ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Сентябрь 2015года
Работаем с кадрами

Тьюторская модель сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры педагога

С чего начинается запуск проекта тьюторского сопровождения? Каковы основные этапы тьюторской технологии? Что такое кейс диагностических материалов?

Все, что нужно знать о проекте, прежде чем приступать к его реализации. Автор статьи расскажет, как грамотно составить карьерограмму, какие блоки информации включить в ее структуру. Статья содержит описание каждого этапа технологии. Приведены все модели тьюторского сопровождения и функции педагога-тьютора для каждой из них. А также результаты и анализ проведенных процедур – в оценке самих участников.

Н.А. Шалимова, канд. пед. наук, декан фак. управления ОГБОУ ДПО «Костромской институт развития образования», г. Кострома

Основа тьюторской модели

В условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования педагог является основным участником процессов инновационного развития и его главным ресурсом. Для качественного решения поставленных во ФГОС общего образования задач учитель должен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, осваивать новые компетенции, обладать системным взглядом на педагогическую реальность, аналитической культурой, умениями проектировать индивидуальную профессиональную карьеру, совершенствовать собственную образовательную практику, создавать и презентовать качественный образовательный продукт.

Поэтому в образовательной организации (далее — ОО) важно создать условия для профессионального развития педагогов, ориентированные на их интересы и потребности, способствующие проектированию образовательной среды, которая содействовала бы саморазвитию и самообразованию конкретного учителя. Как показывает практика, администрация ОО для решения этой задачи может использовать потенциал технологии тьюторского сопровождения, которая позволяет активно включать педагогов в инновационную деятельность, формировать субъектную позицию в достижении образовательных целей.

Тьютор, осуществляя персональное сопровождение педагога в процессе построения его профессиональной карьеры, обеспечивает индивидуализацию образования, предполагающую создание условий для профессионального развития каждого учителя по индивидуальной траектории с учетом его образовательных потребностей, выбор актуальных для него содержания и форм собственного образования. Деятельность тьютора направлена на организацию условий для входа каждого субъекта в процесс образования как в процесс управления собственной траекторией профессионального развития. Тьютор помогает педагогу осознать свои профессиональные дефициты, возможности и перспективы, сделать самостоятельный выбор форм дополнительного профессионального образования, разработать индивидуальную образовательную программу профессионального развития.

Основа тьюторской модели — актуализация образовательного пространства для педагога, при этом целевые установки развития задает субъект образования, т. е. сам учитель.

Для выбора направлений своего образовательного движения педагогу нужно увидеть спектр возможностей, потенциально оценить их относительно своих запросов, построить программу действий, определить риски ее реализации.

Основные аспекты тьюторской модели сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры учителя заключаются в следующем:

  • актуализация для обучающегося поля его профессиональной деятельности (ценностные ориентации в профессии, личные предпочтения, границы деятельности, проблемы и успехи в практике, соотношение профессиональных компетенций, требуемых практикой, и личного опыта профессиональной деятельности);
  • формирование индивидуального заказа;
  • помощь в разработке индивидуальной программы профессионального развития;
  • организация процесса дополнительного профессионального образования, адекватного образовательному заказу;
  • организация рефлексивного поля при реализации индивидуальной программы профессионального развития;
  • организация условий для активного вхождения в профессиональное сообщество и позиционирования себя в нем;
  • возможность применения результатов обучения через систему образовательных событий;
  • анализ совместно с педагогом (или группой) содержания и динамики образовательного заказа.

Реализация модели тьюторского сопровождения

Запуск проекта по реализации модели тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов в ОО начинается с разработки локального акта, регламентирующего порядок организации тьюторского сопровождения (приложение).

Сопровождение выстаивается в соответствии с основными этапами тьюторской технологии. Цель диагностического этапа — формирование индивидуального образовательного заказа участников проекта и определение соответствия результатов педагогической деятельности учителей квалификационным требованиям. Администрация ОО совместно с  педагогом-психологом формируют кейс диагностических материалов по следующим вопросам:

  • «Отношение к профессии»: методика выявления степени удовлетворенности учителя профессиональной деятельностью1;
  • «Мотивация деятельности педагога»: методика определения мотивации повышения квалификации учителей2;
  • «Удовлетворенность педагога жизнедеятельностью в ОО»3;
  • «Самооценка уровня профессиональной компетентности»4;
  • «Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя» и др.

Диагностические исследования проводятся посредством анкетирования, входного тестирования, собеседования. В целях конкретизации проблемного поля профессиональной деятельности участников проекта может быть организована фокус-группа. По итогам входных диагностических исследований выявляются образовательные запросы педагогов, направления их профессиональной деятельности, вызывающие затруднения, определяется уровень готовности участников проекта к профессиональному образованию. Результаты анализа фиксируются в информационных картах, которые заполняются тьютором на каждом этапе сопровождения.

Целью мотивационного этапа является формирование системы потребностей и мотивов, отражающих побуждения учителей к самосовершенствованию и стремление к пополнению общих и профессиональных знаний, к развитию учебно-познавательных и профессиональных умений. Большое внимание на данном этапе уделяется изучению индивидуальных психолого-педагогических особенностей учителя как субъекта педагогической деятельности, оказанию помощи педагогу в осмыслении его профессиональных дефицитов и определении шагов по наращиванию компетенций. В рамках данного этапа может быть проведен тренинг, направленный на развитие личных ресурсов и качеств педагога, повышение его личной эффективности. Как правило, участие в тренинге позволяет снять психологическое напряжение учителя, придать специалисту уверенность в себе, а также раскрыть его сильные профессиональные стороны.

СПРАВКА

Карьерограмма (план индивидуального продвижения) — это документ о перспективах жизнедеятельности работника в организации. Она составляется на основе личных запросов работника, его образовательного уровня и профессиональной подготовки, возможности профессионально-квалификационного продвижения.

Структура карьерограммы включает четыре блока информации:
• первый блок содержит в хронологическом порядке события, этапы развития работника (изменения квалификации, должности, зарплаты, условий труда и т. п.);
• второй блок задает требования, которые должен выполнить работник для продвижения по этапам развития (например, какую квалификацию необходимо приобрести для того, чтобы продвинуться по службе, какие виды работ выполнить для получения надбавки в оплате труда);
• в третьем блоке фиксируются обязательства, которые несет администрация в отношении развития работника;
• в четвертом блоке указываются меры поощрения или наказания за выполнение или невыполнение работником требований.

По результатам диагностических исследований педагоги могут быть распределены на микрогруппы, в состав которых войдут учителя, имеющие аналогичный уровень соответствия результатов педагогической деятельности квалификационным требованиям, сходные потребности в профессиональном развитии.

Для конкретизации целей обучения каждого учителя или сформированных групп (этап целеполагания) могут быть проведены мозговой штурм и тьюторские консультации. При этом цели обучения становятся предметом согласования между тьютором и педагогом.

Проектировочный этап предполагает деятельность тьютора по оказанию помощи учителю в разработке индивидуальных программ профессионального развития, в т. ч. формировании индивидуального учебного плана дополнительного профессионального образования, создании карьерограммы (плана индивидуального продвижения) и ресурсной карты, в которой фиксируются все ресурсы — антропологические, образовательные, социокультурные, необходимые педагогу для реализации программы.

Сущность этапа реализации плана индивидуального продвижения (этапа реализации карьерограммы) состоит в создании условий для дальнейшего дополнительного профессионального образования посредством обучения на рабочем месте и вне рабочего места (наставничество, работа над специальными проектами и заданиями, делегирование полномочий, ротация, семинары и т. п.); межпрофессионального — формы профессиональной переподготовки; линейно-функционального и социального — формы подготовки специалистов.

Оценка прогресса у сотрудника является важным инструментом выработки решения по его карьерному продвижению. Для ранжирования степени прогресса и возможностей продвижения используется специальная шкала:

  • 1 — достоин немедленного продвижения (горизонтального, вертикального);
  • 2 — достоин повышения в течение ближайших двух лет и более;
  • 3 — потенциально достоин повышения, но время неопределенное;
  • 4 — подлежит горизонтальному перемещению;
  • 5 — в настоящее время и в обозримом будущем продвижение проблематично.

Результатом оценки прогресса кандидатов относительно продвижения может стать корректировка плана индивидуального продвижения или перспективных схем замещения должностей.

Индивидуальная образовательная программа педагога составляется в рамках тьюторских консультаций на основе анализа кейса образовательных услуг и содержит все возможные формы дополнительного профессионального образования: курсы, семинары, научно-практические конференции, образовательные события, стажировки, мастер-классы. В плане индивидуального продвижения (карьерограмме) отражены основные направления профессиональной деятельности педагога, сроки и предполагаемые результаты их осуществления.

На организационно-управленческом этапе тьютором осуществляется координация деятельности педагога по реализации индивидуальной программы профессионального развития.

Пути и способы сопровождения определяются характером внедряемой тьюторской модели. На основе типологических моделей тьюторской деятельностиОСКИ5, представленных исследователями М.М. Миркес, Н.В. Мухой, А.А. Цукер — сотрудниками факультета управления ОГБОУ ДПО «Костромской институт развития образования», было разработано и апробировано пять моделей (наставническая, на основе индивидуального заказа, партнерская, диспетчерская, образовательный консалтинг).

На этапе внедрения моделей функции тьютора выполняли заместители руководителей ОО, обучившиеся на курсах повышения квалификации «Технология тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации педагогических работников». Типовые функции тьюторов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Функции педагога-тьютора

Функция тьютораСодержание деятельности
НаставническаяМотивация и вовлечение учителя в процессы самообразования и саморазвития. Формирование программы индивидуального сопровождения педагога
ДиагностическаяДиагностика образовательных потребностей, возможностей и перспектив учителя, выявление, фиксация, проектирование и анализ образовательных целей и интересов педагога
ИнформационнаяВыявление ресурсов и построение ресурсной карты реализации образовательного запроса педагога.
Информирование педагога о наличии мест/ресурсов для приобретения нового образовательного, социального, коммуникативного, профессионального опыта
ОрганизаторскаяРасширение пространства социальной реализации педагогов посредством включения их в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), участия в социально значимых программах регионального, федерального и международного уровней, организации предпрофессиональных стажировок и практик
КонсультативнаяПомощь педагогу в ориентации в ресурсах среды, выстраивании образовательного движения. Консультирование и поддержка в затруднительных ситуациях в процессе самостоятельной или групповой деятельности.
Оказание помощи в систематизации полученных теоретических знаний и практических навыков, указание способов трансформации их в будущую профессиональную деятельность.
Оказание помощи в понимании жизненных и связанных с ними образовательных целей, в выстраивании индивидуальной образовательной траектории, позволяющей приблизиться к намеченным целям (помощь в решении проблем личностного и профессионального самоопределения)
МетодическаяРазработка концепции тьюторской программы или события (цель, форма, методы, средства, этапы).
Разработка содержания обучения (в т. ч. учебные материалы (курсы), элементы рефлексии и мотивации).
Разработка вариантов индивидуальных образовательных программ и вариантов маршрутов.
Разработка организационно-методической и нормативной документации (положения, инструкции, формы документов), информационно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс. Создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.).
Разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.
Анализ и описание собственного тьюторского опыта.
Внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов
ЭкспертнаяЭкспертиза педагогической деятельности педагога
РефлексивнаяОрганизация рефлексии деятельности педагогов с целью анализа реализации индивидуальной образовательной траектории, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и вариантов устранения затруднений.
Проектирование в деятельности педагогов «поводов» для рефлексии — проблемных ситуаций

Оценочно-результативный этап представляет собой комплексную оценку результатов реализации программы, в т. ч. рефлексивный анализ деятельности учителя.

Наставническая модель тьюторского сопровождения педагогов ОО

Первой для возможного внедрения и апробации является наставническая модель тьюторского сопровождения проявления и реализации образовательных инициатив педагогов (на примере предметов художественно-эстетического цикла). Целью реализации является позиционное самоопределение педагогов относительно направлений дальнейшего профессионального развития, создание условий для актуализации потребности и осознания педагогами необходимости построения новой образовательной практики, «обучение в деятельности».

Функции тьюторского сопровождения проявления и реализации образовательных инициатив педагогов: наставническая, организаторская, консультативная, методическая, экспертная. Описание модели представлено в табл. 2.

Таблица 2

Наставническая модель тьюторского сопровождения проявления и реализации образовательных инициатив педагогов (на примере предметов художественно-эстетического цикла)

ЭтапСодержание
ДиагностическийОрганизация выявления образовательных потребностей и возможностей учителей изобразительного искусства города (района, муниципального образования и проч.)
МотивационныйОрганизация ситуаций включения педагогов города в активную деятельность через представление проектов учителей изобразительного искусства по теме «Фестиваль достижений»
ЦелеполаганиеСоздание ситуаций разрыва идентичности, способствующих определению целей и задач профессионального и личностного развития педагогов через представление различных форм предъявления опыта:
• мастер-классы по использованию основных ресурсов кабинета искусства, формированию комфортной образовательной среды;
• творческие мастерские по различным видам художественной деятельности с разнообразными материалами;
• практикумы по инновационным технологиям в преподавании изобразительного искусства;
• семинары по совершенствованию художественного восприятия обучающихся через систему «Школа-музей»;
• творческие пленэры, вернисажи и выставки творческих работ обучающихся
ПроектировочныйРазработка индивидуальных образовательных программ педагогов, обеспечивающих образовательное инициативное движение учителей изобразительного искусства города в рамках проектов:
• «Использование основных ресурсов кабинета изобразительного искусства»;
• «Формирование медиатеки кабинета изобразительного искусства средствами информационно-коммуникационных технологий»;
• «Работа с  учебно-методическими комплектами по изобразительному искусству»;
• «Формирование художественного восприятия учащихся через систему “Школа-музей”».
• «Организация творческой практики учащихся средствами изобразительного искусства»;
• «Использование здоровьесберегающих технологий в практике учителя изобразительного искусства»;
• «Организация выставочной деятельности по изобразительному искусству»;
• «Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся».
Проведение практикумов для учителей изобразительного искусства:
• по художественной обработке нетрадиционных материалов;
• технологии художественной обработки соломки.
Организация участия в мастер-классах:
• по художественной росписи ткани;
• живописи;
• компьютерной графике.
Пленэры
РеализационныйОбеспечение реализации индивидуальных образовательных программ педагогов, создание и обустройство мест позиционирования для учителей изобразительного искусства города
Оценочно-результативныйОрганизация анализа и рефлексии педагогом собственной деятельности в ходе построения новой практики через участие обучающихся учителей в «Мастерской искусств» с проведением итоговых презентаций

В таблице 3 размещены кейсы образовательных услуг для реализационного этапа.

Таблица 3

Кейсы образовательных услуг для реализационного этапа

Кейсы образовательных услугФормы
Использование основных ресурсов кабинета изобразительного искусстваСеминар
Формирование медиатеки кабинета изобразительного искусства средствами информационно-коммуникационных технологийМастер-класс
Работа с  учебно-методическими комплексами по изобразительному искусствуСеминар
Формирование художественного восприятия учащихся через систему «Школа-музей»Круглый стол
Организация творческой практики учащихся средствами изобразительного искусства
Использование здоровьесберегающих технологий в практике учителя изобразительного искусстваМастер-класс
Организация художественной деятельности учащихся с целью развития изобразительных способностейМастерская
Организация выставочной деятельности по изобразительному искусствуВернисаж
Организация работы с родителямиОткрытое родительское собрание
Художественная обработка нетрадиционных материаловПрактикум
Технология художественной обработки соломкиОткрытое занятие
Художественная роспись тканиПрактикум
Мастер-класс по живописиМастерская
Мастер-класс по компьютерной графикеМастер-класс
ПленэрПрактикум

Тьюторское сопровождение профессиональной карьеры педагога

Целью модели тьюторского сопровождения профессиональной карьеры педагога на основе индивидуального заказа (табл. 4) является создание условий для выполнения индивидуального заказа педагогов при существующих возможностях использования ресурсов ОО и открытого образовательного пространства.

Функции тьютора: организация условий для реализации индивидуальной образовательной программы педагога, консультативная, методическая, экспертная.

Таблица 4

Модель тьюторского сопровождения профессиональной карьеры педагога на основе индивидуального заказа

ЭтапСодержание
ДиагностическийОпределение заказчика из числа педагогов ОО, испытывающего потребность в тьюторском сопровождении своей индивидуальной профессиональной карьеры. Проведение диагностических мероприятий, направленных на выявление педагогических затруднений.
Формулирование конкретной образовательной потребности педагога.
Формирование образовательного заказа педагогов
МотивационныйПроведение индивидуальных собеседований.
Тренинг личностного роста, направленный на развитие у педагогов представлений о положительном отношении к образовательной деятельности, оказание помощи педагогу в осознании необходимости реализации индивидуального образовательного заказа
ЦелеполаганиеОпределение целей и задач профессионального развития педагогов через индивидуальные тьюторские консультации
ПроектировочныйПроектирование пространства индивидуализации с целью овладения учителем навыками самообразовательной деятельности, осознания и овладения средствами самообразования
РеализационныйОсуществление корректировки проекта: разработка портфолио, создание совместных проектов и исследований, участие в конкурсном движении.
Выработка стратегий эффективного поведения в профессиональном образовательном пространстве
Оценочно-результативныйРефлексия ценностных установок учителя на самообразование.
Анализ результатов мониторинга выполнения индивидуального заказа в проекте индивидуального сопровождения профессиональной карьеры учителя.
Обобщение и оценка результатов исследования

Партнерская модель тьюторского сопровождения

Цель партнерской модели тьюторского сопровождения профессиональной карьеры педагогов заключается в создании условий для планирования и проектирования педагогами ОО индивидуальных образовательных программ на основе партнерских взаимоотношений участников целевой группы по уровням: молодые специалисты, учителя-новаторы. Описание модели представлено в табл. 5.

Таблица 5

Партнерская модель тьюторского сопровождения профессиональной карьеры педагогов

ЭтапСодержание
ДиагностическийФормирование пакета диагностических материалов.
Диагностика профессиональных интересов и затруднений.
Диагностика уровня готовности педагогов к самообразованию
МотивационныйДеловая игра, психологические тренинги, направленные на выстраивание партнерских отношений целевых групп
ЦелеполаганиеКонсультационная работа тьютора с участниками целевой группы
ПроектировочныйРазработка программ индивидуального профессионального развития участников целевой группы по уровням: молодые специалисты, учителя-новаторы.
Разработка и оформление тьюторской информационной карты сопровождения
РеализационныйФормирование механизмов координации деятельности тьютора и педагогов.
Организация обучения на курсах повышения квалификации участников целевой группы.
Организация стажировок участников целевой группы на базе ОО города, района, региона.
Подготовка и проведение членами целевой проектной группы семинаров для педагогов ОО.
Организация участия педагогов целевой проектной группы в конкурсных мероприятиях.
Проведение педагогами-новаторами (участниками целевой группы) мастер-классов, открытых занятий для молодых специалистов
Оценочно-результативныйРефлексия.
Обработка данных, анализ и оформление результатов деятельности площадки.
Диссеминация позитивного опыта.
Проведение итоговой конференции

Функции тьютора: организация взаимодействия групп и координация их деятельности, консультативная, методическая, экспертная.

Диспетчерская модель сопровождения молодых специалистов

Диспетчерская модель тьюторского сопровождения профессиональной карьеры молодых специалистов (табл. 6) реализуется для создания условий освоения молодыми специалистами ОО способов управления внутренними и внешними ресурсами в рамках проектирования индивидуальной образовательной программы.

Таблица 6

Диспетчерская модель тьюторского сопровождения профессиональной карьеры молодых специалистов

ЭтапСодержание
ДиагностическийВыявление профессиональных и образовательных потребностей молодого специалиста.
Заполнение информационной карты
МотивационныйСоздание условий для самоопределения молодого специалиста и стимулирования его потребностей в саморазвитии через организацию презентаций профессиональных и личностных достижений педагогов-тьюторов
ЦелеполаганиеОпределение целей обучения через тьюторские консультации
ПроектировочныйПроектирование индивидуальных образовательных программ молодых специалистов.
Определение методов, форм работы.
Разработка ресурсного пакета (обучающие семинары, стажировки, мастер-классы, участие в конкурсах) с целью расширения образовательного пространства
РеализационныйОбеспечение выполнения плана занятий. Координация деятельности педагогов в рамках реализации индивидуальной образовательной программы с целью расширения пространства выбора.
Организация процесса обучения и самостоятельной работы участников проекта.
Обеспечение методического сопровождения процесса обучения молодых специалистов
Оценочно-результативныйОсуществление самоконтроля и рефлексии

Функции тьютора: мотивационная, организационная, экспертная, информационная, консультативная, обучающая.

Образовательный консалтинг

Цель образовательного консалтинга как модели тьюторского сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры педагогов (табл. 7) — создание условий для освоения педагогами инструментов эффективного самообучения, самообразования, самореализации; обеспечение ресурсами личностного продвижения в профессиональной карьере.

Функции тьютора: консультант по развитию, организационная, методическая, экспертная.

Таблица 7

Образовательный консалтинг как модель тьюторского сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры педагогов

ЭтапыСодержание
ДиагностическийДиагностика готовности педагогов к самообразованию, самоопределению, самореализации.
Диагностика особенностей педагогического стиля
МотивационныйТренинг личностного роста
ЦелеполаганиеТьюторские консультации.
Определение целей и задач для каждой группы и для каждого учителя в отдельности
ПроектировочныйРазработка индивидуальных программ по самообразованию, составление ресурсной карты
РеализационныйОбеспечение реализации индивидуальных программ самообразования.
Организация образовательных событий.
Организация стажировок, мастер-классов, обучающих семинаров и курсов
Оценочно-результативныйРефлексия (оценка педагогом собственного продвижения в профессиональной карьере)

Как показывает практика, тьюторское сопровождение профессионального развития педагогов в ОО обеспечивает существенный рост их профессиональной компетентности. По результатам итоговой диагностики участники проекта отметили следующие положительные стороны тьюторского сопровождения:

  • возможность осуществления рефлексии своей профессиональной деятельности;
  • вариативность, модульность, гибкость процесса дополнительного профессионального образования;
  • «обучение в деятельности» без отрыва от работы, возможность стажироваться у опытных коллег;
  • самостоятельное составление индивидуального учебного плана на основе своего заказа на дополнительное профессиональное образование;
  • создание и апробация собственного образовательного продукта;
  • возможность получения оперативной, квалифицированной помощи;
  • взаимодействие с тьютором, методистом в индивидуальном режиме;
  • психологический комфорт на всех этапах сопровождения.

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ о тьюторском сопровождении профессионального развития педагогов в образовательной организации

1. Общие положения

1.1. Положение о тьюторском сопровождении профессионального развития педагогов в образовательной организации (далее — Положение) определяет порядок организации тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов в образовательной организации (далее — ОО) в рамках реализации программы муниципальной проектной площадки.

