
Как общаться с педагогами, чтобы поднять их мотивацию: инструменты и приемы
Администрации школы нужно, чтобы педагоги исполняли ее поручения быстро и качественно, без условий и дополнительных требований. Любой руководитель в душе опасается, что его сотрудники начнут итальянскую забастовку – это форма протеста, когда работники не отступают ни на шаг от своих должностных обязанностей и правил, не выходят за их пределы. От одной мысли об этом директор хочет прописать на бумаге максимум обязанностей, чтобы педагог подписался под ними, когда выходит на работу.

СПРАВКА
Распорядительность может быть безусловной, когда педагоги выполняют поручения без каких-либо условий, или условной – когда поручение выполняют с условием, что учитель получит доплату за работу или другие выгоды
Не лишать педагогов креативности и свободы принимать решения
Чем больше вы конкретизируете должностные инструкции, тем больше пробелов будет в них. Когда администрация школы пытается перечислить в должностной инструкции все, что может потребовать от педагога, то уходит в конкретику, забывает емкие фразы, которые обозначают задачи учителя в целом.
Вы не можете предусмотреть все ситуации, которые возникнут в процессе работы педагога. Что-то обязательно останется за пределами инструкции. А значит, у педагога будет повод торговаться, на каких условиях он выполнит поручение, какие поблажки и послабления получит. С формальной точки зрения учитель будет прав.
Не пытайтесь прописать в должностных инструкциях все обязанности педагога. Это не мотивирует учителей работать лучше и не повышает их эффективность. Так администрация школы лишит педагогов креативности и свободы принимать решения. А без этого нельзя выполнить работу качественно. Учитель может соблюдать все формальности, но при этом не выполнит главного – не выдаст нужный результат.

ВАЖНО
Не ограничивайте креативность педагогов и свободу принятия решений – для этого не старайтесь прописать в должностных инструкциях абсолютно все обязанности учителей
Никакой торговли о «стоимости» новых задач. Маленькая работа – это часть большой работы. Придерживайтесь такой позиции, если новые задачи – действительно маленькая работа. Если же трудозатраты на новую задачу близки к нагрузке по основной работе, нужен другой подход.
ПРИМЕР. Как сделать задачу интересной
Преподносить коллегам задачу как вызов
В каждом коллективе есть педагоги, которые считают, что их недооценивают, не дают им раскрыться и не поручают серьезных дел. Используйте это в своих интересах – поручайте таким людям дополнительные задачи. Подавайте это как вызов, как сложное и ответственное задание, с которым справится не каждый. Как проверку для учителей на профессионализм и изобретательность, как возможность проявить себя. Этот прием особенно подойдет, чтобы мотивировать молодых специалистов.
ПРИМЕР. Как мотивировать педагогов
Проверять загруженность педагогов
Может оказаться, что учитель, которому вы поставили дополнительную задачу, действительно загружен. Он не притворяется, чтобы отделаться от нового задания. Проверьте, чем именно занимается педагог, какие задачи решает в течение рабочего дня. Удостоверьтесь, что нагрузка действительно высокая. Затем проанализируйте, какие функции учителя не влияют на результат его работы. Эти функции снимите с педагога и предложите новые, которые нужны, чтобы выполнить ваше задание.
ПРИМЕР. Как перераспределить нагрузку
Ввести элементы игры и соревнования
Расскажите о преимуществах для тех педагогов, которые покажут лучшие результаты в работе. Например, получить на каникулах отгулы или возможность удаленной работы. Еще педагог-лидер может попробовать себя в роли руководителя, например, стать вашим помощником. Если есть возможность, установите премии для учителей, которые все выполняют.
ПРИМЕР. Как повысить статус задачи
Обрисовать последствия отказа от поручения или корпоративного правила
Изобразите «дерево проблем». «Ствол» – первичная проблема: отказ от поручения или несоблюдение правила. Ветки – последствия. Покажите, как «дерево проблем» может разрастись из-за отказа. Обрисуйте последствия для дела, для всей школы. Например, из-за срыва проекта профессиональная репутация педагога пострадает, и в следующий раз его не включат как эксперта в проектную группу. Но подчеркните: всех этих неприятностей можно легко избежать, если выполнить поручение.
В основе такого метода убеждения легкое устрашение – вы показываете негативные последствия. Но люди стремятся избегать неприятностей. Поэтому такой метод часто работает. Другие педагоги задумаются, когда поймут, что упускают личную выгоду. Это подтолкнет их к решению, что работу нужно выполнить. Причем качественно.
ПРИМЕР. Как найти компромисс
Чтобы педагоги соблюдали стандарты школы, объясните, почему коллегам это выгодно. Найдите пользу и делайте упор на нее. Например, молодым педагогам полезно работать в команде – они получат новый опыт. Если учитель опытный, отметьте его вклад в развитие школы. Подчеркните, что публичное признание педагога растет. Родители стремятся отдать детей в школу, где работает популярный учитель.
Постарайтесь найти выгоду не в перспективе, а сейчас. Что считать выгодой, зависит от того, что мотивирует педагога. Посмотрите в таблице три вида мотиваторов, которые распределили по содержанию. Определите, какой мотиватор доминирует у конкретного учителя, и с учетом этого говорите о пользе и выгоде правил.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
