ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
2
Февраль 2025года
Образовательная деятельность
Формы и методы работы

Историческая реконструкция, квест, фестиваль – небанальные форматы для межпредметной недели в школе

Наталья Пашкова, ответственный редактор журнала, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, стаж работы в образовании – 14 лет
В статье – варианты, как организовать межпредметную неделю в школе. Предлагаем форматы мероприятий, которые увлекут учеников, а учителям позволят оценить предметные и метапредметные компетенции школьников. Разъяснения по каждой форме мероприятия дополнили примерами.

Чтобы дать возможность школьникам обобщить и расширить знания из разных предметных областей, проведите в школе межпредметную неделю. Подумайте над общей идеей и тематикой и выберите формат мероприятия, который объединит для общей работы всех предметников. К подготовке привлекайте учеников. Это позволит им развивать предметные, метапредметные и личностные компетенции.

Предлагаем три формы, чтобы провести межпредметную неделю в школе: историческая реконструкция, квест и фестиваль. Для примера общей тематики выбрали 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Предлагаем описание форматов мероприятий исходя из контекста этого события.

ВАЖНО

На сайте проекта Госархива «Архив – хранитель памяти о войне» еженедельно публикуют тематическую подборку документов по истории Великой Отечественной войны

Историческая реконструкция

Историческая реконструкция как формат межпредметной недели дает возможность педагогам создать условия, в которых школьники задействуют разнообразные навыки и предметные умения. Участники реконструкции не просто узнают об исторических событиях, а погрузятся в эпоху, углубят знания о быте и обычаях, кулинарии, культуре, особенностях экологии. Подготовка к мероприятию предусматривает также определенные расчеты, исследования, возможно, опыты и эксперименты. Таким образом, историческая реконструкция не ограничивается применением знаний только по предмету «История». Мероприятие требует также предметных умений в области точных, гуманитарных, естественно-научных дисциплин.

Подготовку к исторической реконструкции начните с обсуждения темы и содержания. Творческих сотрудников объедините в мастер-группы и запланируйте для каждой группы свою часть работы. Поручите педагогам подобрать для работы в мастер-группах инициативных учеников. Чтобы подготовка к мероприятию прошла организованно, удобно пользоваться планом. Ниже – пример плана подготовки к исторической реконструкции, в котором описали содержание деятельности, участников и ответственных. Также в план можно включить сроки, в которые необходимо выполнить задачу.

Пример плана

Инструкция
Здесь и далее нажмите Копировать внизу примера, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Чтобы подготовиться к исторической реконструкции, необходимо разработать сценарий. Данные об исторических событиях можно получить из архивных документов, карт, мемуаров, монографий историков. Следующий шаг – определить исторических персонажей, героев, которые будут по сценарию исполнять свои роли в реконструкции. Далее необходимо отработать со школьниками их роли, оформить историческое пространство кабинета, поля, и подготовить костюмы. Пошив костюмов – довольно трудоемкий процесс, поэтому можно, к примеру, воспользоваться готовыми из музея. До начала исторической реконструкции также необходимо отрепетировать мероприятие с участниками.

Справка

Квест отличается от викторины или интеллектуальной игры тем, что участники, чтобы выполнить задание, передвигаются по локациям. При подготовке учитывайте двигательную составляющую

Квест

Квест позволит школьникам использовать свои предметные и метапредметные навыки, а также применить умение работать в команде. Квест – это командная игра. Ее суть заключается в том, чтобы выполнить задания и получить за них ключи. Ключи – это элементы ответа на общий вопрос. Команда должна использовать их, чтобы дать ответ на вопрос или найти определенный предмет.

Если вы выбрали квест-игру как форму для межпредметной недели, организуйте работу творческой группы и поручите составить сценарий и продумать задания для участников. Определите продолжительность мероприятия. Квест можно провести в течение учебного дня, на переменах, и включить в игру всех школьников. К примеру, на уровне только начального или только основного образования. Также можно распределить задания на неделю, где каждый новый день посвящен отдельной предметной области или где участниками будут ученики одной параллели.

Задание квеста представляет собой головоломку, ребус, вопрос, кроссворд. Ответ – слово, которое обозначает тайник, где спрятана следующая подсказка или ключ. Задания должны соответствовать тематике и общей идее мероприятия. Чтобы поддержать интерес школьников к игре, лучше чередовать вопросы с практическими заданиями. Также необходимо учитывать время на выполнение задания. Если участники выполняют его между уроками, подбирать нужно короткие и несложные задания. Задания, которые команды выполнят на больших переменах или после уроков, можно усложнить.

Творческой группе необходимо продумать, в каких локациях будет проходить игра и оформить их в соответствии с концепцией квеста. Лучше, если команды во время одной перемены будут выполнять задания на разных этажах. Так вы исключите вероятность того, что участники возьмут ответ другой команды и игра пойдет по ложному сценарию. Чтобы проконтролировать ход игры и не запутаться в сценарии, предлагаем составить дорожную карту квеста с указанием кабинетов, которые выделили для локаций. Пример дорожной карты смотрите ниже.

Пример дорожной карты

После того как участники соберут все ключи и ответят на последний вопрос, они получают доступ к месту, где находится приз, и инструкцию, как его получить. В качестве приза для команды-победителя подойдут сладости, канцелярские принадлежности или тематическая экскурсия.

Фестиваль

Фестиваль – праздничное мероприятие, в котором можно задействовать всю школу или отдельные уровни образования. Это не конкурс, где участники борются за победу, и не урок, где знания ученика подлежат оценке. Главное для школьников на фестивале – показать свои навыки и умения и получить удовольствие от участия в мероприятиях.

Подготовку к фестивалю разделите на этапы. Поручите инициативной группе художественное оформление, размещение афиш, подготовку костюмов и наград для участников.

Определите репертуар фестиваля. Опросите классы, чтобы выявить идеи, темы художественных номеров, интеллектуальных игр, викторин, спортивных состязаний. Дайте задание педагогам: на основе идей школьников разработать мероприятия. Составьте программу фестиваля. Смотрите ниже пример программы школьного фестиваля к 80-летию Победы.

Пример программы

Поручите ответственным написать тексты сценариев и подготовить ведущих фестиваля. Организуйте репетиции художественных номеров. Определите помещения, в которых пройдут игры и конкурсы, будут работать ярмарки и фотозоны.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей