ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
2
Февраль 2023года
Образовательная деятельность
Переход на обновленный ФГОС СОО

Что изменить в целевом разделе ООП в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС СОО

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», член Всероссийского педагогического совета при Министерстве просвещения, г. Магадан
В статье – рекомендации и примеры готовых формулировок, с помощью которых составите целевой раздел основной образовательной программы по обновленному ФГОС СОО. Эксперт, член Всероссийского педагогического совета при Минпросвещения рассказал, как написать пояснительную записку, описать планируемые результаты и разработать систему оценки. Все рекомендации учитывают требования федеральной образовательной программы, чтобы вы обновили ООП по новым нормам.
 

Переход на обновленный ФГОС СОО. Цикл статей

С этого номера начинаем спецпроект по обновленному ФГОС СОО, чтобы вы разобрались во всех новых требованиях к ООП и поэтапно разработали программу среднего общего образования. В этой статье читайте, как составить целевой раздел ООП по обновленному ФГОС СОО и на основе федеральной образовательной программы. А в мартовском и апрельском номерах мы расскажем, какие изменения внести в содержательный и организационный разделы ООП, чтобы программа соответствовала новым требованиям.

Разработайте проект новой ООП СОО. Такой объемный документ не обязательно создавать с нуля – внесите изменения в уже существующую программу или используйте федеральную (ФОП). К сентябрю 2023 года вам придется скорректировать все разделы в ООП под требования обновленного ФГОС СОО и федеральной образовательной программы.

Главное в статье СкрытьПояснительная записка

Пояснительную записку возьмите в готовом виде из ФОП. Но добавьте сведения о специфике своей школы и конкретизируйте особенности аудиторной нагрузки. Разработчики уже конкретизировали цели реализации ООП СОО, сформулировали задачи, учли принципы реализации и представили расчеты объема аудиторной работы. Смотрите в примере формулировку пояснительной записки ООП.

Пример. Формулировка пояснительной записки ООП СОО 

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Включите в пояснительную записку общие сведения об образовательной программе и ее особенностях. Укажите, что программа соответствует федеральной образовательной программе среднего общего образования. Если используете ФОП целиком или ее элементы без изменений в ООП, укажите это в пояснительной записке. Обновленный ФГОС СОО содержит те же требования к пояснительной записке, что и предыдущая редакция документа.

Главное в статье СкрытьПланируемые результаты

Измените планируемые результаты освоения ООП СОО. Опишите личностные, метапредметные и предметные результаты подробно, как в новой редакции ФГОС СОО. Можно скопировать планируемые результаты из текста самого стандарта.

В планируемых результатах свяжите требования ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов должны быть не ниже или соответствовать планируемым результатам в ФОП.

Личностные результаты. Пропишите в ООП личностные результаты по направлениям воспитания, как во ФГОС СОО. В обновленном стандарте личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания, как во ФГОС-2021 НОО и ООО. Всего восемь направлений: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценность научного познания.

Используйте готовые формулировки личностных результатов из ФГОС СОО. Потому что личностные результаты в ФОП разработчики прописали менее подробно, чем в стандарте. Не меняйте содержательно формулировки личностных результатов, чтобы создать единое образовательное пространство, как рекомендует Минпросвещения. Смотрите в примере формулировку личностных результатов для ООП.

Пример. Формулировка личностных планируемых результатов освоения ООП СОО

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

 В 2023/24 учебном году изменения обязательно коснутся 10-х классов. Одно из достижений обновленного ФГОС – конкретизировали формулировки личностных результатов. Поэтому рекомендуем использовать готовые формулировки из стандарта.

  • С какого числа применять поправки во ФГОС СОО ?

    У школ есть два варианта. Первый вариант – сразу перейти на обновленный ФГОС СОО в этом учебном году, так как приказ Минпросвещения об утверждении изменений действует с 23 сентября 2022 года (приказ от 12.08.2022 № 732). И документ не содержит условий об отсрочках для 10–11-х классов, которые учатся по программам, утвержденным на начало учебного года. Второй вариант – следовать рекомендациям Минпросвещения и перевести 10-е классы на обновленный ФГОС с 1 сентября 2023 года (письмо от 17.11.2022 № 03-1889). Про нынешние 10-е и 11-е классы в письме ничего не сказано. Минпросвещения также напомнило, что до 1 сентября 2023 года надо привести все ООП в соответствие с федеральными образовательными программами. Посоветуйтесь с учредителем, чтобы решить, какой вариант перехода на обновленный ФГОС выбрать.

Метапредметные результаты. Конкретизируйте метапредметные результаты в ООП по видам универсальных учебных действий, как это сделали разработчики в обновленном ФГОС СОО. В новой редакции стандарта метапредметные результаты сгруппировали по трем направлениям. Посмотрите их на рисунке.

Рисунок. Три направления метапредметных результатов в обновленном ФГОС СОО


Скачать

СПРАВКА

Ведомства рекомендуют использовать конструктор рабочих программ по предметам, который размещен на портале Единое содержание общего образования – edsoo.ru

Для каждого УУД во ФГОС есть критерии сформированности (п. 8 ФГОС СОО). Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность самоорганизации – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение. Также метапредметные результаты теперь включают такое УУД, как эмоциональный интеллект. Выпускники должны уметь понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.

Используйте готовые формулировки метапредметных результатов из ФГОС СОО. Поскольку в федеральной образовательной программе разработчики кратко прописали такие результаты. Не меняйте содержательно формулировки метапредметных результатов, которые возьмете из новой редакции ФГОС. Значимое изменение в обновленном стандарте – конкретизировали формулировки метапредметных результатов. Смотрите в примере формулировку метапредметных результатов для ООП.

Пример. Формулировка метапредметных планируемых результатов освоения ООП СОО

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

  • Обязательно ли применять федеральную программу в 11-х классах?

    Однозначного ответа нет. Редакция рекомендует обратиться за разъяснениями к учредителю.

    С одной стороны, в пункте 27.20 ФОП СОО разработчики отметили, что до 1 сентября 2025 года школы могут реализовывать учебный план для учеников, которых приняли на обучение на уровень СОО в соответствии с ФГОС СОО в редакции приказа Минпросвещения от 11.12.2020 № 712. Здесь речь идет о нынешних десятиклассниках, которые в следующем учебном году перейдут в 11-е классы. Согласно ФОП СОО в 2023/24 учебном году только 11-е классы вправе доучиваться по старой программе без учета федеральной. Но в ФОП нет ссылки на нормативный правовой акт, который бы подтверждал такое право.

    С другой стороны, Закон об образовании требует, чтобы школы разработали ООП в соответствии с ФГОС и ФООП (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом разработчики обязаны составить ФООП на основе ФГОС (ч. 6.5 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Вместо ФООП Минпросвещения утвердило ФОП. Перед утверждением ФУМО и региональные органы власти должны были проверить, соответствуют ли проекты федеральных программ ФГОС (подп. 1 п. 8 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Обновленный ФГОС СОО не содержит условий, которые позволяют не применять новые требования, вступившие в силу с 23.09.2022. Если бы Минпросвещения решило сделать переходный период, то указало бы это в преамбуле приказа, которым утвердило новую редакцию стандарта.

    Все приказы министерства имеют одинаковую юридическую силу. С другой стороны, школы должны разрабатывать ООП, в первую очередь, по ФГОС, а потом уже ФООП. Ведь Закон об образовании имеет юридическую силу выше, чем приказы министерства, и устанавливает приоритет ФГОС над федеральными программами. Поскольку ФОП вообще не упоминается в Законе об образовании, то формально их можно не применять. Однако ФОП разработали по Порядку для ФООП, поэтому можно считать их взаимозаменяемыми. Получается, что в случае противоречия ФОП и ФГОС, если школа выбирает между ними, она все равно нарушит требования законодательства.

Предметные результаты. Когда будете описывать предметные планируемые результаты в ООП, проверьте, чтобы они были не ниже тех, что разработчики сформулировали в обновленном ФГОС и ФОП. В федеральной программе разработчики описали предметные результаты только для тех предметов, по которым нужно применять ФОП. На уровне СОО это русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ. Для таких предметов федеральная программа содержит требования только на базовом уровне. Чтобы сформулировать предметные результаты для других учебных предметов или для углубленного изучения, опирайтесь на предметные результаты во ФГОС.

Можно использовать готовые формулировки предметных результатов из ФГОС СОО и федеральной образовательной программы, примерных рабочих программ. Еще учитывайте уровень преподавания предметов в вашей школе, когда будете формулировать предметные результаты. Посмотрите пример формулировки предметных результатов для ООП по математике.

Пример. Формулировка предметных планируемых результатов освоения ООП СОО по математике

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Новая редакция ФГОС СОО предъявляет четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень произведений, которые обязательно нужно изучить. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно в обновленном ФГОС СОО описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и как он влияет на мировую систему. После того как школьники изучат историю на базовом уровне, ученики должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других событий XX – начала XXI века.

ВАЖНО

Система оценки должна соответствовать системе ВСОКО и локальным актам школы

Главное в статье СкрытьСистема оценки результатов

Систему оценки достижения планируемых результатов возьмите в готовом виде из ФОП. Разработчики уже конкретизировали формулировки по требованиям обновленного ФГОС СОО. Но добавьте особенности оценки по отдельным учебным предметам. Такие формулировки школе придется описать самостоятельно. Учитывайте, что ФОП содержит блоки, по которым нужно описать оценку предметных результатов (п 18.26 ФОП СОО). Посмотрите их в примере.

ПРИМЕР. Что включить в описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету согласно ФОП СОО

Список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки – например, текущая или тематическая, устно или письменно, практика.
Требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию.
График контрольных мероприятий.

Посмотрите пример формулировки системы оценки.

Пример. Формулировка системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО 

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО

В системе оценки нужно описать все направления, цели, виды и формы оценивания для всех видов планируемых результатов

Если не планируете брать систему оценки из ФОП, проанализируйте и скорректируйте такую часть ООП СОО, которая действует сейчас в вашей школе. Соотнесите систему оценки в школьной ООП и в ФОП. Проверьте, что прописали в разделе процедуры внешней и внутренней оценки. Ориентируйтесь на обязательные оценочные процедуры, которые установили в ФОП (п.18.4, п.18.5 ФОП СОО). Охарактеризуйте особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Зафиксируйте формы оценки функциональной грамотности. Используйте формы оценки, которые регламентирует ФОП (п. 18.19 ФОП СОО). Например, чтобы проверить читательскую грамотность по ФОП СОО необходимо провести письменную работу на межпредметной основе.

Новая редакция стандарта предъявляет четкие требования к системе оценки планируемых результатов (п. 18.1.3 ФГОС СОО). Проверьте, что сформировали систему оценки по требованиям обновленного ФГОС СОО. Еще разработчики прописали во ФГОС блоки, которые должна включать система оценки. Посмотрите их в примере. Разработчики это сделали, чтобы система оценки соответствовала обновленным планируемым результатам и содержанию предметов. А также чтобы привести к единству систему независимой внешней оценки достижения планируемых результатов.

ПРИМЕР. Что включить в систему оценки согласно обновленному ФГОС СОО

Описание организации и форм представления и учета результатов промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Описание организации, содержания и критериев оценки результатов по учебным предметам, выносимым на государственную итоговую аттестацию.
Описание организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
  • По каким предметам обновленный ФГОС СОО содержит требования к предметным результатам?

    Для десяти учебных дисциплин новая редакция стандарта устанавливает требования к предметным результатам для базового и углубленного уровней. Это литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология. А для русского языка, родного языка, родной литературы, второго иностранного языка, физической культуры и ОБЖ обновленный ФГОС устанавливает требования только на базовом уровне.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).