
Надомное обучение: заготовки, чтобы аргументировать возражения родителей
Подготовиться к разговору с родителями особых детей помогут примеры трех проблемных ситуаций. Все примеры касаются вопросов надомного обучения. Первый случай описывает ситуацию, когда у школы есть основания для перевода ребенка, но семья против и хочет оставить его в классе. Во втором примере обратная ситуация – родители неоправданно хотят забрать школьника учиться домой, что только навредит его развитию. В третьем случае семьи одноклассников выступают против того, чтобы особый ребенок учился в классе из-за его проблемного характера или из-за собственных предубеждений.
Ситуация 1. Ребенок не справляется с обучением в классе, но его семья не хочет переводить его на надомное обучение
Родители ребенка с ОВЗ могут быть против надомного обучения, даже когда ученик не справляется с учебной и социальной нагрузкой. Проблема усугубляется, когда у ребенка нет активной речи, что обычно сопровождается низким уровнем пассивной речи. Педагоги не всегда готовы работать с особым школьником, особенно если у него есть сочетанные нарушения. Например, сенсорные, моторные и интеллектуальные дефекты одновременно, психопатоподобное поведение. Другие важные показания, чтобы перевести ребенка с ОВЗ на надомное обучение – чрезмерная негативная эмоциональная нагрузка и ситуации длительного буллинга в адрес такого ученика. Весь перечень показаний, когда особого школьника следует перевести на надомное обучение, смотрите в шпаргалке.

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Что включить в программу развития школы на 2023 год>>
Какие изменения отразить в справке и приказе по результатам итогового сочинения-2022>>
Справка по результатам анализа воспитательной работы за I полугодие>>
Что важно донести до семьи ребенка с ОВЗ. Проясните для родителей идею инклюзии. Она не означает, что каждая школа и каждый класс автоматически может принять любого ребенка с особенностями развития. Например, в школе может не хватать кадровых ресурсов. Расскажите, что не любая инклюзия развивает. Так, бывают случаи, когда обучение среди нормотипичных ровесников ухудшает психологическое состояние ребенка. Например, учеба в классе может поместить его в состояние хронического неуспеха или сделать объектом отвержения и агрессии. Скажите, что нельзя недооценивать последствия психологического неблагополучия, которые могут задерживать развитие ученика.
Объясните, что инклюзия не происходит автоматически. Для этого нужно адаптировать образовательные условия в школе и самого ребенка. Также необходимо подготовить кадры и среду школы, чтобы она могла принять ученика. Подчеркните, что переход на надомное обучение – временное решение. Его можно изменить, когда ребенок приобретет новые навыки. Подтвердите родителям, что школа готова сотрудничать с семьей, совместно обсуждать условия надомного обучения и оказывать возможную помощь. Приведите примеры, когда успешно организовали надомное обучение детей с ОВЗ и значительно выровняли их развитие.
Аргументы, чтобы убедить родителей перевести особого ребенка на надомное обучение, смотрите в чек-листе, который найдете ниже. Также воспользуйтесь в беседе с родителями вопросами из примера ниже.
ПРИМЕР. Полезные вопросы для беседы с родителями ребенка с ОВЗ
Ситуация 2. Ребенок справляется с обучением в классе, но семья настаивает на надомном обучении
Семьи с гиперопекой часто стремятся перевести своего особого ребенка на надомное обучение, даже когда он справляется в классе со сверстниками. Аналогичное желание возникает, когда родители не понимают смысла очного обучения. Например, они не знают, на что ориентироваться, боятся усугубить эмоциональное состояние ребенка или пытаются найти комфортный выход. Другая распространенная причина, по которой детей с ОВЗ переводят на надомное обучение, – неосознанный стыд за ребенка. Порой семьи стремятся таким образом добиться лучших отметок. До родителей важно донести, что особые образовательные потребности не помешают развиваться в стандартных школьных условиях. Также следует показать опыт успешного обучения и социального развития школьников с ОВЗ в классах с нормотипичными ровесниками. В каких случаях рекомендовать родителям, чтобы их особый ребенок учился в классе, смотрите в шпаргалке.
Что важно донести до семьи ребенка с ОВЗ. Расскажите семьям, что надомное обучение – лишь вариант для тех случаев, когда особый ребенок не может получить образование на общих условиях. Поясните, что когда ученик справляется с обучением в классе, нет смысла сокращать его социальную активность и впечатления. Перечислите критерии готовности ребенка с ОВЗ, чтобы учиться среди других школьников. А если он им соответствует, то обучение в коллективе ровесников будет полезнее, чем занятия в одиночестве.
Расскажите родителям, что АООП учитывает особые потребности школьника и позволяет обучаться в традиционной, а не надомной форме. Проясните возможности ребенка. Если он способен к конструктивной социальной активности, то она помогает гармонизировать его психологическое развитие. Также школьник получает полезный социальный опыт и позитивные эмоции. Подчеркните, что кроме надомного обучения есть другие способы решить трудности особого ученика. Причем нет никаких гарантий, что на домашнем обучении он успешнее освоит материал или станет более мотивированным, внимательным и эмоционально стабильным. Объясните, что у школы достаточно опыта работы с особыми учениками и развита своя инклюзивная культура. Другие аргументы, чтобы убедить родителей оставить ребенка с ОВЗ учиться в классе, смотрите в чек-листе. Также воспользуйтесь вопросами для родителей из примера ниже.
ПРИМЕР. Полезные вопросы для беседы с родителями ребенка с ОВЗ
Ситуация 3. Родители других учеников просят перевести ребенка с ОВЗ на надомное обучение, а семья с этим не согласна
Семьи одноклассников проявляют агрессию в адрес «неудобного» особого ученика из-за низкой инклюзивной культуры, взаимной враждебности и стремления регулировать процессы в школе. О любых сложностях в обучении ребенка с ОВЗ родители остальных учеников быстро узнают. Типичный случай, когда родители одноклассников просят перевести школьника на надомное обучение, – особый ребенок агрессивен и недисциплинирован. Еще один пример – когда педагог или несколько педагогов отказываются от работы со всем классом. Также родители одноклассников особого ученика могут считать, что он затормаживает образовательный процесс, или жаловаться на разницу дисциплинарных или учебных требований к детям. В каких еще ситуациях родители одноклассников просят перевести ребенка с ОВЗ на надомное обучение, смотрите в шпаргалке.
Что важно донести до семьи ребенка с ОВЗ. Объясните родителям школьника, что особые образовательные потребности не освобождают его от общих дисциплинарных требований в школе. Поведение ребенка с ОВЗ не должно представлять опасность для одноклассников или препятствовать их учебной деятельности. Приведите данные исследований Е.В. Ключниковой – клинического психолога и специалиста по инклюзии. Специалист утверждает, что главный параметр, по которому особый ученик включается в группу, – это то, насколько окружающим приятно иметь с ним дело. Подведите родителей к выводу, что сейчас ровесники не испытывают приязни к однокласснику, когда он ведет себя странно или агрессивно. А если оставить ситуацию без изменений, станет хуже. Объясните, что педагоги работают с большими группами учеников. Поэтому им нужно наблюдать за взаимными реакциями учеников, их состоянием и потребностями. Другие аргументы, которые можно привести для родителей детей с ОВЗ, смотрите в чек-листе 111. Также используйте список вопросов для беседы с родителями из пример а ниже.
ПРИМЕР. Полезные вопросы для беседы с родителями ребенка с ОВЗ
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
