначение ОО, согласно объективным факторам ситуации развития (яркая, лаконичная, динамичная, удобная для восприятия мысль);
  • выражение базовых внутрикорпоративных принципов; коренных убеждений и ценностей, которые разделяют все работники ОО;
  • краткое изложение основных характеристик выпускников ОО.

ПРИМЕР

«Наша школа учитывает интересы каждого ученика и создает условия для его самореализации. Мы строим образовательные отношения на принципе конструктивного диалога мотивированных учащихся и талантливых педагогов. Наши выпускники — это самоценные и ответственные люди, имеющие опыт участия в социальных практиках и способные быть активными гражданами своей страны».

Такая миссия будет актуальной в программах развития ОО, ориентированных на создание условий для социальных проб учащихся, становления их гражданской идентичности и формирования навыков активной гражданской практики.

Соответственно приведенному примеру в программе развития может отражаться деятельность ОО по расширению (обновлению) спектра курсов внеурочной деятельности с  гражданско-ориентированной тематикой; привлечению специалистов обществоведческого профиля для организации мероприятий, обеспечивающих опыт участия учащихся в социально значимой деятельности; изменению дизайна предметно-пространственной составляющей единой образовательной среды ОО; разработке и реализации индивидуальных учебных планов для мотивированных учащихся, планирующих продолжить образование в рамках общественно-научного профиля и т. п.

Подходы к подготовке

Полагая основой публичного доклада результаты программы развития ОО, следует иметь в виду два основных варианта его подготовки:

  • массовый — с соблюдением структуры, предложенной Рекомендациями по подготовке публичных докладов;
  • экспериментальный — на основе самостоятельно разработанной структуры и наполнения содержательными элементами.

В первом случае (этот вариант больше подходит для ОО, чьи программы развития отвечают злободневным задачам образовательной деятельности) основой публичного доклада станет изменение (сокращение, дополнение, уточнение и др.) содержательных элементов внутри структуры публичного доклада, предложенной Рекомендациями по подготовке публичных докладов.

Во втором случае (он необходим для ОО, стратегии развития которых инновационны и значительно опережают массовые тенденции) структура публичного доклада выстраивается ОО самостоятельно, в соответствии с логикой программы развития.

Оба варианта потребуют выделения генерального направления развития ОО, например:

  • здоровьесбережение учащихся;
  • ранняя профилизация в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
  • интеллектуальное развитие и интеллектуальное творчество учащихся;
  • интеграция в социокультурную среду малого социума;
  • совершенствование информационно-коммуникационной компетентности участников образовательных отношений.

Выделение генерального направления не исключает деятельности и по другим направлениям, но уже в формате обслуживающих подпрограмм. В публичном докладе генеральное направление должно визуализироваться посредством различных программно-технических и оформительских решений.

Массовый вариант подготовки публичного доклада

Массовый вариант подготовки публичного доклада предполагает, что отдельные содержательные элементы, предложенные Рекомендациями по подготовке публичных докладов, «подгоняются» под генеральное направление. Покажем это на примере направления «интеллектуальное развитие и интеллектуальное творчество» (табл. 1).

Таблица 1

Пример содержания публичного доклада, подготовленного с сохранением структуры, предложенной Рекомендациями по подготовке публичных докладов

Раздел публичного доклада*Рекомендованные содержательные элементы раздела**Аутентичное содержание согласно генеральному направлению
Общая характеристика ООЭкономические и социальные условия территории нахождения. Характеристика контингента обучающихся (в т. ч. процент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; далее — ОВЗ)Внешние факторы определения генераль- ного направления программы развития и факторы информационно-образовательной среды ОО. Результаты изучения запросов и потребностей участников образовательных отношений в части генерального направления программы развития
Особенности образовательного процессаРеализуемые образовательные программы***. Содержание части основной образовательной программы (далее — ООП), формируемой участниками образовательных отношений. Педагогические технологии, формы и методы обучения. Приоритетные направления внеурочной деятельности. Наличие сектора дополнительного образованияСвязь с ООП определенного уровня общего образования. Краткая характеристика дисциплин и курсов части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, отражающих реализацию генерального направления программы развития. Используемые педагогические технологии. Программы внеурочной деятельности и дополнительные общеразвивающие программы по реализации генерального направления программы развития
Условия осуществления образовательного процессаСогласно п. 3.7 Требований к структуре официального сайта****Акценты на условиях, обеспечивающих реализацию генерального направления программы развития. Дорожная карта и результаты развития отмеченных условий (кадровых, материально-технических)
Образовательные достижения учащихся*****Результаты освоения учащимися ООП общего образования и дополнительных общеразвивающих программ******. Оценки и отзывы потребителей образовательных услугДостижения учащихся в рамках генерального направления программы развития. Аналитическая справка по итогам индивидуальных образовательных достижений учащихся
Социальное партнерство, внешние связи ООПроекты и мероприятия, реализуемые в интересах и с участием местного сообщества. Партнеры, спонсоры ОО. Благотворительные фонды и фонды целевого капитала, с которыми работает ООАкценты на социальном партнерстве и внешних связях, обеспечивающих реализацию генерального направления программы развития
Финансово-экономическая деятельностьСогласно п. 3.10 Требований к структуре официального сайта с дополнением информации по платным образовательным услугам
Решения, принятые по итогам общественного обсужденияИнформация, связанная с исполнением решений, которые принимаются ОО с учетом общественной оценки его деятельности по итогам публикации предыдущего публичного доклада
Заключение. Перспективы дальнейшего развитияПодведение итогов реализации плана (программы) развития ОО за отчетный год. Задачи реализации плана (программы) развития ОО на следующий год и в среднесрочной перспективе. Новые проекты, программы и технологии. Программы, проекты, конкурсы, гранты, в которых планируется принять участие в предстоящем годуАкценты на итогах и перспективах, соответствующих генеральному направлению программы развития
* В наименовании блоков раздела некоторые предложенные формулировки приведены в соответствие с действующим законодательством.
** В предлагаемом варианте подготовки публичного доклада исключены отдельные элементы содержания, которые могут быть размещены вне публичного доклада на сайте ОО (в т. ч. в отчете о самообследовании).
*** Данная информация дублирует соответствующий элемент отчета о самообследовании, однако она необходима в публичном докладе для демонстрации содержательного контекста программы развития ОО.
**** Считаем возможным использовать информацию специального раздела сайта ОО.
***** Отчасти используется информация специального раздела сайта ОО.
****** Целесообразно использовать модель учета образовательных достижений учащихся, основанную на технологии портфолио. Данные по предметным образовательным результатам учащихся включаются в публичный доклад в объеме, иллюстрирующем их достижения в рамках генерального направления программы развития.

Такой подход не является обязательным, но именно он позволяет достичь аутентичного содержания публичного доклада, учитывая наличие генерального направления в программе развития, даже в условиях типовых требований к его подготовке.

Отметим, что массовый вариант подготовки публичного доклада может быть оправдан и в тех ситуациях, когда дополнительных финансовых ресурсов на программу развития нет, но кадровые ресурсы и (или) ресурсы социальных партнеров позволяют разработать и реализовать ее.

Экспериментальный вариант подготовки публичного доклада

Экспериментальный вариант подготовки публичного доклада предполагает полную самостоятельность в подходах к его структуре. С учетом складывающегося сегодня статуса публичного доклада его структура должна максимально полно раскрывать деятельность ОО в рамках генерального направления программы развития и детализировать деятельность по обслуживающим ее подпрограммам. Модель обновленного (экспериментального) варианта структуры публичного доклада представлена в табл. 2.

Таблица 2

Модель обновленного (экспериментального) варианта структуры публичного доклада7

Структурный блокСодержательные элементы
Пояснительная запискаНазвание программы развития ОО и сроки ее реализации. Генеральное направление программы развития согласно миссии ОО
Анализ факторов, обуславливающих генеральное направление программы развития ООСоциокультурная и  финансово-экономическая ситуация развития ОО. Характер потребностей участников образовательных отношений и возможности их учета в программе развития. Особенности контингента обучающихся; учет указанных особенностей в содержании программы развития
Ключевые показатели реализации программы развития ОООсновные направления программы развития. Планируемые результаты по каждому направлению. Параметры оценки достижения планируемых результатов
Основные задачи по достижению планируемых показателейЗадачи по достижению планируемых результатов. Краткая характеристика выполнения каждой задачи
Результаты реализации программы развития в части изменения материально-технических и кадровых условий образовательного процессаКонкретные достигнутые результаты (фиксируются с использованием количественного и качественного способов предоставления информации). Акценты на результатах, иллюстрирующих реализацию генерального направления программы развития ОО
Социальные эффекты программы развитияОписание социальных эффектов в порядке, соответствующем перечню задач программы развития
Динамика образовательных достижений учащихсяСравнение стартовых (на начало реализации программы развития) и итоговых (на выходе из периода реализации программы развития) результатов диагностики образовательных достижений учащихся*
Выполнение плана финансово-экономических работ по обеспечению программы развитияОбъем и источники финансирования программы развития. Распределение объема финансирования по срокам и направлениям реализации программы развития. Сравнительный анализ индивидуальных образовательных достижений учащихся на входе и выходе из периода реализации программы развития
ЗаключениеУровень достижения результатов программы развития (краткая качественная характеристика). Социальные эффекты реализации программы развития:
• эффекты для микросоциума (коллектива ОО);
• эффекты для информационно-образовательной среды ОО (включая условия осуществления образовательного процесса). Дальнейшие перспективы развития ОО, вытекающие из полученных результатов. Наиболее значимые перспективные мероприятия. Очередные направления и задачи развития ОО
* Делается выборка определенного контингента обучающихся, актуальная с точки зрения генерального направления программы развития ОО. Если генеральное направление программы развития «Интеллектуальное развитие и интеллектуальное творчество», то в обозначенном блоке публичного доклада предоставляются результаты диагностики интеллектуальной одаренности, в т. ч. развития познавательной мотивации, развития познавательных универсальных учебных действий и т. п. Такой подход к фиксации динамики образовательных достижений принципиально отличается от подходов, используемых в подготовке отчета о самообследовании, где дается целостная информация по результатам освоения учащимися образовательных программ.

Рассматривая публичный доклад как атрибут эффективной школы, мы акцентируем его влияние на имидж ОО и то, что информирование общественности о результатах образовательной деятельности — это особый уровень управления потенциалом участников образовательных отношений.

Подводя итоги, отметим следующее:

  • подготовка публичного доклада — необходимый с точки зрения развития ОО аналитический документ, размещаемый на официальном сайте ОО;
  • сроки размещения публичного доклада — не позднее 1 августа (в соответствии с Рекомендациями по подготовке публичных докладов);
  • публичный доклад согласуется с учредителем ОО и органом ГОУ;
  • согласно Требованиям к структуре официальных сайтов публичный доклад размещается как «иная информация»;
  • технические характеристики размещения публичного доклада на сайте ОО такие же, как у информации, обязательной для размещения.

В качестве вывода еще раз подчеркнем, что в сложившейся ситуации нормативно-правового регулирования информационной открытости ОО (особенно с позиций Требований к структуре официальных сайтов) разработка и размещение на сайте ОО публичного доклада обязательны настолько, насколько обязательным руководство ОО считает ее развитие, поступательно осуществляемое с учетом внешней среды и специфики образовательной системы.


1Савиных Г.П., Фоменко И.А. Информационная открытость общеобразовательной организации: публичный доклад и отчет о самообследовании // Справочник заместителя директора школы. 2015. № 8. С. 5–25. >>вернуться в текст
2Подробнее см.: «Общие рекомендации по подготовке публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений», утв. Письмом № 13–312. >>вернуться в текст
3Обязательным элементом этого подраздела является отчет о самообследовании (п. 3.3 Требований к структуре официального сайта). >>вернуться в текст
4Рекомендации по подготовке публичных докладов. >>вернуться в текст
5Пункт 3.7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ. >>вернуться в текст
6Пункт 3 Методических рекомендаций по проведению НОКО. >>вернуться в текст
7Если публичный доклад создается ОО на основе полинаправленной программы развития (в образовательных комплексах или ОО с достаточным для разных направлений потенциалом), то предложенная модель структуры может быть использована для каждого направления в отдельности. >>вернуться в текст

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК