ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
4
Апрель 2024года
План работы
Государственная итоговая аттестация

Как организовать ГИА для детей с ОВЗ: спецусловия, обязательные документы и промежуточная аттестация

Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
В статье – юридические тонкости про ГИА для детей с ОВЗ и умственной отсталостью. Руководитель экспертной поддержки Актион Образование назвала права учеников на ГВЭ-9, пояснила, какие дополнительные условия организовать для детей с разными нозологиями, и требования к промежуточной аттестации.

Ученики с ОВЗ и инвалиды могут сдавать экзамены, как все, или в упрощенном формате. Выбрать формат не могут только дети с умственной отсталостью, для них – только промежуточная аттестация.

Права учеников на ГВЭ-9

Дети с ОВЗ имеют право сдать ГИА в обычном порядке или воспользоваться особым порядком. Чтобы сдать экзамены, обучающиеся с ОВЗ подают заявления об участии в ГИА. К заявлению они прилагают: документ, удостоверяющий личность; оригинал или заверенную копию рекомендаций ПМПК.

Дети-инвалиды и инвалиды, экстерны подают оригинал или заверенную копию справки, которая подтверждает инвалидность, а также оригинал или заверенную копию рекомендаций ПМПК. Это указано в пункте 13 Порядка ГИА-9. Если заявления подают их родители, то они предъявляют документы, которые удостоверяют личность, а если заявление подают уполномоченные лица – документы, которые удостоверяют личность, и доверенность. Этот же список документов необходим ученикам с ОВЗ, которые оканчивают 11-й класс.

Для участников ГИА с ОВЗ организуют экзамены в условиях, которые учитывают состояние их здоровья, особенности психофизического развития. Основание, чтобы организовать экзамен на дому или в медицинской организации – заключение медицинской организации и оригинал или заверенная копия рекомендаций ПМПК (п. 49 Порядка ГИА-9).

ВАЖНО

Список документов и спецусловия общие для участников ГИА-9 и ГИА-11

Выбор между ГВЭ, ЕГЭ или промежуточной аттестацией

Участники ГИА-11 сдают экзамены по русскому языку и математике с выбором формы – ГВЭ или ЕГЭ. Ученики с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды с присоединенных территорий дополнительно еще могут выбрать ГИА в форме промежуточной аттестации по всем предметам учебного плана ООП СОО (п. 20 Особенностей, утв. приказом Минпросвещения, Рособрнадзора от 22.02.2023 № 131/274). Такие дети вправе изменить выбранную форму ГИА. Для этого им надо подать новое заявления в ГЭК минимум за две недели до начала экзамена.

Итоговая аттестация для учеников с умственной отсталостью

Итоговая аттестация зависит от варианта АООП. При обучении по варианту 1: ее проводят в форме двух испытаний; первое предполагает комплексную оценку предметных результатов русского языка, чтения, математики и основ социальной жизни; второе направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.

При обучении по варианту 2: предметом итоговой оценки должно быть достижение результатов СИПР последнего года обучения и развитие жизненной компетенции учеников. Итоговую аттестацию проводят в течение двух последних недель учебного года: наблюдают, как ученик выполняет специально подобранные задания в естественных и искусственно созданных ситуациях.

Порядок и форма проведения итоговой аттестации должны быть закреплены в локальном акте ОО. АООП для у/о по варианту 1 и варианту 2 отличаются содержанием, целями и планируемыми результатами. ФАОП для у/о также подтверждает, что школа самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру итоговой аттестации. Ее результаты оценивают в форме «зачет» или «незачет».

  • Ученик в период ГИА переехал в другой субъект РФ на лечение. Может ли он пройти ГИА и получить аттестат в медорганизации, в которой лечится?

    Да, вправе. Рособрнадзор издал по этому вопросу письмо от 13.05.2014 № 02-377.

    Однако нужно сделать так, чтобы региональные информационные системы проведения государственной итоговой аттестации (РИС ГИА) не дублировали информацию об обучающемся. Для этого он должен: направить в государственную экзаменационную комиссию субъекта РФ, в который прибыл, информацию о том, что уже зарегистрирован в РИС ГИА; указать перечень предметов, по которым будет проходить аттестацию; приложить подтверждающее письмо органа исполнительной власти субъекта РФ, откуда он выбыл.

К СВЕДЕНИЮ

Какие спецусловия нужно создать для детей с ОВЗ на ГИА

Для учеников и экстернов с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, а также обучающихся на дому и в медорганизациях, создают условия:

1) проводят ГИА в форме ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;

2) увеличивают продолжительность экзаменов по учебным предметам на 1,5 часа;

3) обеспечивают доступ в аудитории, туалетные помещения; пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла;

4) увеличивают время для заданий по иностранным языкам, которые требуют устных ответов, на 30 минут;

5) организуют питание и перерывы, чтобы провести лечебные и профилактические мероприятия;

6) обеспечивают звукоусиливающую аппаратуру для слабослышащих учеников;

7) приглашают ассистента-сурдопереводчика для глухих и слабослышащих школьников;

8) обеспечивают увеличительные устройства; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс для слабовидящих учеников;

9) обеспечивают выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию;

10) обеспечивают оформление КИМ шрифтом Брайля и разрешают выполнить работу в специальных тетрадях или на компьютере слепым ученикам.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.