ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2023года
Спецпроект. ФОП

Готовые формулировки в документы по образовательной деятельности из-за ФОП и обновленного ФГОС СОО

Виктория Ярцева, эксперт-юрист по образовательному праву Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования
В статье – формулировки в локальные акты, которые нужно обновить до 1 сентября из-за ФОП и обновленного ФГОС СОО. Юрист-эксперт Актион Образование проанализировала документы, выбрала существенные изменения и подготовила примеры формулировок, которые вставите в свои локальные акты.

К новому учебному году придется скорректировать пять локальных актов: положение о рабочей программе, внеурочной, проектной деятельности, профильном обучении, текущем контроле и промежуточной аттестации. Добавьте в каждый документ реквизиты федеральных программ и новые нормы, которые конкретизируют деятельность школы. Чек-лист поможет пройтись по скорректированным документам и увидеть, все ли изменения отразили.

СПРАВКА

Ведомства рекомендуют использовать конструктор рабочих программ по предметам, который разместили на портале «Единое содержание общего образования» – edsoo.ru

Формулировки в положение о рабочей программе

Основное, что нужно изменить в положении о рабочей программе, – добавить указание, что школа не разрабатывает собственные рабочие программы, а использует полностью федеральные по отдельным предметам: русскому языку, литературному чтению и окружающему миру – на уровне НОО. Русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ – на уровне ООО и СОО. Так педагоги сориентируются и вспомнят требования Закона об образовании (ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Минпросвещения утвердило федеральные рабочие программы по остальным обязательным предметам. В положении напишите, что педагоги должны использовать их как основу. Это поможет соблюсти требование о том, что содержание ООП должно быть не ниже содержания ФОП. Рабочие программы, по которым нет федеральных, можно корректировать и дополнять. Но проверьте, чтобы их конечное содержание позволило достичь планируемых результатов, которые утвердили в ФОП НОО, ООО и СОО (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Закрепите условие о том, что педагоги должны оформить раздел с тематическим планированием даже в рабочих программах, по которым есть федеральные. Он отсутствует в ФОП, но его требуют все ФГОС (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 31.1 ФГОС НОО-2021, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 32.1 ФГОС ООО-2021, п. 18.2.2 ФГОС СОО).

Остальные рабочие программы школы вправе разрабатывать, как и прежде, с учетом ФГОС и норм Закона об образовании. В этой части можете не менять положение. В разделе с общими положениями укажите, что документ разработали в соответствии с федеральными программами. Напишите их реквизиты.

Примеры формулировок

Инструкция

Здесь и далее нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Формулировка в положение о внеурочной деятельности

ФОП не изменили требований к внеурочной деятельности. Однако, чтобы сформировать единый подход, скопируйте в положение готовые формулировки из ФОП НОО, ООО и СОО. Например, что школа ориентируется на свои особенности, психолого-педагогические характеристики учеников, их потребности, интересы и уровни успешного обучения, когда выбирает направления внеурочной деятельности.

Для уровня ООО и СОО уточните, что часть внеурочной деятельности можно перенести на каникулы, но не более половины. Внеурочную деятельность вы вправе реализовать в школьном лагере, походах или поездках (п. 169 ФОП ООО, п. 133.5 ФОП СОО). Также добавьте, что внеурочная деятельность на каждом уровне образования включает курс «Разговоры о важном». Занятия курса формируют внутреннюю позицию личности школьника, которая нужна ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе (п. 173.6.1 ФОП НОО, п. 169 ФОП ООО, п. 133.8 ФОП СОО). Впишите в первый раздел положения реквизиты федеральных программ, если указывали, на основе каких нормативных актов разработали документ.

Пример формулировки

СПРАВКА

По ФОП СОО школьники представляют результаты работы над проектом: публично обсуждают их со сверстниками, родителями и педагогами, организациями-партнерами, получают квалифицированную оценку от педагогов и экспертов

Формулировка в положение о проектной деятельности

ФОП урегулировали проектную деятельность. На уровне начального общего образования проект создают во внеурочной деятельности. В основной и старшей школе – по одному из учебных предметов или на межпредметной основе. На уровне СОО проект так и остался обязательным, но установили критерии его оценки. Укажите в положении о проектной деятельности нормы для всех уровней образования или изложите требования только для индивидуальных проектов в старшей школе. Критерии оценки проекта на уровне ООО и СОО – в таблице.

Критерии оценки проекта


Скачать

Для младшей школы правила оценки не установили. Закрепите в положении, что результатом проекта могут быть письменная работа, художественно-творческая, материальный объект, макет; отчетные материалы по социальному проекту.

Детали, как оформить и защитить работу, можете оставить прежними. Их в федеральной образовательной программе нет. ФОП СОО предусматривает, что независимо от процедуры на заключительном мероприятии отчетного этапа школьники представляют результаты своей работы в форме письменных отчетных материалов, готового проектного продукта, устного выступления и электронной презентации.

Пример формулировки

Формулировка в положение о профильном обучении

Алгоритм, как формировать учебный план профиля

Скачать

Когда будете корректировать положение о профильном обучении, учтите изменения во ФГОС СОО. Теперь, чтобы сформировать профиль, надо включить в него минимум 13 общих предметов: русский язык, литературу, математику, иностранный язык, информатику, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физическую культуру, ОБЖ. Среди этих предметов или дополнительных из предметной области, которая соответствует профилю, или смежной с ней минимум два предмета школьники должны изучать на углубленном уровне (п. 18.3.1 ФГОС СОО).

Разработчики ФОП СОО рекомендуют внеурочную деятельность планировать также с учетом профиля и обязательно коллективно обсуждать мероприятия. В положении закрепите алгоритм, как формировать учебный план профиля, который предложили разработчики ФОП СОО. Пример алгоритма – справа.

Пример формулировки

Формулировка в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации

ФОП НОО, ООО и СОО детально описали, как оценить достижения результатов по ООП и какие особенности оценки учесть. Перенесите эти нормы в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Например, дополните положение условием о том, что внутренняя оценка включает: стартовую диагностику; текущую, тематическую оценку, промежуточную аттестацию и итоговую оценку; психолого-педагогическое наблюдение; внутренний мониторинг образовательных достижений учеников.

Подробнее распишите текущую, тематическую, итоговую оценку и промежуточную аттестацию. Остальные темы урегулируйте в других локальных актах, если необходимо.

Напишите в положении, что стартовую диагностику проводят, когда школьники начинают осваивать уровень общего образования или первый год изучают предмет на уровне ООО. Она выступает как точка отсчета, когда нужно оценить динамику образовательных достижений. Педагог может провести стартовую диагностику, чтобы оценить, готовы ли ученики изучать отдельные разделы предмета. Результаты стартовой диагностики – основание, чтобы скорректировать учебные программы и индивидуализировать учебную деятельность.

Тематическую оценку отдельно можно не выделять, а указать ее как разновидность текущей оценки уровня достижения планируемых результатов. Разработчики ФОП хоть и указали ее отдельно, но по смыслу сделали ее разновидностью текущей оценки.

В ФОП начального общего образования установили, что промежуточную аттестацию проводят только со второго класса. Но это может создать проблемы для школы, например, когда вы зачисляете экстерна в середине или по итогам первого класса, принимаете ребенка из другой школы. Без промежуточной аттестации вы не сможете зачесть результаты освоения программы и продолжить обучение. Лучше предусмотреть, что в первых классах промежуточную аттестацию проводят с учетом текущих достижений учеников, безотметочно. Результаты фиксируют в документах мониторинга качества образования школы. Для экстернов предусмотрите комплексную работу, которая станет аналогом учета текущих достижений.

Суть итоговой оценки не уточнили. Поэтому школа вправе самостоятельно установить, что в нее входит. Например, можно вывести итоговую отметку по предмету или провести итоговую оценочную работу за год или за весь период освоения предмета.

Пример формулировки

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей