ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2024года
Профессиональные компетенции
Работа с педагогами

Урок «Креативное мышление и интерактивные формы обучения» в курсе по функциональной грамотности

Лариса Кудрова, руководитель СП «Начальное общее образование АНО «Школа “Президент“», Одинцовский район, Московская обл.
В статье – сценарий пятого занятия обучающего курса по функциональной грамотности. Тема занятия – «Креативное мышление и интерактивные формы обучения». К каждому этапу есть практическое задание, чтобы педагоги активно участвовали в занятии. А также – чтобы вам проверить, что учителя усвоили.

Предлагаем вам готовый сценарий пятого урока из курса по функциональной грамотности для педагогов начальной школы. Занятие позволит педагогам выстроить работу на уроках так, чтобы развивать креативное мышление учеников.

На подготовительном этапе урока ведущий предложит педагогам заполнить таблицу, чтобы определить уровень собственной креативности. Затем совместно с коллегами ведущий проанализирует и обсудит результаты.

На первом этапе урока ведущий объяснит педагогам, что включает в себя понятие «креативное мышление». Расскажет, какие умения нужно сформировать у школьников, чтобы развить этот тип мышления. Педагоги в практическом задании соотнесут умения и качества с понятиями дивергентного и конвергентного мышления.

На втором этапе ведущий расскажет о способах, чтобы развить креативное мышление, и ознакомит педагогов с заданиями для школьников. В практическом задании педагоги опишут, как использовать предложенные методические приемы на уроках, чтобы развить креативное мышление школьников.

Третий этап – рефлексия. Ведущий подведет итоги урока, а участники обменяются мнениями.

Урок «Креативное мышление и интерактивные формы обучения»

Ведущий:

Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга фразой: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать...» Вы вправе закончить фразу так, как хотите. Сегодня у нас урок «Креативное мышление и интерактивные формы обучения».

Участники приветствуют друг друга.

Допматериалы:

Таблица

Подготовительный этап

Ведущий:

Прежде чем мы начнем урок, хочу предложить вам оценить уровень собственной креативности. Я раздам вам таблицы для опроса. Прочитайте утверждения и отметьте нужный вариант.

Ведущий раздает таблицы для опроса, педагоги заполняют их. Ведущий организует обсуждение результатов.

Допматериалы:

Задание

Этап 1. Что такое креативное мышление и каковы его составляющие

Ведущий:

Креативное и инновационное мышление – это вид мышления, которое ведет к новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей.

Чтобы развить креативное мышление, нужно сформировать шесть умений.

1. Распознавать, определять и переопределять проблему или задачу.

2. Извлекать из окружения связанную с проблемой информацию.

3. Устанавливать параллели между разными предметными областями, полезные для решения проблемы.

4. Перегруппировывать элементы информации таким образом, что в новых сочетаниях они приводят к новым идеям.

5. Порождать множество решений.

6. Оценивать собственный прогресс на пути решения проблемы.

Есть три составляющие креативного мышления: любознательность, создание идей и развитие предложенных идей. Любознательность предполагает активный интерес к заданию. Проявляется в интересе к окружающему миру и желании узнать о нем больше. Ученик может самостоятельно искать ответы на собственные вопросы, а также активно искать новую информацию, в том числе в неожиданных источниках. Создание идей означает, что ученик подключает воображение. Предлагает собственные идеи, которые отличаются оригинальностью и гибкостью, подвижностью. Ученик способен продуцировать большое количество идей. Развитие предложенных идей предполагает, что ученик оценивает их с разных позиций и ищет их сильные и слабые стороны, чтобы улучшить идею или отказаться от нее. Умеет быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Назовем личностные черты, которые благоприятствуют креативному мышлению. Креативное мышление легче развить, если ученик уверен в своих силах; у него доминируют эмоции радости и даже определенная доля агрессивности; умеет рисковать; не боится казаться странным и необычным; хорошо развито чувство юмора; богатое по содержанию подсознание; любит фантазировать и строить планы на будущее.

Креативность включает развитие дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление – это процесс генерирования многочисленных идей или решений на заданную тему или по заданной проблеме. Конвергентное мышление – это процесс использования предварительно усвоенных правил для отбора наиболее подходящих вариантов решения проблемы. Я дам вам задание. Нужно будет определить, что относится к дивергентному мышлению, а что – к конвергентному.

Ведущий раздает задание, педагоги выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение ответов.

Допматериалы:

Таблица, задание, памятка

Этап 2. Как научить креативному мышлению

Ведущий:

Для того чтобы решить задачу в реальной жизни, мы обращаемся либо к изученному шаблону, либо к собственному опыту, либо к неизвестным ранее примерам из окружающего мира. Для того чтобы использовать два последних способа, нужно уметь наблюдать, обдумывать, опираться на то, что человек когда-то видел, слышал или ощущал. Всем этим навыкам можно научить школьника на уроках.

Креативное мышление развивается в безопасной и расслабленной обстановке. Задания на креативность не должны оцениваться. Это отдельная деятельность, которая не направлена на формирование знаний как таковых, поэтому «двойки» и «пятерки» тут вряд ли уместны.

Есть семь способов развить креативное мышление, которые учитель начальных классов может внедрить в свою практику. Я расскажу о них подробно и раздам вам таблицы с заданиями для школьников по каждому способу.

Ведущий раздает педагогам таблицы. Учителя рассматривают таблицу с заданиями, обсуждают их содержание с ведущим. Ведущий отвечает на вопросы. Далее рассказывает о способах, как развить креативное мышление.

Ведущий:

Первый способ развить креативное мышление – подбирать ассоциации. Ассоциативность – это способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями. Она придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию в самых неожиданных воспоминаниях.

Второй способ – иллюстрировать. Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям.

Третий способ – читать, разговаривать и придумывать. Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации – например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве. Развивать креативное мышление можно на уроках литературного чтения. Во время знакомства с произведениями можно акцентировать внимание учеников на моментах, значимых для понимания авторского замысла. Например, спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Так дети становятся вдумчивыми и творческими читателями, способными сопереживать героям, понимать замысел автора и видеть в текстах явления из реальной жизни. Еще такие обсуждения развивают воображение и фантазии, творческую активность детей.

Четвертый способ – инсценировать. Можно продолжить работу с текстом и развитием воображения и предложить детям творчески пересказать прочитанное, добавить детали и события или сделать это от первого лица с разными интонациями. Следующий этап – драматизация в любом из ее проявлений: чтение по ролям, пантомима, постановка спектаклей.

Пятый способ – играть. Можно использовать ролевые и настольные игры. Когда ученик придумывает свободный сюжет и отталкивается от образа, он не боится ошибиться, сделать что-то не так. В игре он встает в авторскую позицию и волен делать то, что считает нужным: ведь он создатель истории. Игровой контекст при этом обеспечивает безопасную среду для экспериментов. В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.

Шестой способ – головоломки, ребусы, занимательные задачи. Однако тут важно быть готовым помочь ученику, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.

Седьмой способ – использовать задачи ТРИЗ или теории решения изобретательских задач. Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше. Однако младшеклассники лучше всего справляются с задачами по ТРИЗ на интуитивном уровне. Они не обращаются к конкретным приемам, чтобы не отдаляться от содержания в угоду форме. Ребят постарше можно познакомить с приемами для решения задач ТРИЗ: ПОПС-формулой, моделью «Элемент – имя признака – значение признака», приемом «Создай паспорт», методом маленьких человечков. Предлагаю вам выполнить задание. Подумайте, как можно использовать предложенные методические приемы на уроках, чтобы развить креативное мышление школьников.

Ведущий раздает педагогам задание. Педагоги выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение.

Ведущий:

Хочу ознакомить вас со способами, как восполнить дефицит креативности у школьников. Я раздам памятки с рекомендациями. Ознакомьтесь с ними и задайте вопросы. Вы можете забрать памятки себе и использовать в работе.

Ведущий раздает педагогам памятки. Педагоги знакомятся с их содержанием. Ведущий отвечает на вопросы.

Этап 3. Рефлексия

Ведущий:

Наше занятие подошло к концу. Встанем в круг и по цепочке ответим на вопросы: чем оно мне запомнилось? достаточно ли мне информации? какой информации не хватило?

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК