
Ответы на семь вопросов ваших коллег по федеральной образовательной программе
Отвечает Минпросвещения России
1. ФОП НОО и ООО сформировали в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО. Значит ли это, что с 2023/24 учебного года школы должны перейти на новые ФГОС во всех классах с 1-го по 9-й?
Содержание и планируемые результаты федеральных рабочих программ по учебным предметам в ФОП начального общего и основного общего образования соответствуют требованиям новых стандартов. В 2023/24 учебном году ученики 1–2-х и 5–6-х классов должны обучаться по новым ФГОС. Решение в отношении 3–4-х и 7–9-х классов о переходе на новые ФГОС школа принимает, если есть условия и согласия родителей.
Анализ имеющихся в школах ресурсов, чтобы перейти на новые ФГОС, показал, что можно такой переход осуществить за два года и завершить его к 2024/25 учебному году. Такой подход позволит достичь в короткие сроки единообразия в организации учебной деятельности.
Если родители не дают согласия, а в школе есть условия обучать по новым ФГОС, то ситуацию можно решить только путем диалога между ответственными специалистами образовательной организации и родителями учеников.
2. Какие учебники закупать для реализации новых ФГОС и ФОП? Только те, что есть в федеральном перечне учебников?
Брать учебники нужно из нового федерального перечня, который утвержден приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858. Однако сейчас в нем не хватает учебников по некоторым предметам, также нет комплектных пособий для учебников. Это связано с тем, что разработка, экспертиза, апробация, доработка и включение в перечень нового учебника занимает не меньше двух лет.
Минпросвещения разрешает использовать пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699, в ситуации, когда для учебника из федерального перечня нет комплектного пособия.
У исключенных учебников из «старого» ФПУ есть предельный срок, когда их можно использовать. Это означает, что до окончания срока вы можете использовать эти учебники, когда реализуете образовательные программы. Если учебника нет ни в новом, ни в «старом» перечне, то вместо учебника школа может использовать пособия, которые выпускают организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699.
3. ООП всех школ должны быть приведены в соответствие с ФОП. Не увеличит ли ввод федеральных программ документарную нагрузку на педагогических работников?
Для удобства педагогов и снижения документарной нагрузки разработали онлайн-сервисы – конструкторы, чтобы создать рабочие программы и учебные планы на edsoo.ru. В конструкторе рабочих программ есть возможность сформировать рабочую программу по учебному предмету, которая рассчитана на один год обучения или на уровень образования. В настоящее время конструктор рабочих программ дорабатывают, чтобы пользователи могли выгрузить поурочное планирование в электронный журнал, интегрировать с библиотекой электронные образовательные ресурсы. Конструктор учебных планов дорабатывают так же, чтобы можно было контролировать часы учебного плана на соответствие требованиям ФГОС и действующих санитарных норм и правил.
4. Какие разделы/части ООП школа должна разработать полностью самостоятельно?
В дополнение к разделам, которые включены в ФОП, школа с учетом имеющегося опыта реализации образовательных программ, своих условий и возможностей, интересов учеников и родителей самостоятельно разрабатывает и включает в ООП:
- программу коррекционной работы, которая включает организацию работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- систему условий реализации ООП;
- часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений.
5. Если школа решила не разрабатывать свою ООП, то как использовать ФОП?
Согласно статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и соответствующими ФОП. Школы вправе, когда реализуют ООП, непосредственно применять ФОП целиком, а также ее отдельные компоненты – федеральные учебные планы, федеральные календарные учебные графики, федеральные рабочие программы учебных предметов. В этом случае такая учебно-методическая документация самостоятельно не разрабатывается.
В ООП разработанная на федеральном уровне учебно-методическая документация может включаться в неизменном виде или в качестве основы для разработки учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ по учебным предметам, в том числе с учетом имеющегося опыта реализации образовательных программ. При этом содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП.
Кроме того, ООП, которую школы разработают в соответствии с ФОП, должна соответствовать требованиям ФГОС к структуре ООП и содержать компоненты, которых нет в ФОП: программу коррекционной работы, которая включает организацию работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; систему условий реализации ООП, часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений. Эти элементы придется разрабатывать самостоятельно.
6. Должна ли школа использовать федеральный учебный план уровня образования в неизменном виде или может вносить в него изменения?
На основе варианта федерального учебного плана школа разрабатывает учебный план с учетом интересов участников образовательных отношений, имеющихся условий и возможностей. Когда разрабатывает учебные планы ООО и СОО, школа вправе перераспределить время в пользу изучения учебных предметов, в том числе, чтобы организовать углубленное изучение отдельных учебных предметов и профильное обучение. При этом, если будете сокращать часы из федеральных учебных планов, нужно соблюдать два условия. Первое – по предмету не должно быть ГИА (ч. 6.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Второе – обеспечить реализацию минимума, который заложен в обязательной федеральной рабочей программе по предмету.
7. Введение ФОП требует методической поддержки. Где и каким образом школа и педагоги могут получить методическую помощь?
Всю необходимую информацию размещают на портале «Единое содержание общего образования» edsoo.ru. Здесь можно получить индивидуальную консультативную помощь по вопросам ввода ФОП, скачать материалы Всероссийских просветительских мероприятий, а также – методические материалы по отдельным учебным предметам. По заданию Минпросвещения в 2023 году научно-методическое сопровождение обновления содержания общего образования осуществляет ФГБНУ ИСРО. Вся информация по планируемым методическим мероприятиям и разработанные методические материалы будут размещаться на edsoo.ru.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
