ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Апрель 2024года
Работа с документами
Программы и планы

Как разработать организационный раздел любой АООП под федеральную программу

Адель Вильшанская, директор ГКОУ «Школа № 2124 “Центр развития и коррекции”», разработчик Примерной АООП основного общего образования, которую готовили по заказу Минпросвещения, ведет активную деятельность в качестве председателя Ассоциации инклюзивных школ, к. п. н., Москва
В статье – рекомендации, как замдиректора заполнить организационный раздел АООП в соответствии с ФАОП. Специалист разъяснила, как составить учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы, систему специальных условий реализации АООП. К этим подразделам дала фрагменты документов. А также – чек-лист, чтобы проверить учебный план АООП по ФАОП.

Организационный раздел АООП – это набор документов, которые регламентируют организацию учебного и воспитательного процесса для учеников с ОВЗ. Проверьте и скорректируйте в соответствии с ФАОП и стандартом компоненты раздела: учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы. Включите в АООП характеристику условий реализации программы. Этого документа в ФАОП нет, но по ФГОС всех уровней он обязателен. Разработайте его, при этом ориентируйтесь на ФГОС и АООП школы, которую создавали ранее на основе примерных программ.

ВАЖНО

Проверьте, чтобы в формируемой части АООП НОО было минимум 10 часов в неделю внеурочной деятельности. Из них минимум 5 часов отведите на коррекционно-развивающую область (п. 2.9.3 ФГОС НОО ОВЗ, п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20)

Составьте учебный план из двух частей

Возьмите варианты учебных планов для АООП начальной школы в ФАОП НОО. Учебные планы для учеников с ОВЗ 5–9-х классов составляйте в соответствии с вариантами учебных планов разных нозологий в ФАОП ООО. Для школьников с умственной отсталостью ориентируйтесь на учебный план в ФАООП УО.

Когда будете приводить учебный план в соответствие с ФАОП, руководствуйтесь общими правилами: не сокращайте количество часов на учебные предметы, по которым обязательно применять федеральные рабочие программы, и указывайте в учебном плане формы промежуточной аттестации (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Школа может разработать для АООП один или несколько учебных планов. Учебный план составьте из двух частей: обязательной и части, которую формируют участники образовательных отношений. Состав обязательной части и соотношение обязательной и формируемой частей зависят от варианта АООП. По первому варианту АООП состав обязательной части такой же, как в учебном плане ООП по ФГОС НОО. В остальных вариантах АООП ориентируйтесь на варианты АООП из приложений 1–8 к ФГОС НОО ОВЗ и варианты учебных планов из ФАОП НОО ОВЗ.

В АООП ООО в учебных планах замените физкультуру учебным предметом «Адаптивная физическая культура». Также по новому ФГОС ООО-2021 можно не включать в программу музыку для глухих и слабослышащих учеников. Внесите для этих учеников в предметную область «Русский язык и литература» учебный предмет «Развитие речи». Ориентируйтесь на варианты учебных планов для учеников разных нозологий в ФАОП ООО.

Общий объем недельной нагрузки рассчитывайте с учетом СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. Общее время на урочную и внеурочную деятельность за весь период освоения АООП зависит от варианта АООП и уровня образования. Проверьте, правильно ли вы составили учебный план, по чек-листу.

Чек-лист для замдиректора

Инструкция
Перед вами – чек-лист, в котором вы сразу отметите, какие данные есть и готовы. Ставьте галочку в пунктах, которые вы уже выполнили. Для этого кликните по квадратику. Распечатайте итог.

Чтобы обеспечить индивидуальный подход к ученику, можно подготовить индивидуальный учебный план. Смотрите инфографику, что предусмотреть в нем.

Что учесть в индивидуальном учебном плане


Скачать

СПРАВКА

Календарный учебный график для АООП составляют с учетом пятидневной учебной недели. В субботу для учеников с ОВЗ организуют только внеурочную деятельность

Включите в план внеурочной деятельности коррекционно-развивающие занятия

План внеурочной деятельности включите в АООП для ООО и СОО. По ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС для учеников с УО план внеурочной деятельности не входит в АООП (п. 2.8 ФГОС НОО ОВЗ и п. 2.8 ФГОС УО). Однако федеральный план внеурочной деятельности включили в ФАООП УО. В АООП НОО направления и объем внеурочной деятельности пропишите в учебном плане. В АООП УО разработайте план внеурочной деятельности в соответствии с ФАООП УО.

