ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
1
Январь 2024года
Лёгкие статьи на новогодние каникулы

Как заместителю директора взаимодействовать с низкомотивированными детьми: лайфхаки, которые сработали

Наталия Никулина, заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова» г. Калуги, к. п. н., победитель Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019»
Светлана Михайлова, заместитель директора по воспитанию и социализации ГБОУ «Школа № 814» г. Москвы
Мотивация у школьников снижается из-за проблем со здоровьем, неуспешности в любимом деле, учебе, если ученик испытывает стресс в школе. Предлагаем опыт работы от заместителей директора, у которых получилось повысить мотивацию школьников. После долгих безуспешных попыток они нашли четыре лайфхака, которые помогут и вам.

СПРАВКА

Чемпионат «Абилимпикс» – это конкурс профессионального мастерства для людей с ОВЗ и инвалидностью

Успех в зоне интереса

У подростка – врожденные проблемы со слухом. А как следствие – проблемы с речью, отстраненность, некоммуникабельность, низкая мотивация к учебе. Он привык к одиночеству, замкнут. Семья контактна, мама стремится помочь сыну.

Попытки объяснить, что учиться нужно, чтобы выбрать профессию и реализоваться в жизни, не приносят успеха. Успеваемость остается низкой. Попытки увлечь дополнительным образованием встречают протест. Подросток смирился с ярлыком не такого, как все: аутсайдера, одиночки.

Классный руководитель обращается к заместителю директора, чтобы найти выход из ситуации. Из разговора с мамой замдиректора узнает, что мальчик любит готовить. Он поручает учителю технологии подготовить подростка к чемпионату «Абилимпикс» в номинации «Кулинарное дело».

Не сразу, но подросток соглашается на уговоры классного руководителя, учителя технологии и мамы. Итог – ученик становится победителем чемпионата. Снимается в ролике, рассказывает о своей победе. Сверстники начинают проявлять к нему интерес. Успех заразителен. Успеваемость подростка заметно улучшается. Кулинарное дело он выбирает своей будущей профессией.

  Совет: старайтесь выявить сферу интересов низкомотивированного ученика и создать условия, чтобы успешно их реализовать. Даже если интересы – вне учебных занятий. Пусть школьник почувствует себя успешным в том, что ему интересно. Попробуйте. Хулиган и двоечник, который любит собак, может стать хорошим волонтером. Ученики, которые не участвуют в жизни класса, могут оказаться успешными блогерами или киберспортсменами.
Подход: интерес ребенка – успех в зоне интереса – педагогическая победа – мотивация.

Возможность быть сопричастным любимому делу

Ученица любит танцевать. Занимается хореографией с дошкольного возраста. Но совершенно лишена танцевальных данных. К началу подросткового возраста она чувствует свою неуспешность в любимом деле, замыкается, редко посещает занятия кружка в школе, так как опасается насмешек за свою неуклюжесть, снижает успеваемость.

Родители сообщают педагогу дополнительного образования, что их ребенок на занятия кружка больше ходить не будет. А классному руководителю говорят о плохом душевном состоянии дочери. Попытки уговорить их водить ребенка на занятия кружка неуспешны. Педагоги обращаются к заместителю директора.

Замдиректора предлагает педагогу дополнительного образования найти в балетном спектакле роль для девочки: статичную, которая не требует танцевального мастерства, но значимую для сюжета представления. Педагог предлагает ученице роль в новом спектакле. Сцена, аплодисменты, цветы, успех наравне со всеми, хотя и в своем, особом качестве. Итог – девочка не стала балериной, но успешно окончила школу, выбрала другую профессию, на всю жизнь сохранила любовь к балету и счастливые детские воспоминания.

  Совет: не стремитесь увлечь ученика чем-то другим, если он утрачивает мотивацию из-за неуспешности в любимом деле. Постарайтесь найти для него свою нишу в поле его интересов, где он сможет почувствовать себя полезным, ценным, значимым. Подход: неуспешность в сфере интересов – возможность быть сопричастным любимому делу – педагогическая победа – мотивация.

Пример значимого взрослого

В соревнованиях по военно-спортивной подготовке команда старшеклассников участвует, только если настаивает классный руководитель. Интереса к мероприятиям у учеников нет. Воспитательные беседы с классом не дают существенных результатов. О ситуации классный руководитель рассказывает руководству школы, и вместе с замдиректора ищут пути решения.

На соревнования решают пригласить ветерана Великой Отечественной войны, участницу обороны Москвы. Ей 93 года. Подростки смотрят с удивлением на старушку, которой в ее возрасте не сидится дома. Бабушка рассказывает им немного о московском ополчении, читает наизусть стихи о Москве. В тире попадает в девятку из спортивного пистолета, сокрушается, что ей с винтовкой было привычнее, из винтовки попала бы в яблочко. Итог – старшеклассники провожали ее стоя, отдавая честь и аплодируя.

  Совет: используйте пример значимого взрослого. Особенно если этот человек способен поразить учеников.
Подход: значимый взрослый – эффект личного примера – педагогическая победа – мотивация.

А еще по этой теме вы можете пройти программу «Организация и контроль работы с неуспевающими обучающимися в школе» в Академии Ресурсы

Смена «Летняя школа»

В 3–6-х классах – большая группа учеников с низкими и неудовлетворительными оценками по предметам. В учебном году учителя занимались с ними на дополнительных занятиях, разрабатывали индивидуальные задания для уроков, беседовали с родителями, педагогом-психологом. В результате ситуация только немного улучшилась.

Чтобы повысить учебную мотивацию, показать ученикам, что работать на занятии в команде интересно, а отвечать – не страшно, замдиректора вместе с педколлективом решает провести особую смену летнего школьного лагеря. Создают творческие группы учителей, которые разрабатывают программу смены «Летняя школа». Классные руководители определяют кандидатов для участия. Замдиректора проводит встречу с родителями и информирует их.

В «Летней школе» учеников объединяют в отряды. За каждым отрядом закрепляют наставника – предметника или учителя начальных классов. Много внимания уделяют живому общению, командообразованию, коллективным делам.

Итог – к новому учебному году у детей появилось желание приходить в школу, установились доброжелательные отношения между педагогами и учениками, дети нашли друзей из других классов, научились анализировать свои затруднения и достижения. Учителя тоже многому научились. Например, создавать ситуации успеха и готовить мотивирующие занятия.

  Совет: применяйте нетрадиционные формы работы для детей с низкой учебной мотивацией. Например, проводите занятия в игровой форме. Сделайте их максимально увлекательными, не похожими на школьные уроки, без «натаскивания» по предметам. Это повысит познавательную активность шйкольников.
Подход: нетрадиционные формы работы – познавательный интерес – успех в учебной деятельности – педагогическая победа – мотивация.

Программа смены

Инструкция

Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним

Отредактируйте текст документа

– удалите строку таблицы

– добавьте строку в таблицу

Печать – распечатайте программу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.