
Что замдиректора сказать родителям жертвы, агрессора, классному руководителю в ситуации травли
В 5 «А» классе общеобразовательной школы заметили травлю. Девочка С. пришла в класс год назад, и ей никак не удавалось влиться в коллектив, тем более что она часто пропускала занятия по болезни. Ситуация усугублялась тем, что С. была робким и застенчивым ребенком. Она не жаловалась и не обращалась за помощью ко взрослым, поэтому длительное время травля протекала незаметно. Сначала С. сторонились одноклассники, потом они стали отказываться сидеть с ней рядом и общаться на переменах, распространяли слухи, что девочка больна неизлечимой болезнью, поэтому так часто пропускает школу. Учителя и родители замечали, что со школьницей происходит что-то неладное, однако не могли поверить, что это травля. Критической точкой стало то, что одноклассники создали чат с названием «За что я ненавижу С.». Школьники добавили в него девочку на некоторое время, а затем удалили. Она испытала шок, впала в истерику и наконец рассказала родителям, что происходит. Родители обратились в школу с требованием разобраться в ситуации. |
В ситуации травли необходимо организовать беседу с родителями жертвы, родителями агрессора и классным руководителем. Предлагаю советы, как заместителю директора построить диалог в каждом случае.
Как разговаривать с родителями жертвы
В первую очередь пригласите для беседы родителей ребенка-жертвы. До беседы необходимо внимательно разобраться в ситуации, собрать факты, обсудить, что замечал классный руководитель и как реагировал. Это поможет эмоционально подготовиться к сложному разговору, продемонстрировать родителям вашу осведомленность и готовность справляться с проблемой.
ПРИМЕР. На что обратить внимание
Создать комфортные условия. Чтобы беседа прошла в хорошей обстановке и достигла своего результата, заранее договоритесь о встрече. Выделите достаточное количество времени. Создайте приватное пространство, где вас не будут отвлекать и беспокоить. Если родители сами инициировали беседу, достаточно продемонстрировать встречную готовность к диалогу.
Сосредоточиться на цели. Важно выбрать правильный настрой и сосредоточиться на основной цели разговора – как создать безопасное образовательное пространство и прекратить насилие в школе. Объедините усилия взрослых – учителей, администрации, родителей – и выберите общую стратегию, чтобы разрешить ситуацию.
ПРИМЕР. Как выбрать правильную стратегию
Взять на себя ответственность. В процессе беседы необходимо видеть в родителях равных партнеров, союзников, при этом занимать заинтересованную, но беспристрастную позицию. Обозначьте общее негативное отношение к происходящему. Сообщите, что вы берете на себя ответственность по защите ребенка.

ВАЖНО
Травля в классе – это проблема всего коллектива, решать ее нужно комплексно и системно. Если однократно найти и наказать виновных, результат не будет стабильным
Оцените информацию, которую получили от учителей и родителей, с точки зрения основных признаков: причинение физического или психологического вреда, намеренность, систематичность, неравенство сил участников. А также видов травли – вербальная, социальная, кибербуллинг. Можно признать факт: «Да, это травля, и мы не собираемся с этим мириться».
Дать понять, что ребенок не виноват. Не призывайте родителей искать причины произошедшего. При определенных обстоятельствах жертвой травли может стать любой. Настройте их на длительный процесс. Обозначьте, что вы готовы привлекать дополнительные ресурсы. Например, групповые занятия с детьми, родительское собрание, консультации психолога.
Успокоить и поддержать. Будьте готовы к обвинениям и ярким эмоциональным реакциям родителей. Например, к слезам, крикам, оскорблениям. Чтобы сгладить конфликт и вернуть беседу в конструктивное русло, важно проявить терпение и такт, успокоить родителей, присоединиться к их чувствам и показать, что в этой ситуации вы на их стороне.
ПРИМЕР. Как сгладить эмоции
Обсудить план действий. Желательно иметь предварительный план, как остановить травлю. Полезно сообщить родителям о том, какие у вас есть инструменты, чтобы разрешить ситуацию, что уже было сделано и что будет предпринято в ближайшее время. Можно предложить родителям внести свой вклад. Например, выступить на родительском собрании. Это поможет каждой из сторон принять свою ответственность и сконцентрировать усилия на необходимых действиях.
Предложить помощь психолога. Если ребенок получил сильную психологическую травму, можно привлечь дополнительную индивидуальную помощь психолога. А также предложить временно не посещать занятия, пока состояние не улучшится.

ВАЖНО
На первом этапе, пока не уляжется эмоциональный накал, следует избегать встречи родителей жертвы и зачинщиков
Как разговаривать с родителями агрессора
Первый разговор с родителями зачинщиков травли необходимо проводить после беседы с родителями жертвы. К этому времени вы соберете достаточное количество фактов насильственных действий.
Предоставить факты насилия. Родителям агрессоров сложно смириться с тем, что ребенок стал инициатором травли. Они часто занимают позицию оборонительного отрицания: «этого не может быть», «мой ребенок на это не способен»; или защитной агрессии: «да он (жертва) сам виноват», «это вы не уследили». В такой ситуации важно не вступать в конфронтацию, не пробовать разубеждать, а предоставить достоверные факты насильственного поведения. Можно присоединиться к чувствам родителей, даже если вы их не разделяете: «Я понимаю, что вы шокированы/напуганы/возмущены/ расстроены/обижены...»
ПРИМЕР. Какие предоставить факты
Разделять личность агрессора и поступки. Обозначайте негативное отношение к конкретным действиям зачинщиков травли, но избегайте навешивания на детей оскорбительных ярлыков – таких как «хулиган», «злодей», «агрессор», «малолетний преступник». Такая ваша позиция снизит эмоциональный накал и быстрее склонит родителей к сотрудничеству. Апеллируйте к правилам: «В нашей школе насилие неприемлемо».
ПРИМЕР. Как обозначить свою позицию
Составить план, как исправить ситуацию. Разберитесь вместе с родителями в причинах, побудивших к травле. Например, самоутверждение, развлечение, поиск социального одобрения, трудности самоконтроля. Подумайте, как можно реализовать потребность более социальными способами. Покажите свою заинтересованность. Составьте совместный план мероприятий, чтобы исправить поведение.
ПРИМЕР. Как исправить ситуацию
Рассказать о санкциях. Обозначьте, что, если травля будет продолжаться, а родители не предпримут конкретных действий, которые изменят поведение зачинщиков, на них могут быть наложены санкции. В худшем случае со стороны школы могут быть предприняты более серьезные меры, вплоть до того, чтобы отстранить от занятий и поднять вопрос об исключении. Если у ребенка-зачинщика есть проблемы с поведением и самоконтролем, можно аккуратно порекомендовать обратиться за специализированной помощью.
Что сказать классному руководителю
Побеседуйте с классным руководителем, в чьем классе сложилась ситуация с травлей. Так вы выясните, как относится к ситуации педагог и какую работу проводил, чтобы предотвратить насилие.
Побудить педагога взять ответственность. Конструктивно разберитесь в том, почему педагог не замечал или игнорировал травлю. Основная задача – собрать максимальное количество информации, а не обвинить учителя. Нужно выявить истинное отношение учителя к развернувшейся травле. Если есть искаженные установки, такие как «не нужно вмешиваться, дети сами разберутся», «наша задача – учить, а не воспитывать», «жертва сама виновата», важно поменять позицию на стойкое негативное отношение к травле как к насилию, которое неприемлемо в школе, ответственность за прекращение которого лежит на плечах педагогического коллектива.
Проверить знания и навыки. Нужно уточнить, обладает ли учитель необходимыми знаниями или навыками по работе с травлей. Если необходимо, побудить к соответствующему обучению.
Разработать правила поведения. Классному руководителю с поддержкой администрации и коллег необходимо создать для учеников правила поведения и безопасного, уважительного общения в классе. Также нужно обозначить понятные санкции за их нарушение.
Провести мероприятия, чтобы прекратить травлю. Классному руководителю можно провести серию классных часов с поддержкой психологической службы или сторонних организаций. На них обсудить правила и сделать так, чтобы их приняли все ученики. Также провести мероприятия, чтобы сплотить класс и развить гибкие навыки – конструктивное общение, разрешение конфликтов, эмпатию. Полезно провести родительское собрание, обсудить ситуацию с травлей и заручиться согласием родителей и их поддержкой.
Задействовать ресурсы администрации. Покажите классному руководителю, что он не оставлен один на один с проблемой, администрация задействует все необходимые ресурсы и окажет всестороннюю поддержку. Совместно фиксируйте изменения в классе, обсуждайте возникающие трудности и ищите решения.
Предложить помощь и защиту. Если возник конфликт с родителями и они ведут себя агрессивно, предложите классному руководителю помощь и защиту. Например, решать все вопросы в присутствии замдиректора или в письменном виде, чтобы слова не были искажены или неправильно поняты.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