В ФАОП нет конкретной формы плана внеурочной деятельности и распределения часов. ФАОП ООО и ФАООП УО содержат описание направлений федеральных планов внеурочной деятельности. Дополнительно ФАООП УО предлагает для каждого направления перечень курсов внеурочной деятельности. Описание включает название курсов, формулировку цели и форму, как организовать.

В АООП всех уровней выполняйте общее требование – отведите минимум 5 часов внеурочной деятельности на коррекционно-развивающие занятия (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). Для всех вариантов АООП включите «Разговоры о важном», внеурочную деятельность, чтобы сформировать функциональную грамотность и профессиональное самоопределение. Другие возможные направления внеурочной деятельности – общие ориентиры для школы. Их нельзя формально копировать в АООП. Ориентируйтесь на направления внеурочной деятельности в ФАОП. В перечень включили спортивно-оздоровительную, проектно-исследовательскую, коммуникативную, художественно-эстетическую деятельность, информационную культуру.

Определите оптимальные формы, чтобы организовать внеурочную деятельность. Например, коррекционные и учебные курсы, художественные, музыкальные и спортивные студии, клубы. Фрагмент плана внеурочной деятельности АООП ООО по варианту 3.2.

Фрагмент плана

Инструкция
Здесь и далее нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Установите учебные периоды и сроки в календарном учебном графике

Сформируйте календарный учебный график для каждой АООП. Пропишите, как организована образовательная деятельность по учебным четвертям или триместрам. Установите начало и окончание учебного года, продолжительность четвертей и каникул. Также укажите продолжительность уроков, перемен и покажите, как распределили недельную нагрузку на учеников.

ФАОП не содержат конкретной формы федерального календарного учебного графика, только его описание. В описании ФАОП НОО и ФАОП ООО есть конкретные сроки начала и окончания учебного года – это 1 сентября и 26 мая. Если на 1 сентября приходится выходной день, то учебный год начинается в первый следующий за ним рабочий день. Если выходной выпадает на 26 мая, то учебный год заканчивается в предыдущий день.

Также в ФАОП НОО и ФАОП ООО зафиксировали единую продолжительность учебного года – 34 недели во всех классах, кроме 1-х, 1-х дополнительных, 9-х и 11-х классов. В 1-х и 1-х дополнительных классах учебный год – 33 недели. В 9-х и 11-х классах продолжительность учебного года зависит от единого расписания ГИА.

Еще в федеральных адаптированных программах НОО и ООО предусмотрели продолжительность учебных четвертей и каникул. В начальной школе закрепили неделю дополнительных каникул для первоклассников и учеников 1-х дополнительных классов.

В ФАООП УО не регламентировали сроки начала и окончания учебного года, не указали продолжительность учебного года и каникул. Все это школы должны определить самостоятельно с учетом требований действующих санитарных правил и мнения участников образовательных отношений.

СПРАВКА

Учитывайте, что федеральный календарный план воспитательной работы можно реализовать в урочной и внеурочной деятельности

Подберите мероприятия в календарный план воспитательной работы

В ФАОП не установили требования к структуре календарного плана воспитательной работы. Разработчики ФАОП НОО и ФАООП УО предложили его примерную форму по модулям программы воспитания. Используйте примерную форму, чтобы составить календарный план воспитательной работы в АООП. Также школа вправе сформировать план воспитательной работы по календарным периодам: месяцам, четвертям, триместрам или в другой форме.

Федеральные планы воспитательной работы во всех ФАОП содержат единый для всех школ перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат. При этом школа вправе проводить другие мероприятия. Главное, чтобы они соответствовали федеральной рабочей программе воспитания и ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей. А еще мероприятия нужно проводить с учетом особенностей АООП. Например, мероприятия в плане воспитательной работы АООП УО должны учитывать возрастные, физиологические и психоэмоциональные особенности учеников с умственной отсталостью. Смотрите пример календарного плана воспитательной работы в АООП УО по варианту 1.

Фрагмент календарного плана воспитательной работы в АООП УО по варианту 1

Опишите систему специальных условий

Укажите условия, которые есть в вашей школе, чтобы обучать учеников конкретной нозологии. Среди них кадровые, финансово-экономические, материально-технические и информационно-методические, а также психолого-педагогические для АООП ООО и СОО. Включите мероприятия по контролю за состоянием системы условий. В системе условий важно учесть структуру школы и как взаимодействуете с другими организациями. Смотрите фрагмент системы условий реализации в АООП ООО для учеников с ЗПР.

Фрагмент системы условий реализации в АООП ООО для учеников с ЗПР

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.