
Проанализируйте работу по программе воспитания за I полугодие, чтобы не корректировать ООП в мае. Инструменты подходят для старых и новых ФГОС

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Справка по результатам анализа воспитательной работы за I полугодие>>
Проконтролируйте, как школа реализовала календарные планы воспитательной работы. Это объемная работа и лучше не откладывать ее на конец учебного года. Дело в том, что в этом году у школы может быть пять рабочих программ воспитания, которые включают свои календарные планы, – три по ФГОС второго поколения и две по ФГОС-2021. В конце учебного года нет времени на работу с объемными документами. Если проведете контроль в декабре, то сможете выявить недочеты и скорректировать календарные планы на II полугодие. Еще вам не придется в мае срочно вносить корректировки в ООП, если обнаружите, что часть мероприятий не успели провести.
Главное в статье СкрытьЧто включить в анализ
Возьмите для анализа критерии из программы воспитания, которые прописали в разделе о самоанализе воспитательной работы в школе. Еще сформируйте критерии анализа в зависимости от тех модулей, которые закрепили в рабочей программе воспитания. Сейчас лучше сформулировать критерии только по второму направлению самоанализа – состояние совместной деятельности детей и взрослых. А анализировать воспитательную работу школы по первому направлению – результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников – удобно по итогам учебного года. Так вы сможете сравнить результаты с прошлым годом, а также оценить динамику.
Может быть несколько критериев для самоанализа совместной деятельности детей и взрослых, которую организует школа. Их количество зависит от количества модулей в рабочей программе воспитания. Еще для каждого модуля может быть несколько критериев, чтобы проанализировать, как реализовали воспитательные события.
Дополнительно можете оценить, как выполнили план работы методобъединения классных руководителей за I полугодие. Отметьте, какие задачи реализовали, а какие – нет и по каким причинам.
Новые ФГОС НОО и ООО
Главное в статье СкрытьПо ФГОС-2021. Требования к структуре рабочей программы воспитания по старым и новым ФГОС различаются. Структуру и названия разделов программы воспитания по старым и новым стандартам смотрите в таблице 1. Согласно старым ФГОС самоанализ воспитательной работы – это раздел, который завершает подготовку программы воспитания. По новым ФГОС такой раздел стоит первым в программе воспитания. В него нужно включить результаты ежегодного анализа воспитательной работы, направления которого школа определяет в соответствии с календарным планом. А в конце раздела сделать выводы и описать проблемы, которые школа будет решать. Таким образом, согласно ФГОС-2021 самоанализ воспитательной работы – это отправная точка, чтобы спланировать систему воспитания в школе, основа, чтобы спрогнозировать личностные результаты учеников.
Как проанализировать работу классных руководителей
Чтобы проконтролировать работу классных руководителей, регулярно посещайте воспитательные мероприятия, которые проводят педагоги. Также предложите коллегам провести самоанализ своей деятельности. Для этого раздайте им единую форму самоанализа и вопросы для него.
Разработайте единую форму самоанализа. Подготовьте для классных руководителей единую форму самоанализа воспитательной работы. Так вы получите информацию о воспитательной работе во всех классах и подведете итоги полугодия по школе. Удобно сделать форму в виде таблицы. Готовый образец формы самоанализа скачайте ниже. А если решите разработать свою форму, то ориентируйтесь на модули рабочей программы воспитания.
Главное в статье СкрытьОбразец самоанализа классного руководителя
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Новые ФГОС НОО и ООО
По ФГОС-2021. Когда будете составлять форму самоанализа, по-прежнему ориентируйтесь на модули из рабочей программы воспитания. Но помните, что по новым стандартам программа воспитания может, но не обязана включать модули (п. 31.3 ФГОС-2021 НОО, п. 32.3 ФГОС-2021 ООО). При этом для уровня ООО есть обязательные требования к рабочей программе воспитания. Например, она должна обеспечить целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные потребности семей (п. 32.3 ФГОС-2021 ООО).
По новым ФГОС изменились формулировки модулей рабочей программы воспитания, их количество и содержание. При этом содержание учитывает, что школе нужно реализовать национальные воспитательные инициативы, а с этого учебного года и федеральные проекты в области воспитания. Так, обновленная примерная программа воспитания по ФГОС-2021 увеличила количество инвариантных модулей до 11 по сравнению с предыдущей версией программы.
В обновленной примерной программе инвариантные модули скорее как основные, а не обязательные. Поэтому в ваших программах воспитания по новым ФГОС инвариантных или основных модулей может быть как 11, так и меньше. Разработчики обновленной примерной программы воспитания рекомендуют включать только те модули, которые школа реализует или планирует выполнить. Сравнение модулей примерных рабочих программ воспитания по стандартам третьего поколения, а также обновленной примерной программы воспитания смотрите в таблицах 2 и 3.
Модули примерных рабочих программ воспитания
Инструкция
Кликните на название таблицы, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку
Подготовьте вопросы для самоанализа. Предложите классным руководителям вопросы для самоанализа. Так вы получите информацию об успешных мероприятиях и формах воспитательной работы, результатах работы с родителями. Варианты вопросов смотрите в примере ниже.
ПРИМЕР. Вопросы для классных руководителей
Посещайте воспитательные мероприятия. Чтобы узнать методику работы классного руководителя, ее сильные и слабые стороны, регулярно посещайте классные часы и другие воспитательные мероприятия. Делайте это в течение всего учебного года. Результаты посещений фиксируйте в справках. Информация из этих документов пригодится вам, когда будете составлять аналитическую справку по итогам воспитательной работы за полугодие или за год.
Как проанализировать воспитательную работу предметников
Соберите информацию о воспитательной работе учителей, которую получили, когда посещали уроки и занятия педагогов. Еще предложите предметникам заполнить форму самоанализа и ответить на вопросы. Так педагоги смогут провести самоанализ своей деятельности.
Новые ФГОС НОО и ООО
По ФГОС-2021. Воспитательные воздействия на учеников должны быть целостные и единые, как в системе воспитывающих мероприятий, так и на уроках. В новых стандартах определили воспитательный потенциал урока как возможность организовать социальные пробы, помочь в самореализации и самоорганизации школьников, практически подготовить детей к труду и жизни в будущем. При этом педагоги должны учитывать социальные потребности семей, а также историко-культурную и этническую специфику региона, когда планируют содержание занятий. Поэтому проконтролируйте, как учителя-предметники выполнили такие требования новых ФГОС.
Посещайте уроки и внеурочные занятия. Чтобы проанализировать воспитательную работу учителей-предметников, выясните, как они реализуют воспитательный потенциал уроков. Сделайте это в рамках модуля рабочей программы воспитания «Школьный урок», а также внеурочной деятельности по предмету. Для этого посетите уроки и внеурочные занятия, проведите собеседование с педагогами.
Новые ФГОС НОО и ООО
По ФГОС-2021. Личностные результаты – это итоговая цель реализации программы воспитания. Такие результаты можно достичь в единстве учебной и воспитательной деятельности. В новых ФГОС разработчики сгруппировали личностные результаты по направлениям воспитания: гражданское; патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания. Проконтролируйте, чтобы все образовательные события, уроки и занятия внеурочной деятельности, соответствовали таким направлениям воспитания и помогали достичь личностных результатов. Используйте перечень направлений воспитания и их описание из ФГОС-2021, чтобы составить чек-лист, который поможет провести анализ или самоанализ воспитывающей роли урока или внеурочного занятия.
Новые ФГОС НОО и ООО
По ФГОС-2021. Дополните форму самоанализа воспитательной работы для учителя-предметника вопросом о личностных результатах. Например, по каким направлениям воспитания воспитательная задача урока или занятия позволяет достичь личностных результатов.
ПРИМЕР. Вопросы для учителей-предметников
Главное в статье СкрытьОбразец самоанализа учителя-предметника
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

К СВЕДЕНИЮ
Структура календарных планов по ФГОС-2021
Требований к структуре календарного плана воспитательной работы ФГОС-2021 и ФГОС второго поколения не устанавливают. Это значит, что школа сама может выбрать для себя удобный вариант формы плана и распределить мероприятия в нем по-разному. Еще стандарты третьего поколения не регламентируют количество и название направлений внеурочной деятельности, то есть школа может выбрать такие направления самостоятельно. ФГОС второго поколения, наоборот, четко определяет пять обязательных направлений: общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное.
Главное в статье СкрытьКак скорректировать календарные планы на II полугодие
Есть три ситуации, когда школе придется скорректировать календарные планы воспитательной работы.
Ситуация 1. Не удалось провести часть мероприятий из плана. Зафиксируйте в аналитической справке, если какие-то мероприятия из календарного плана воспитательной работы уровня образования не удалось провести. Укажите причины, по которым это произошло. Также решите, будете ли вы переносить мероприятие на II полугодие. Отразите свое решение в справке и календарном плане воспитательной работы уровня образования. Также посмотрите пример, как решить такую ситуацию.
ПРИМЕР. Перенос мероприятия
Ситуация 2. Выявили случаи буллинга среди учеников. Чтобы противостоять буллингу, внесите в календарный план воспитательной работы уровня образования дополнительные мероприятия для учеников, родителей и педагогов школы. Их цель – профилактика и пресечение травли. Перечень мероприятий, которые можно внести в план воспитательной работы, смотрите в примере ниже.
ПРИМЕР. Мероприятия по профилактике и пресечению буллинга
Ситуация 3. Зафиксировали низкие результаты работы с родителями. Рост числа родителей, которые не участвуют в школьной жизни и не посещают родительские собрания, обращения родителей в органы управления образованием или надзорные инстанции – признак того, что классный руководитель не смог грамотно выстроить работу по данному направлению. Чтобы исправить ситуацию, поручите классному руководителю провести индивидуальные беседы с такими родителями.
Добавьте в календарные планы воспитательной работы мероприятия на II полугодие, которые могут заинтересовать и детей, и их родителей. Сделайте акцент на мероприятиях, которые могут организовать и провести сами родители. Список таких мероприятий посмотрите в примере.
ПРИМЕР. Мероприятия по работе с родителями

К СВЕДЕНИЮ
Содержание календарных планов по ФГОС-2021
Согласно новым стандартам календарный план воспитательной работы – часть организационного раздела ООП. Календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитывающей деятельности, которые организует и проводит школа самостоятельно или проводят иные организации, где школа выступает в качестве участника. Прежде чем включить какое-либо мероприятие в календарный план воспитательной работы, школа должна тщательно оценить свои возможности, чтобы его реализовать. Это связано с тем, что по новым ФГОС все мероприятия, которые внесли в план, теперь нужно исполнить. А если школа хочет скорректировать план, то все изменения придется утвердить на педагогическом совете как изменения, которые вносят в ООП. Поэтому ситуация, когда школа не смогла провести часть мероприятий из календарного плана воспитательной работы, говорит о некомпетентности управленческой команды.
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:
- Циклограмма на декабрь: итоговое сочинение, результаты I полугодия и еще 31 дело>>
- Готовый план мероприятий к Году педагога и наставника>>
- Эффективность введения ФГОС-2021: два направления контроля, чтобы избежать потери качества образования>>
- Что включить в программу развития школы на 2023 год>>
- Дайджест новостей за месяц. Видео>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

КОММЕНТАРИЙ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА