
Направления и чек-лист, чтобы проверить программу наставничества

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Как подготовить и провести методический марафон>>
Тематический педсовет о работе с низкомотивированными детьми>>
Семь принципов, чтобы добиться от педагогов успехов в работе>>
Подведите предварительные итоги, как школа реализует программу наставничества, чтобы выполнить рекомендации Минпросвещения. Ведомство предлагает разделить мониторинг на два этапа. На первом этапе – в середине учебного года – проанализируйте работу по четырем направлениям: документы по наставничеству, планирование работы наставниками, работа в парах и ее анализ. А чтобы проверить, качественно ли школа выстроила программу наставничества, используйте чек-лист.
Направление 1. Документы по наставничеству
Проанализируйте документы, которые регулируют наставничество в школе, – программу наставничества и положение о ней. В положении оцените, как описали зоны ответственности, а также функции, права и обязанности наставников и их подопечных. Скорректируйте текст документа, если возникнет необходимость.
Изучите должностные обязанности и профессиональную ответственность участников наставнических пар «Учитель – учитель». Убедитесь, что должностная инструкция таких учителей соответствует профессиональному стандарту педагога (приказ Минтруда от 18.10.2013 № 544н). Описать ответственность рекомендуем так, чтобы это позволило проанализировать работу в наставнической паре.
Дополнительно продумайте, как предотвратить типичные ошибки, которые может допустить учитель в начале профессиональной карьеры. Для этого предложите наставнику подготовить для наставляемого памятку с советами. Например, как избежать повторных ошибок, на какие сигналы риска реагировать и что делать, если они появляются.
Рисунок 1. Алгоритм для наставника, чтобы спланировать работу
Скачать
Направление 2. Планирование работы наставниками
Проверьте, что наставники продумали и спланировали свою деятельность. Важно, чтобы школьники и педагоги смогли совместить мероприятия по программе наставничества с профессиональными или учебными задачами. Например, учитель может выделить не более 20 процентов рабочего времени на вопросы наставничества.
Роль наставника предполагает информационную помощь. Опытный учитель предлагает модели работы, чтобы менее опытный коллега включился в образовательную деятельность. Еще наставник вносит предложения, чтобы оптимизировать план адаптации наставляемого в зависимости от его успехов. Например, ускоряет, сворачивает мероприятия или расширяет задачи, с которыми подопечный в состоянии справиться. Посмотрите алгоритм, как наставнику спланировать свою работу, на рисунке 1 справа.
Направление 3. Работа в наставнических парах
Оцените особенности наставнических пар, которые сформировали в начале учебного года. Для этого проверьте, как участники выстроили работу в паре. Убедитесь, что наставник объяснил наставляемому, как решать проблемные ситуации, и попросил его предложить свои варианты. Пусть участники объединят в общий список способы, чтобы решить проблемы, которые возникают в образовательной деятельности. Такой список станет удобным инструментом для наставляемого. На какие принципы опираться наставнику, чтобы работа в группе получилась плодотворной, смотрите рисунок 2.
Рисунок 2. Принципы работы наставника

ВАЖНО
Чтобы определить границы полномочий учителя и его роль в структуре профессионального объединения педагогов, корректно опишите ответственность
Направление 4. Рефлексия наставников
Проконтролируйте, как наставническая пара или группа анализирует результаты совместной деятельности. Задача наставника – выстроить обратную связь так, чтобы наставляемый ощущал, что работа в паре позволяет ему учиться и осваивать профессию. Важно, чтобы наставник соблюдал баланс – отмечал положительные моменты и обозначал «точки роста» для своего подопечного.
Проверьте, чтобы в процессе рефлексии наставник делал акцент на конкретных фактах или действиях наставляемого. Обязанность наставника – давать обратную связь наставляемому своевременно. Не стоит пытаться определить мотивы поступков подопечного или фокусироваться на его личности. Какие еще ошибки бывают у наставников и как этого избежать, смотрите в памятке.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Готовый план-график проведения самообследования за 2022 год
Спланируйте этапы работы, чтобы организовать и провести самообследование за прошлый год. Для этого подготовьте план-график. Работы по самообследованию планируйте заранее (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462).
В нормативных документах нет требований к структуре плана-графика самообследования, поэтому определите ее самостоятельно. Рекомендуем зафиксировать в документе четыре раздела и назвать их по этапам самообследования. Также укажите в документе ответственных и зафиксируйте сроки, когда планируете провести мероприятия.
Какие задачи включить в каждый раздел плана-графика, смотрите далее в статье. Еще воспользуйтесь готовым планом-графиком, чтобы провести самообследование.
Образец плана-графика
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Отредактируйте текст документа
– удалите строку из плана
– добавьте строку в план
Печать – распечатайте план педсовета
Скачать образец
Раздел 1. Планирование самообследования
Продумайте мероприятия, чтобы обсудить нововведения 2022 года. Отдельно рассмотрите, какие особенности отразить в отчете, которые отличают его от прошлогоднего документа. Рассмотрите этот вопрос на совещании при директоре. Запланируйте семинар, где обучите участников рабочей группы, чтобы они одинаково понимали цели самообследования. Это позволит педагогам сформировать единое представление о способах работы с результатами деятельности школы.
Раздел 2. Сбор информации для отчета
Выделите в плане-графике два отдельных мероприятия, чтобы подготовить сведения для аналитической и статистической частей отчета. Чтобы оформить аналитическую часть, соберите и проанализируйте информацию по направлениям, которые закрепило Минобрнауки (п. 6 Порядка, утвержденного приказом от 14.06.2013 № 462). Запланируйте мероприятие, на котором определите, какие разделы отчета нужно полностью изменить. Это сэкономит время, чтобы собрать информацию для документа. Для статистической части заполните таблицу, которую утвердило Минобрнауки (приложение 2 к приказу от 10.12.2013 № 1324).
Раздел 3. Подготовка отчета
Предусмотрите мероприятия, чтобы обсудить каждый раздел отчета о самообследовании. Так вы проконтролируете, что отразили в документе все особенности 2022 года.
Раздел 4. Утверждение и публикация отчета
Запланируйте, что отчет нужно отправить учредителю до 20 апреля (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462). Также проверьте, что разместили документ на официальном сайте школы.
Кому поручить собрать сведения для отчета о самообследовании
Привлеките педагогов, чтобы собрать информацию для отчета. Обычно это руководители школьных методобъединений и классные руководители. Продумайте, какие материалы для отчета смогут предоставить коллеги. Например, поручите руководителям методобъединений предоставить сведения об участии школьников на каждом этапе ВсОШ.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как подготовить и провести методический марафон

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Направления и чек-лист, чтобы проверить программу наставничества>>
Готовый план-график проведения самообследования за 2022 год>>
Какие задачи выполнить после итогового собеседования – 2023. Практикум для замдиректора>>
Школьный методический марафон – одна из форм методической работы. В рамках марафона педагоги посещают уроки и мастер-классы друг друга. Учителя обмениваются опытом и пополняют методическую копилку. Они совершенствуют свою рефлексивно-аналитическую культуру и повышают квалификацию прямо на рабочем месте.
Методический марафон проходит несколько месяцев, в этом его преимущество. Еще плюс в том, что педагоги выбирают удобное время для открытых уроков и время, чтобы посетить уроки коллег.
Подготовиться к методическому марафону
Проведите педсовет или заседание методического совета на тему методического марафона в школе. Расскажите о преимуществах такого вида работы. Познакомьте педагогов с вариантами взаимопосещения уроков, которые есть в вашей школе. Определитесь, когда провести марафон. Предложите учителям на выбор несколько тем марафона и совместно выберите ту, которая подходит. Чтобы выбрать темы для марафона, посмотрите рисунок. Когда определитесь с темами, решение закрепите в протоколе заседания педсовета или методсовета. Формулировки тем смотрите в примере.
Рисунок. Что анализировать, чтобы выбрать тему методмарафона
ПРИМЕР. Темы методического марафона
Когда определите тему, включите в план методической работы семинары, педсоветы и мастер-классы по тематике марафона. Сформируйте вместе с педагогами расписание открытых уроков. Подготовьте матрицу, в которую внесете информацию о своих уроках. Смотрите образец матрицы. Если учителя решат самостоятельно заполнить таблицу, укажите срок, до которого нужно внести информацию.
Образец матрицы взаимопосещения уроков
Чтобы педагоги могли одновременно работать с матрицей взаимопосещения уроков, создайте общий документ с помощью сервиса Яндекс.Документы. Откройте доступ на редактирование всем, у кого есть ссылка. Разошлите ссылку педагогам. Так они смогут внести в график уроки, на которые хотят пригласить коллег.
Когда педагоги заполнят матрицу, сформируйте общее расписание открытых уроков. Не забывайте корректировать расписание. Можно составить отдельные графики на каждый месяц или один общий документ на все время методического марафона.
Провести методический марафон
Повесьте расписание мероприятий методического марафона на информационный стенд. Тогда сотрудники выберут из списка те уроки, на которые они пойдут. Чтобы не допустить ситуации, когда на урок никто не пришел, подготовьте приглашения для учителей. Что указать в приглашении, смотрите в образце.
Образец приглашения
Контролировать уроки в рамках марафона
Контролируйте, проводят ли учителя открытые уроки из расписания марафона. Отмечайте учителей, которые пришли на открытый урок. Старайтесь сами посещать уроки. Если по объективным причинам не присутствуете, определите того, кто будет отвечать за рефлексию по итогам урока. Эту функцию может выполнить председатель методического объединения или методического совета школы. Заполняйте карту анализа во время урока. Используйте готовый образец карты.
Образец карты анализа урока
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
После каждого урока проводите рефлексию. Обсудить результаты занятия должны вы, педагог, который провел занятие, и все учителя, которые присутствовали. Сделайте это на перемене после урока. Вовлекайте в беседу всех, кто присутствует. Посмотрите ниже примеры вопросов, которые задать педагогам.
ПРИМЕР. Вопросы педагогам на обсуждении занятия
Подвести итоги
После марафона проведите день диагностики, регулирования, коррекции. Попросите педагогов заполнить анкету по итогам марафона. Проанализируйте результаты анкетирования. Вопросы анкеты подготовьте самостоятельно или используйте вопросы из примера.
Пример анкеты
Подготовьте отчет. Используйте для этого результаты анкетирования и материалы анализа уроков. В отчете опишите, сколько педагогов принимало участие в марафоне. Посчитайте долю участников марафона от общего количества членов педагогического коллектива. Ранжируйте активность педагогов. Если учитель дал активный урок, то отметьте, что педагог продуктивный. Если учитель посетил урок и участвовал в рефлексии, укажите, что он активный. А если педагог просто посетил урок, значит, он пассивный участник.
Подготовьте рейтинг уроков. Отразите положительные моменты и зафиксируйте проблемы. Используйте эту информацию, когда планируете методическую работу на следующий год. Создайте методический продукт вместе с председателями методобъединений. Например, сборник сценариев урока или методические рекомендации.
Проведите итоговое мероприятие. Например, фестиваль педагогических идей и технологий. В рамках фестиваля организуйте обмен опытом и идеями, которые возникли в ходе методического марафона. Презентуйте методический продукт.
Вручите благодарственные письма участникам марафона, которые были продуктивными. Педагоги пополнят портфолио методическими разработками уроков и грамотами. Так, учителя школы будут стремиться к профессиональному развитию.
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:
- Что изменить в ООП для перехода на обновленный ФГОС СОО – целевой раздел>>
- Циклограмма на февраль: итоговое собеседование, месячник патриотического воспитания и еще 26 дел>>
- Школьный театр: как создать и спланировать работу>>
- ОГЭ-2023: листы контроля, чтобы проверить подготовку на уроках>>
- ВПР: сложные задания в компактных карточках>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