1.2. Тьюторское сопровождение — образовательная технология, основанная на взаимодействии тьютора и педагога, в ходе которого происходит выстраивание индивидуальной образовательной траектории учителя: педагог осознает и реализует свои собственные образовательные цели профессионального развития; тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который оказывает помощь в использовании внутренних и внешних ресурсов для ее достижения.

1.3. Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога. Индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

2. Цели и задачи тьюторского сопровождения

2.1. Цель тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов в ОО — создать условия для формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагога, удовлетворения его образовательного и профессионального запроса.

2.2. Задачи тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов:

  • повысить мотивацию педагогов ОО к самообразованию и профессиональному развитию;
  • обеспечить условия индивидуализации процесса образования педагогов;
  • обеспечить технологическое и методическое сопровождение педагогов в ходе реализации индивидуальной образовательной траектории профессионального развития;
  • осуществить мониторинг новых образовательных результатов и эффектов в условиях введения тьюторского сопровождения профессионального развития педагогов.

2.3. Основные функции тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагога:

  • диагностическая, включающая сбор данных об уровне сформированности профессионально значимых качеств педагогов, мотивах, готовности в целом к образованию и самообразованию;
  • проектировочная, предусматривающая разработку индивидуальной образовательной траектории;
  • реализационная, включающая сопровождение процесса реализации индивидуальной образовательной траектории педагога;
  • аналитическая, направленная на анализ и коррекцию процесса и результатов освоения индивидуальной образовательной траектории.

3. Организация тьюторского сопровождения

3.1. Тьютор назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя ОО.

3.2. Тьюторами назначаются педагоги ОО, имеющие высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

3.3. Тьютор закрепляется за отдельными педагогами, группой педагогов.

3.4. Тьютор планирует и осуществляет сопровождение индивидуального образовательного маршрута педагога в течение периода функционирования муниципальной проектной площадки.

3.5. Тьютор отчитывается о проделанной работе два раза в год на педагогическом совете ОО.

3.6. Деятельность тьютора регулируется настоящим Положением, а также должностной инструкцией тьютора, правилами внутреннего распорядка и уставом ОО.

3.7. Документация тьютора:

  • программа тьюторского сопровождения педагогов, план работы;
  • карты индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;
  • материалы мониторинга результатов реализации программы тьюторского сопровождения педагогов.

3.8. Деятельность тьютора включает в себя три этапа: организационный, проектировочный, контрольно-оценочный.

3.8.1. Организационный этап — определение «проблемного поля» в работе педагога, формирование его образовательного заказа.

Диагностика затруднений (проблем) педагога осуществляется по результатам анкетирования, собеседования, анализа результатов деятельности.

3.8.2. Проектировочный этап — разработка индивидуального образовательного маршрута профессионального развития педагога.

Технологии, используемые при организации тьюторского сопровождения: проектная технология, технология консультирования, тренинговая технология, информационно-коммуникационные технологии.

3.8.3. Контрольно-оценочный этап — определение динамики уровня профессионального развития педагога.

3.9. Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с администрацией ОО и научным руководителем муниципальной проектной площадки.

3.10. Оплата работы тьютора осуществляется согласно Положению об оплате труда в ОО.


1Корчагина Л.С. Личностно ориентированная организация методической работы в школе // Методическая работа в школе. 2011. № 1. >>вернуться в текст
2Якшева Г.И. Мотивация повышения квалификации учителей // Завуч. 2010. № 1. >>вернуться в текст
3Методика «Оценка психологической атмосферы в коллективе» по   А.Ф. Фидлеру. Подробнее см.: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая  диагностика развития личности и малых групп. М.:  Изд-во  Института психотерапии. 2002. 490 с. >>вернуться в текст
4Калинина М.П. Экспертиза и оценка профессиональных компетенций учителя // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2008. № 5. >>вернуться в текст
5Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении — содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского  научно-методического  семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика» / Ред.  Т.М. Ковалева. М.: АПК и ППРО. 2009. 208 с. >>вернуться в текст

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК