
Что включить в программу развития школы на 2023 год
Продумайте мероприятия, чтобы обновить программу развития школы на следующий год. Это позволит отразить изменения, которые начнут действовать с 2023 года, и реализовать новые требования законодательства. Например, перейти на федеральные основные образовательные программы и внедрить новые требования к допобразованию.

СПРАВКА
Проекты ФООП найдете на сайте regulation.gov.ru. Минпросвещения должно разработать и утвердить ФООП до 1 января 2023 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ)
Главное в статье СкрытьПерейдите на ФООП
Запланируйте мероприятия, чтобы обновить ООП уровней образования к новому учебному году. Внесли изменения в Закон об образовании, которые обязуют школы работать по федеральным ООП (далее – ФООП). Часть нововведений уже вступила в силу, но применять в своей деятельности ФООП школы будут с 1 января 2023 года. А с 1 сентября 2023-го школы должны привести в соответствие с ФООП свои образовательные программы. Содержание и планируемые результаты ООП уровней образования должны быть не ниже тех, которые закрепляют ФООП. При этом на уровне основного и среднего общего образования можете перераспределить часы федерального учебного плана. Например, сократить количество часов по предметам, по которым не проводят ГИА, и организовать углубленное изучение отдельных предметов. По каким учебным предметам нужно внедрить ФООП, смотрите в таблице.
Таблица. Предметы, по которым школы должны реализовать ФООП
Мероприятия, чтобы перейти на ФООП, совпадают с теми, которые проводили школы, когда внедряли ФГОС-2021. Придется так же изменить ООП и перераспределить нагрузку педагогов. При необходимости скорректируйте локальные акты. Единственное исключение – не надо оценивать и менять материальную базу, потому что ФООП разработают по требованиям новых ФГОС. Как отразить мероприятия в программе развития, смотрите в примере ниже.
Главное в статье СкрытьФрагмент программы развития – о ФООП
Усильте антитеррористическую безопасность
Оцените, как организовали антитеррористическую защищенность школы. Вместе с ответственными запланируйте меры, чтобы усилить безопасность детей, работников и посетителей, а также выполнить требования законодательства.
Отразите антитеррористические меры в программе развития. Можете также внести их в антикризисный план, который разработали в мае 2021 года по рекомендациям Минпросвещения (письмо от 11.05.2021 № СК-123/07). Используйте готовую формулировку для программы развития. Посмотрите фрагмент ниже.
Фрагмент программы развития – о мерах антитеррористической безопасности
Оптимизируйте кадровые ресурсы
Продумайте схему действий, если педагога мобилизуют на военную службу. Это позволит избежать возможных трудностей. Запланируйте в программе развития мероприятия, чтобы оценить количество учителей, которых могут призвать на службу. Решите, кому из педагогов перепоручите работу в таком случае. Предусмотрите мероприятия, чтобы подготовить учителей, которые заместят коллег. Например, обучить учителей-предметников преподавать другой учебный предмет или выполнять функции классного руководителя. Как запланировать в программе развития работу с кадрами, посмотрите ниже.

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Практикум для замдиректора: как работать с персональными данными по новым требованиям>>
Тематический педсовет по профилактике эмоционального выгорания: как организовать и провести>>
Фрагмент программы развития – о кадровых ресурсах
Усильте работу, чтобы адаптировать учеников-иностранцев
Включите в программу развития комплекс мер, чтобы провести работу со школьниками-иностранцами. Это поможет снизить риски потенциальных правонарушений и конфликтов. Обсудите с коллегами, какие меры принять и когда запланировать диагностику учеников-иностранцев. Опирайтесь на методрекомендации, которые подготовил Федеральный координационный ресурсный центр по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан (письмо Минпросвещения от 12.09.2022 № 07-6179). Учитывайте, что такие рекомендации разработчики планируют доработать по результатам апробации и выпустить обновленные. Помощь в работе со школьниками-иностранцами вам также могут оказать методрекомендации об организации работы по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан (письмо Минпросвещения от 16.08.2021 № НН-202/07). Как оформить фрагмент программы развития об ученикам-иностранцах, смотрите ниже.
Фрагмент программы развития – об адаптации учеников-иностранцев
Введите должность советника по воспитанию
Запланируйте в программе развития мероприятия, которые помогут организовать работу советника директора по воспитанию. Поручите ответственным подготовить должностную инструкцию нового специалиста, подобрать подходящую кандидатуру и составить план его работы. Опирайтесь на готовую формулировку, чтобы зафиксировать мероприятия в программе развития.
Фрагмент программы развития – о советнике по воспитанию
Должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями появится во всех школах с 2023/24 учебного года. Нормативные акты, которые регулируют деятельность советника, пока не приняли. Однако Минпросвещения уже подготовило проект профстандарта новой должности (письмо от 15.08.2022 № АБ-2332/06).
Организуйте школьный театр
Включите в программу развития мероприятия, чтобы участвовать в проекте Минпросвещения «Школьный театр». Обсудите с коллегами, в какой форме организовать театр – в рамках допобразования или курса внеурочной деятельности. Также сформируйте план развития театра и составьте образовательную программу. Как отразить мероприятия в программе развития, смотрите в примере.
Фрагмент программы развития – о школьном театре
Минпросвещения организовало новый проект «Школьный театр», чтобы охватить школьников от 8 до 17 лет, которые занимаются по направлению «Искусство театра». Проект также поддерживает учеников в трудной жизненной ситуации и детей с ОВЗ. Сроки не установили – ведомство будет ежегодно проверять, как школы реализуют проект.
Внедрите обновленный ФГОС СОО
Предусмотрите в программе развития мероприятия, чтобы проверить, как школа реализует требования обновленного ФГОС СОО. Проверьте, что внесли правки во все разделы ООП СОО. Также убедитесь, что педагоги исправили в рабочих программах планируемые результаты и тематическое планирование. Запланируйте контрольные мероприятия в плане ВШК и ВСОКО. При необходимости скорректируйте локальные акты школы. Например, положение о профильном обучении. Что запланировать, чтобы внедрить обновленный ФГОС СОО, смотрите во фрагменте ниже.
Фрагмент программы развития – об обновленном ФГОС СОО

СПРАВКА
Новый порядок организации допобразования действует с 1 марта 2023 года по 28 февраля 2029 года
Предусмотреть новые требования к допобразованию
Подготовьте мероприятия, чтобы организовать дополнительное образование по новому Порядку, который утвердило Минпросвещения (приказ от 27.07.2022 № 629). Поручите педагогам скорректировать содержание доппрограмм. Так, на первый план вынесли такой целевой ориентир, как духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников. Продумайте, как внедрите новые требования в допобразовании для детей с ОВЗ. Например, в каких группах будут заниматься такие ученики – в смешанных или отдельных. При этом обратите внимание, что теперь отсутствует ограничение численности учеников с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе до 15 человек. Также проверьте, чтобы школа подготовила перечень специального оборудования и материалов в зависимости от типа нозологии особых учеников. Как зафиксировать мероприятия в программе развития, смотрите во фрагменте ниже.
Фрагмент программы развития – о допобразовании
-
Освобождают ли педагогов от мобилизации?
Педагогов не освободили от призыва на военную службу по мобилизации. Могут освободить только тех учителей, которые входят в одну из категорий пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ. Например, если педагог обеспечивает троих детей до 16 лет и у него есть беременная жена. При этом срок беременности жены должен быть не менее 22 недель. Дополнительное право на отсрочку может дать Президент в отдельном указе. Так, в 2022 году такое право получили студенты колледжей, вузов и аспиранты (указы от 24.09.2022 № 664, от 05.10.2022 № 712).
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Надомное обучение: заготовки, чтобы аргументировать возражения родителей
Подготовиться к разговору с родителями особых детей помогут примеры трех проблемных ситуаций. Все примеры касаются вопросов надомного обучения. Первый случай описывает ситуацию, когда у школы есть основания для перевода ребенка, но семья против и хочет оставить его в классе. Во втором примере обратная ситуация – родители неоправданно хотят забрать школьника учиться домой, что только навредит его развитию. В третьем случае семьи одноклассников выступают против того, чтобы особый ребенок учился в классе из-за его проблемного характера или из-за собственных предубеждений.
Ситуация 1. Ребенок не справляется с обучением в классе, но его семья не хочет переводить его на надомное обучение
Родители ребенка с ОВЗ могут быть против надомного обучения, даже когда ученик не справляется с учебной и социальной нагрузкой. Проблема усугубляется, когда у ребенка нет активной речи, что обычно сопровождается низким уровнем пассивной речи. Педагоги не всегда готовы работать с особым школьником, особенно если у него есть сочетанные нарушения. Например, сенсорные, моторные и интеллектуальные дефекты одновременно, психопатоподобное поведение. Другие важные показания, чтобы перевести ребенка с ОВЗ на надомное обучение – чрезмерная негативная эмоциональная нагрузка и ситуации длительного буллинга в адрес такого ученика. Весь перечень показаний, когда особого школьника следует перевести на надомное обучение, смотрите в шпаргалке.

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Что включить в программу развития школы на 2023 год>>
Какие изменения отразить в справке и приказе по результатам итогового сочинения-2022>>
Справка по результатам анализа воспитательной работы за I полугодие>>
Что важно донести до семьи ребенка с ОВЗ. Проясните для родителей идею инклюзии. Она не означает, что каждая школа и каждый класс автоматически может принять любого ребенка с особенностями развития. Например, в школе может не хватать кадровых ресурсов. Расскажите, что не любая инклюзия развивает. Так, бывают случаи, когда обучение среди нормотипичных ровесников ухудшает психологическое состояние ребенка. Например, учеба в классе может поместить его в состояние хронического неуспеха или сделать объектом отвержения и агрессии. Скажите, что нельзя недооценивать последствия психологического неблагополучия, которые могут задерживать развитие ученика.
Объясните, что инклюзия не происходит автоматически. Для этого нужно адаптировать образовательные условия в школе и самого ребенка. Также необходимо подготовить кадры и среду школы, чтобы она могла принять ученика. Подчеркните, что переход на надомное обучение – временное решение. Его можно изменить, когда ребенок приобретет новые навыки. Подтвердите родителям, что школа готова сотрудничать с семьей, совместно обсуждать условия надомного обучения и оказывать возможную помощь. Приведите примеры, когда успешно организовали надомное обучение детей с ОВЗ и значительно выровняли их развитие.
Аргументы, чтобы убедить родителей перевести особого ребенка на надомное обучение, смотрите в чек-листе, который найдете ниже. Также воспользуйтесь в беседе с родителями вопросами из примера ниже.
ПРИМЕР. Полезные вопросы для беседы с родителями ребенка с ОВЗ
Ситуация 2. Ребенок справляется с обучением в классе, но семья настаивает на надомном обучении
Семьи с гиперопекой часто стремятся перевести своего особого ребенка на надомное обучение, даже когда он справляется в классе со сверстниками. Аналогичное желание возникает, когда родители не понимают смысла очного обучения. Например, они не знают, на что ориентироваться, боятся усугубить эмоциональное состояние ребенка или пытаются найти комфортный выход. Другая распространенная причина, по которой детей с ОВЗ переводят на надомное обучение, – неосознанный стыд за ребенка. Порой семьи стремятся таким образом добиться лучших отметок. До родителей важно донести, что особые образовательные потребности не помешают развиваться в стандартных школьных условиях. Также следует показать опыт успешного обучения и социального развития школьников с ОВЗ в классах с нормотипичными ровесниками. В каких случаях рекомендовать родителям, чтобы их особый ребенок учился в классе, смотрите в шпаргалке.
Что важно донести до семьи ребенка с ОВЗ. Расскажите семьям, что надомное обучение – лишь вариант для тех случаев, когда особый ребенок не может получить образование на общих условиях. Поясните, что когда ученик справляется с обучением в классе, нет смысла сокращать его социальную активность и впечатления. Перечислите критерии готовности ребенка с ОВЗ, чтобы учиться среди других школьников. А если он им соответствует, то обучение в коллективе ровесников будет полезнее, чем занятия в одиночестве.
Расскажите родителям, что АООП учитывает особые потребности школьника и позволяет обучаться в традиционной, а не надомной форме. Проясните возможности ребенка. Если он способен к конструктивной социальной активности, то она помогает гармонизировать его психологическое развитие. Также школьник получает полезный социальный опыт и позитивные эмоции. Подчеркните, что кроме надомного обучения есть другие способы решить трудности особого ученика. Причем нет никаких гарантий, что на домашнем обучении он успешнее освоит материал или станет более мотивированным, внимательным и эмоционально стабильным. Объясните, что у школы достаточно опыта работы с особыми учениками и развита своя инклюзивная культура. Другие аргументы, чтобы убедить родителей оставить ребенка с ОВЗ учиться в классе, смотрите в чек-листе. Также воспользуйтесь вопросами для родителей из примера ниже.
ПРИМЕР. Полезные вопросы для беседы с родителями ребенка с ОВЗ
Ситуация 3. Родители других учеников просят перевести ребенка с ОВЗ на надомное обучение, а семья с этим не согласна
Семьи одноклассников проявляют агрессию в адрес «неудобного» особого ученика из-за низкой инклюзивной культуры, взаимной враждебности и стремления регулировать процессы в школе. О любых сложностях в обучении ребенка с ОВЗ родители остальных учеников быстро узнают. Типичный случай, когда родители одноклассников просят перевести школьника на надомное обучение, – особый ребенок агрессивен и недисциплинирован. Еще один пример – когда педагог или несколько педагогов отказываются от работы со всем классом. Также родители одноклассников особого ученика могут считать, что он затормаживает образовательный процесс, или жаловаться на разницу дисциплинарных или учебных требований к детям. В каких еще ситуациях родители одноклассников просят перевести ребенка с ОВЗ на надомное обучение, смотрите в шпаргалке.
Что важно донести до семьи ребенка с ОВЗ. Объясните родителям школьника, что особые образовательные потребности не освобождают его от общих дисциплинарных требований в школе. Поведение ребенка с ОВЗ не должно представлять опасность для одноклассников или препятствовать их учебной деятельности. Приведите данные исследований Е.В. Ключниковой – клинического психолога и специалиста по инклюзии. Специалист утверждает, что главный параметр, по которому особый ученик включается в группу, – это то, насколько окружающим приятно иметь с ним дело. Подведите родителей к выводу, что сейчас ровесники не испытывают приязни к однокласснику, когда он ведет себя странно или агрессивно. А если оставить ситуацию без изменений, станет хуже. Объясните, что педагоги работают с большими группами учеников. Поэтому им нужно наблюдать за взаимными реакциями учеников, их состоянием и потребностями. Другие аргументы, которые можно привести для родителей детей с ОВЗ, смотрите в чек-листе 111. Также используйте список вопросов для беседы с родителями из пример а ниже.
ПРИМЕР. Полезные вопросы для беседы с родителями ребенка с ОВЗ
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как улучшить отношения в классе с помощью украшения кабинета: игры и идеи для поделок своими руками
С введением ФГОС одна из первостепенных задач современного образования – задача воспитания всесторонне развитой творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию, которое нацелено на формирование творческой личности.
Для того чтобы организовать и сплотить детей, проводите с ними командные игры. На общешкольном уровне можно устроить конкурс на лучшее новогоднее украшение кабинета «Зимушка-зима в разных странах». В положении об организации конкурса – порядок проведения, условия конкурса и критерии оценки. Участники конкурса смогут попробовать себя в роли дизайнера игрушек и интерьера. Улучшить навыки работы в команде. Презентовать себя и свое творчество.
Еще организуйте мастерскую «Дизайн игрушек». Пусть учащиеся поделятся идеями, как бы они хотели украсить класс, совместно выберите тематику оформления. Попросите родительский комитет приобрести необходимые материалы для декора и поделок.
Используйте командные игры для сплочения класса
В декабре организуйте командные мероприятия, чтобы развить у учащихся творческие способности и смелкалку, а также сплотить и сблизить детей в классе. Ниже в статье – варианты игр и упражнений, которые позволят разнообразить внеучебною деятельность. Из общешкольных мероприятий – квест и конкурс на лучшее украшение класса.
Польза игровых упражнений. Игры позволяют детям физически выражать положительные чувства, тем самым способствуя развитию групповой сплоченности. Маленьким детям, подросткам, и взрослым нравятся игры, потому что предоставляют играющим в нее возможность приблизиться друг к другу, пережить чувство общности с группой. Игры также помогают: справляться со своими страхами и стрессом, достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям.
Каждый раз после проведения игры предлагайте детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт, обязательно подчеркивайте ценность выводов, которые сделаны самими детьми. В командных играх нет правильных или неправильных ответов, важна стратегия. Совместные игры позволяют ученикам узнать себя со стороны, развить творческое мышление, улучшить навыки общения и сотрудничества.
Хорошая еженедельная привычка. Даже короткие активности в 15–20 минут можно использовать для творческих занятий, которые будут развивать фантазию ребенка. Очень важны встречи в конце учебной недели, чтобы поговорить о небольших успехах. Используйте доску для заметок, чтобы зафиксировать успех и привлечь всех к участию; желающие записывают свои достижения на стикерах и кладут их на доску, а затем объясняют это группе. Вы также можете дать поддержку на этой встрече; каждый человек благодарит еще одного члена команды за то, что они сделали на этой неделе.
И по-прежнему не забывайте, что ребенку должно нравиться то, что он делает. Берегите позитивный настрой, не давите, и он будет браться за творческие проекты с оптимизмом и уверенностью. Он будет фантазировать, думать, экспериментировать и находить решения проблем. Все это способствует естественному развитию творческих навыков и привычек и пробуждает тягу к творчеству.
Школьный квест. Придумайте самостоятельно или поручите параллельным классам задания для школьного квеста. Разместите в разных местах школы загадки, подсказки и головоломки, которые приведут команду по интересному маршруту. Сделайте квест соревновательным, чтобы несколько команд соревновались, кто справится быстрее.
Сделай сам. Команда получает задание сделать какой-либо предмет, например новогоднюю игрушку или елку, своими руками. Предложите учащимся использовать любые материалы и компоненты или же наоборот, ограничьте детей в инструментах.
Игра в профессии. Дети очень любят играть в людей разных профессий. Вам понадобится коробка с реквизитом. Положите в нее старые шляпы, одежду, аксессуары, обувь, рюкзаки, сумки и все прочее, что может пригодиться в ролевых играх. Каждый по кругу с закрытыми глазами вытаскивает предмет и становится участником импровизации.
Угадай, что я делаю. «Я покажу без слов, как делаю обычные вещи. А ты смотри внимательно и попробуй угадать, что я делаю!». Один изображает действие/ситуация/предмет/название, а другие угадывают, что вы хотите сказать. Кто отгадывает снова загадывает. Чтобы сделать игру тематической, попросите детей показать, как они планируют провести каникулы или какие семейные праздничные традиции у них есть.
Шесть вопросов. Простая и веселая игра, с помощью которой можно сочинить невероятные истории. Создайте веселые истории про животных, людей или выдуманных существ, задавая друг другу шесть вопросов: кто будет героем нашей истории? как его зовут? где он живет? какого цвета его домик? чем любит заниматься в свободное время? какое его любимое блюдо? Пусть на каждый вопрос ответят разные учащиеся. На основе ответов додумайте вместе сюжет, что могло приключиться с этим персонажем.
Угадай героя. Ведущий выбирает героя любимой книги или фильма и озвучивает характеристику, например: «Это животное носит красные сапоги». Затем все участники по очереди выдвигают свои версии. Кто победил – становится новым ведущим.

ВНИМАНИЕ
В заданиях, где учащиеся должны сделать украшения своими руками, можно добавить экологичный аспект. Наприме, используйте вместо цветного картона обложки старых тетрадок и т. д.
Общешкольный конкурс. Организуйте конкурс на лучшее новогоднее украшение «Зимушка-зима в разных странах». Каждый класс оформляет декор по определенной и выбранной ранее стране. К примеру, если взять Россию, то можно раскрыть полную картину праздника, а также рассказать при помощи плакатов про исторические факты и о самих сказочных героях. Назначьте жюри, кто будет оценивать украшения. Внесите мероприятие в календарный план воспитательной работы. Образец положения о конкурсе смотрите в приложении.
Организуйте творческую мастерскую «Дизайн игрушек»
Чтобы праздник стал особенно запоминающимся, дети и их учителя оформляют школу. Для школьников Новый год проходит в особой атмосфере: в школе проходят утренники и выступления, а все классы наряжают игрушками и поделками. Школьный кабинет – это важная часть жизни учителя и учеников. И украсить это место в новогодних красках – занятие, которое понравится всем.
Поделки своими руками помогают учащимся приобрести способность концентрироваться, чувствовать радость и удовлетворение от творческого процесса. Сложности в процессе научат детей решать задачи, экспериментировать, анализировать и искать лучшее решение, мыслить нестандартно, а также работать в команде и уважать чужой труд. Чтобы нарядить классную комнату к праздникам понадобятся немножко фантазии и желание творить. Воспользуйтесь небольшой коллекцией идей для украшений своими руками.
Елочные игрушки из бумаги. Вам понадобятся: плотная бумага, цветная бумага, пододут также старые журналы, коробки от конфет; клей ПВА, ножницы. На плотной бумаге нарисуйте циркулем 21 одинаковый кружок. Также в качестве трафарета можно обвести стакан. Каждый кружок вырежьте и сложите: согните круг пополам с одной стороны, затем с другой. После этого разложите круг и наметьте центр. Теперь один раз согните круг, затем сложите еще раз, чтобы получить треугольник. В одном из кружков вырежьте треугольник, который будет служить трафаретом для остальных заготовок. Этот треугольник накладывайте на остальные окружности, обводите его, затем края сгибайте наружу по контуру. Десять получившихся треугольников с загибами приклейте друг к другу, чтобы получилась полоска. Ее склейте в колечко. Остальные окружности склейте по пять в два колечка. Их приклейте к основе вверху и внизу. К верхней части приделайте нитку.
Новогодний шарик из бумажных полосок. Понадобятся одинаково нарезанные бумажные полоски разных цветов или с узорами. Минимум должно быть 18 полосок. Также возьмите два кружочка небольшого размера. В крупную бусинку вставьте нитку, оба конца которой проденьте в ушко иглы. После этого на иголку нанизывайте бумажный кружок и все подготовленные полоски за один край. Далее нанизывайте по порядку второй край каждой полоски, второй кружок и еще одну большую бусинку. Выведите петельку, чтобы игрушку можно было прицепить на елку. Также вы можете сделать по этой схеме варианты по желанию.
Флажки из папиросной бумаги с эффектом витража. Украсьте дом гирляндой из флажков, которые будут переливаться на солнце и в свете праздничной иллюминации. Вам понадобятся: ножницы, цветная папиросная бумага, прозрачная самоклеящаяся пленка, прозрачный скотч, клеевой термопистолет (по желанию), лента шириной 6 мм. Вырежьте из папиросной бумаги звезды, треугольники, квадратики или любые другие фигуры. Отрежьте кусок самоклеящейся пленки шириной около 15 см. Прикрепите скотчем к столу бумажной стороной вверх. Отделите бумажную подложку. Прижмите фигурки из папиросной бумаги к пленке, заполняя бóльшую часть поверхности. Наложите сверху еще один лист пленки. Разрежьте бумажный «витраж» на равнобедренные треугольники. Чтобы соединить их в гирлянду, используйте прозрачный скотч: проложите его по основанию флажков и заверните свободный край на обратную сторону. Можно также прикрепить флажки к ленте с помощью клеевого пистолета. Повесьте гирлянду на окно, где она будет просвечиваться на солнце.
Бумажная цепь с эффектом витража. Как и флажки из папиросной бумаги, эта цепь будет красиво мерцать и при солнечном свете, и вечером в рождественских огнях. Материалы: ножницы, цветная папиросная бумага, прозрачная самоклеящаяся пленка, прозрачный скотч.
Выполните первые три этапа мастер-класса «Флажки из папиросной бумаги». Разрежьте бумажный «витраж» на полосы шириной 2,5 см. Склейте концы одной из полос скотчем так, чтобы они перекрывали друг друга примерно на 1,5–2,5 см: получится петля или звено цепи. Вставьте вторую полоску в первую и склейте ее концы, чтобы получилось еще одно звено. Продолжайте делать звенья, пока не образуется цепь нужной длины.

СПРАВКА
Найдите в интернете видео-инструкцию, как делать украшения, чтобы наглядно показать учащимся
Цепь из цветной пленки. Эту яркую цепь легко смастерить из пластиковых цветных листов-разделителей. Материалы: ножницы, листы-разделители из полупрозрачного цветного пластика, степлер. Разрежьте пластиковые листы на полосы шириной 2,5 см. Скрепите концы одной из полос степлером так, чтобы они перекрывали друг друга на 1,5–2,5 см: получится звено цепи. Вставьте в него вторую полоску и скрепите концы, чтобы получилось еще одно звено. Продолжайте делать звенья, пока не получите цепь нужной длины. Повесьте цепь на елку или окно.
Снежинки из фольги. Не обязательно вырезать снежинки из бумаги. Попробуйте сделать их из блестящей фольги. Материалы: ножницы, алюминиевая фольга, по желанию: клеевой термопистолет и лента шириной 6 мм. Отрежьте квадратный кусок фольги. Сложите пополам, затем еще раз пополам и еще раз, так же, как при изготовлении бумажных снежинок. Скруглите часть, противоположную острому концу, ножницами. Вырежьте треугольники, круги и другие фигуры по сторонам и в нижней части. Осторожно раскройте снежинку. Так же сделайте столько снежинок, сколько нужно, разного размера и с разным узором. Чтобы соединить снежинки в гирлянду, приклейте их к ленте с помощью термопистолета. Используйте гирлянды и снежинки в качестве украшений. Они особенно красивы, когда в них отражаются свет свечей или огоньки электрических елочных гирлянд.
Объемные снежинки своими руками. Первый вариант – ажурные и изящные снежинки. Сложите два листа бумаги гармошкой. Ножницами сделайте фигурные надрезы. Соедините два листа, сложенных в гармошку, вместе и зафиксируйте в центре ленточкой. Расправьте объемную снежинку и при помощи клея-карандаша склейте части между собой.
Второй вариант снежинки. Необходимо: два листа декоративной бумаги, клей-карандаш и ленточка. Каждый лист необходимо сложить гармошкой. Две гармошки соедините между собой и свяжите их в центре лентой. Края каждой части склейте между собой при помощи клея-карандаша, чтобы получилась аккуратная окружность. Центр объемной снежинки украсьте кружком из декоративной бумаги.
Третий вариант. Соединяем две стороны листа формата А4, заглаживаем сгиб, лишнюю часть отрезаем. Делаем еще 5 таких заготовок. Первый квадрат сворачиваем треугольником, затем соединяем два дальних угла. От сведенных углов к линии сгиба параллельно самой длинной стороне делаем три разреза. Ширина полос – 2 см. Заготовку разворачиваем. Степлером соединяем края полученных полосок. Начинаем с самых маленьких. После фигуру переворачиваем, скрепляем края следующих полос и таким образом собираем первый лучик для снежинки. Как только все лучики будут готовы, края трех тоже скрепляем степлером. Точно так же фиксируем оставшиеся лучики, а затем соединяем половинки вместе.
Шары-соты. Несколько листов бумаги разных цветов складываем вместе, рисуем окружность любого диаметра и вырезаем. Для одного шара понадобится 14 заготовок.
Первый кружок складываем два раз пополам, а затем две стороны отгибаем в разные стороны. Также поступаем со всеми заготовками. По центральной линии первой детали промазываем клеем, приклеиваем, затем берем следующую деталь и так далее. Когда все элементы склеены, складываем вместе, скрепляем и оставляем на время, чтобы клей хорошо просох. После наносим клей на следующие две отметки и также склеиваем между собой все элементы. Цвета в шарике чередуем. Шарик раскрываем и склеиваем его две последние стороны. В середину вставляем петельку из атласной ленты и приклеиваем. При желании торцы шарика можно промазать прозрачным лаком для ногтей или клеем, а затем присыпать блестками.
Украшаем дверь класса к Новому году. «Поселите» на двери класса героев зимних праздников, используя технику «Аппликация». Заранее обсудите с ребятами, о ком будет ваша история на двери: это может быть персонаж из сказок, детских мультиков или литературный герой. Совместите творчество и учебный материал.
Новогодний Снеговик. Материалы: одноразовые стаканчики белого цвета – 300–500 штук, клей или степлер, цветная бумага, картон, мишура, крупные бусины, пуговицы, елочные шары. Соедините стаканчики между собой таким образом, чтобы у вас получилось два шара. Для основания первого круга возьмите 25 стаканов, для второго 17–18. Продолжайте добавлять стаканчики, чтобы все последующие ряды образовали ровный шар. В нижней части шары не соединяйте – это придаст устойчивости фигурке. Из бумаги красного или оранжевого цвета сделайте конус – нос, который нужно будет прикрепить к меньшему кругу. Из листов других цветов сделайте Снеговику шляпу или ведро. Для глаз используйте елочные игрушки или крупные бусины. Все декоративные детали приклейте клеем и дайте им высохнуть. Место соединения шаров замаскируйте шарфиком. По туловищу с шагом 3–5 см приклейте крупные пуговицы. Снеговик легко превратится в Деда Мороза или Снегурочку, если вы добавите немного деталей.
Помните о правилах безопасности
При оформлении кабинетов запрещается: использовать для украшения целлулоидные и другие легковоспламеняющиеся игрушки и украшения. Не применяйте для иллюминации елки свечи, бенгальские огни, фейерверки и т. п. Нельзя обкладывать подставку и украшать ветки ватой и игрушками из нее, не пропитанными огнезащитным составом. Освещать елку следует только электрогирляндами промышленного производства.
В помещении не разрешается зажигать бенгальские огни, применять хлопушки и восковые свечи. Помните, открытый огонь всегда опасен! Не следует использовать пиротехнику, если вы не понимаете, как ею пользоваться, а инструкции не прилагается или она написана на непонятном вам языке. Нельзя ремонтировать и вторично использовать пиротехнику, которая не сработала с первого раза. Категорически запрещается применять самодельные пиротехнические устройства.
Образец положения о конкурсе
Листайте, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
