ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
12
Декабрь 2022года
Образовательная деятельность
Рабочая программа воспитания

Проанализируйте работу по программе воспитания за I полугодие, чтобы не корректировать ООП в мае. Инструменты подходят для старых и новых ФГОС

Максим Иванцов, директор ГБОУ «Школа № 814» г. Москвы, председатель Ассоциации классных руководителей Москвы, к. и. н.
В статье – инструменты, которые помогут проанализировать воспитательную работу за I полугодие и скорректировать календарные планы на следующее. Инструменты универсальные, их можно легко изменить под особенности своей школы. Еще предлагаем рекомендации эксперта-практика, чтобы проверить работу по программе воспитания, которую составили по ФГОС-2021.

Проконтролируйте, как школа реализовала календарные планы воспитательной работы. Это объемная работа и лучше не откладывать ее на конец учебного года. Дело в том, что в этом году у школы может быть пять рабочих программ воспитания, которые включают свои календарные планы, – три по ФГОС второго поколения и две по ФГОС-2021. В конце учебного года нет времени на работу с объемными документами. Если проведете контроль в декабре, то сможете выявить недочеты и скорректировать календарные планы на II полугодие. Еще вам не придется в мае срочно вносить корректировки в ООП, если обнаружите, что часть мероприятий не успели провести.

Главное в статье СкрытьЧто включить в анализ

Возьмите для анализа критерии из программы воспитания, которые прописали в разделе о самоанализе воспитательной работы в школе. Еще сформируйте критерии анализа в зависимости от тех модулей, которые закрепили в рабочей программе воспитания. Сейчас лучше сформулировать критерии только по второму направлению самоанализа – состояние совместной деятельности детей и взрослых. А анализировать воспитательную работу школы по первому направлению – результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников – удобно по итогам учебного года. Так вы сможете сравнить результаты с прошлым годом, а также оценить динамику.

Может быть несколько критериев для самоанализа совместной деятельности детей и взрослых, которую организует школа. Их количество зависит от количества модулей в рабочей программе воспитания. Еще для каждого модуля может быть несколько критериев, чтобы проанализировать, как реализовали воспитательные события.

Дополнительно можете оценить, как выполнили план работы методобъединения классных руководителей за I полугодие. Отметьте, какие задачи реализовали, а какие – нет и по каким причинам.

Новые ФГОС НОО и ООО

Главное в статье СкрытьПо ФГОС-2021. Требования к структуре рабочей программы воспитания по старым и новым ФГОС различаются. Структуру и названия разделов программы воспитания по старым и новым стандартам смотрите в таблице 1. Согласно старым ФГОС самоанализ воспитательной работы – это раздел, который завершает подготовку программы воспитания. По новым ФГОС такой раздел стоит первым в программе воспитания. В него нужно включить результаты ежегодного анализа воспитательной работы, направления которого школа определяет в соответствии с календарным планом. А в конце раздела сделать выводы и описать проблемы, которые школа будет решать. Таким образом, согласно ФГОС-2021 самоанализ воспитательной работы – это отправная точка, чтобы спланировать систему воспитания в школе, основа, чтобы спрогнозировать личностные результаты учеников.

КОММЕНТАРИЙ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Количество рабочих программ воспитания в школе

Редакция опирается на требования ФГОС и рассматривает вариант, когда рабочие программы воспитания школа составила на каждый уровень образования. Иную позицию занимают Минпросвещения и Рособрнадзор. В своем письме они рекомендуют школам разработать одну, единую для всех уровней образования рабочую программу воспитания (письмо от 26.04.2021 № СК-114/06, 01-115/08-01). Но письма ведомств, методрекомендации РАО о разработке программы – не нормативные правовые акты, содержат только рекомендации. Тем не менее решение о количестве рабочих программ воспитания, которое нужно составить в школе, может принять учредитель.

Натали Кужель, главный редактор журнала

Как проанализировать работу классных руководителей

Чтобы проконтролировать работу классных руководителей, регулярно посещайте воспитательные мероприятия, которые проводят педагоги. Также предложите коллегам провести самоанализ своей деятельности. Для этого раздайте им единую форму самоанализа и вопросы для него.

Разработайте единую форму самоанализа. Подготовьте для классных руководителей единую форму самоанализа воспитательной работы. Так вы получите информацию о воспитательной работе во всех классах и подведете итоги полугодия по школе. Удобно сделать форму в виде таблицы. Готовый образец формы самоанализа скачайте ниже. А если решите разработать свою форму, то ориентируйтесь на модули рабочей программы воспитания.

Главное в статье СкрытьОбразец самоанализа классного руководителя

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Новые ФГОС НОО и ООО

По ФГОС-2021. Когда будете составлять форму самоанализа, по-прежнему ориентируйтесь на модули из рабочей программы воспитания. Но помните, что по новым стандартам программа воспитания может, но не обязана включать модули (п. 31.3 ФГОС-2021 НОО, п. 32.3 ФГОС-2021 ООО). При этом для уровня ООО есть обязательные требования к рабочей программе воспитания. Например, она должна обеспечить целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учитывать социальные потребности семей (п. 32.3 ФГОС-2021 ООО).

По новым ФГОС изменились формулировки модулей рабочей программы воспитания, их количество и содержание. При этом содержание учитывает, что школе нужно реализовать национальные воспитательные инициативы, а с этого учебного года и федеральные проекты в области воспитания. Так, обновленная примерная программа воспитания по ФГОС-2021 увеличила количество инвариантных модулей до 11 по сравнению с предыдущей версией программы.

В обновленной примерной программе инвариантные модули скорее как основные, а не обязательные. Поэтому в ваших программах воспитания по новым ФГОС инвариантных или основных модулей может быть как 11, так и меньше. Разработчики обновленной примерной программы воспитания рекомендуют включать только те модули, которые школа реализует или планирует выполнить. Сравнение модулей примерных рабочих программ воспитания по стандартам третьего поколения, а также обновленной примерной программы воспитания смотрите в таблицах 2 и 3.

Модули примерных рабочих программ воспитания

Инструкция

Кликните на название таблицы, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку

Подготовьте вопросы для самоанализа. Предложите классным руководителям вопросы для самоанализа. Так вы получите информацию об успешных мероприятиях и формах воспитательной работы, результатах работы с родителями. Варианты вопросов смотрите в примере ниже.

ПРИМЕР. Вопросы для классных руководителей

1. Сформулируйте цели, которые Вы преследуете, когда проводите воспитательные мероприятия в классе, организуете внеурочную деятельность детей.
2. Выберите из списка ниже виды и формы взаимодействия с детьми, которые Вы чаще всего используете в воспитательной работе. Какие из них Вы считаете наиболее эффективными? Какими конкретными примерами можете подтвердить эту эффективность?
Индивидуальные: беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы, ведение блогов, другое (указать).
Групповые: творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проектная деятельность, ролевые игры, газета, другое (указать).
Коллективные: классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования, игры, квесты, детско-родительские игры, родительские собрания, социальные проекты, коллективно-творческие дела, другое (указать).
3. Перечислите классные воспитательные мероприятия, которые Вы считаете наиболее удачными с точки зрения реализации воспитательных задач. Какое отражение они нашли в информационном пространстве? При наличии – прикрепите ссылки на публикации.
4. Опишите виды и формы взаимодействия с родителями школьников, которые Вы используете в своей работе. Какие из них Вы считаете наиболее эффективными и почему?
5. Как организовано классное самоуправление в Вашем классе? Какие мероприятия воспитательной направленности инициировали сами ученики?
6. Привлекаете ли Вы родителей школьников к решению воспитательных задач? Какие воспитательные задачи удалось решить с участием родителей?
7. Опишите формы и результаты работы за I полугодие с детьми, которые требуют особого педагогического внимания. Перечислите, какие формы работы Вы используете, чтобы проводить профилактику негативных проявлений в поведении учеников?
8. В каком направлении воспитательной деятельности Вы поделились опытом работы с коллегами и в каких формах (публикации, вебинары, семинары и т. п.)? Прикрепите ссылки на ресурсы, которые использовали, чтобы транслировать эффективные педагогические практики.

Посещайте воспитательные мероприятия. Чтобы узнать методику работы классного руководителя, ее сильные и слабые стороны, регулярно посещайте классные часы и другие воспитательные мероприятия. Делайте это в течение всего учебного года. Результаты посещений фиксируйте в справках. Информация из этих документов пригодится вам, когда будете составлять аналитическую справку по итогам воспитательной работы за полугодие или за год.

Как проанализировать воспитательную работу предметников

Соберите информацию о воспитательной работе учителей, которую получили, когда посещали уроки и занятия педагогов. Еще предложите предметникам заполнить форму самоанализа и ответить на вопросы. Так педагоги смогут провести самоанализ своей деятельности.

Новые ФГОС НОО и ООО

По ФГОС-2021. Воспитательные воздействия на учеников должны быть целостные и единые, как в системе воспитывающих мероприятий, так и на уроках. В новых стандартах определили воспитательный потенциал урока как возможность организовать социальные пробы, помочь в самореализации и самоорганизации школьников, практически подготовить детей к труду и жизни в будущем. При этом педагоги должны учитывать социальные потребности семей, а также историко-культурную и этническую специфику региона, когда планируют содержание занятий. Поэтому проконтролируйте, как учителя-предметники выполнили такие требования новых ФГОС.

Посещайте уроки и внеурочные занятия. Чтобы проанализировать воспитательную работу учителей-предметников, выясните, как они реализуют воспитательный потенциал уроков. Сделайте это в рамках модуля рабочей программы воспитания «Школьный урок», а также внеурочной деятельности по предмету. Для этого посетите уроки и внеурочные занятия, проведите собеседование с педагогами.

Новые ФГОС НОО и ООО

По ФГОС-2021. Личностные результаты – это итоговая цель реализации программы воспитания. Такие результаты можно достичь в единстве учебной и воспитательной деятельности. В новых ФГОС разработчики сгруппировали личностные результаты по направлениям воспитания: гражданское; патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания. Проконтролируйте, чтобы все образовательные события, уроки и занятия внеурочной деятельности, соответствовали таким направлениям воспитания и помогали достичь личностных результатов. Используйте перечень направлений воспитания и их описание из ФГОС-2021, чтобы составить чек-лист, который поможет провести анализ или самоанализ воспитывающей роли урока или внеурочного занятия.

Порекомендуйте провести самоанализ. Предложите учителям провести самоанализ воспитательной работы. Когда будете разрабатывать форму самоанализа и вопросы для него, учитывайте специфику работы учителей-предметников. Удобно сделать форму самоанализа универсальной для всех предметов. Разработайте форму самостоятельно или возьмите готовую.

Новые ФГОС НОО и ООО

По ФГОС-2021. Дополните форму самоанализа воспитательной работы для учителя-предметника вопросом о личностных результатах. Например, по каким направлениям воспитания воспитательная задача урока или занятия позволяет достичь личностных результатов.

ПРИМЕР. Вопросы для учителей-предметников

1. Перечислите формы и виды учебной деятельности школьников, которые Вы реализуете на своих уроках. Охарактеризуйте кратко, как они помогают достичь цели воспитательной работы школы.
2. Сформулируйте воспитательные задачи, которые Вы решаете на уроках, используя потенциал своего предмета.
3. Опишите виды и формы организации внеурочной деятельности детей по своему предмету. Какие из них Вы считаете наиболее эффективными, чтобы решить воспитательные задачи? Почему?
4. Перечислите воспитательные мероприятия по предмету, которые Вы считаете наиболее удачными с точки зрения реализации воспитательных задач. Обоснуйте мнение.
5. Опишите формы и результаты работы с детьми, которые требуют особого педагогического внимания.

Главное в статье СкрытьОбразец самоанализа учителя-предметника

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

К СВЕДЕНИЮ

Структура календарных планов по ФГОС-2021

Требований к структуре календарного плана воспитательной работы ФГОС-2021 и ФГОС второго поколения не устанавливают. Это значит, что школа сама может выбрать для себя удобный вариант формы плана и распределить мероприятия в нем по-разному. Еще стандарты третьего поколения не регламентируют количество и название направлений внеурочной деятельности, то есть школа может выбрать такие направления самостоятельно. ФГОС второго поколения, наоборот, четко определяет пять обязательных направлений: общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное.

Главное в статье СкрытьКак скорректировать календарные планы на II полугодие

Есть три ситуации, когда школе придется скорректировать календарные планы воспитательной работы.

Ситуация 1. Не удалось провести часть мероприятий из плана. Зафиксируйте в аналитической справке, если какие-то мероприятия из календарного плана воспитательной работы уровня образования не удалось провести. Укажите причины, по которым это произошло. Также решите, будете ли вы переносить мероприятие на II полугодие. Отразите свое решение в справке и календарном плане воспитательной работы уровня образования. Также посмотрите пример, как решить такую ситуацию.

ПРИМЕР. Перенос мероприятия

В школе в конце октября традиционно проводят благотворительную акцию «Помоги четвероногому другу». В рамках акции школьники и их родители помогают бездомным животным: жертвуют в пользу приютов для животных корма, амуницию, игрушки и т. д. Затем пожертвования передают приюту. В 2022 году осенние каникулы продлили по решению местных органов в сфере образования, и поэтому акцию пришлось отменить. У школы есть возможность провести акцию в апреле 2023 года. Такие изменения следует внести в календарные планы воспитательной работы уровней образования на II полугодие 2022/23 учебного года и утвердить в составе ООП приказом директора.

Ситуация 2. Выявили случаи буллинга среди учеников. Чтобы противостоять буллингу, внесите в календарный план воспитательной работы уровня образования дополнительные мероприятия для учеников, родителей и педагогов школы. Их цель – профилактика и пресечение травли. Перечень мероприятий, которые можно внести в план воспитательной работы, смотрите в примере ниже.

ПРИМЕР. Мероприятия по профилактике и пресечению буллинга

1. Мастер-класс для классных руководителей, чтобы провести мониторинг взаимоотношений учеников в классе.
2. Родительское собрание «Травле – нет».
3. Анонимное анкетирование школьников на тему буллинга в классе и школе.
4. Классные часы, беседы по профилактике буллинга.
5. Ролевая игра «Общение без конфликтов».
6. Конкурсно-развлекательная программа «Давайте жить дружно!».
7. Тренинг для педагогов школы по антибуллинговым приемам.

Ситуация 3. Зафиксировали низкие результаты работы с родителями. Рост числа родителей, которые не участвуют в школьной жизни и не посещают родительские собрания, обращения родителей в органы управления образованием или надзорные инстанции – признак того, что классный руководитель не смог грамотно выстроить работу по данному направлению. Чтобы исправить ситуацию, поручите классному руководителю провести индивидуальные беседы с такими родителями.

Добавьте в календарные планы воспитательной работы мероприятия на II полугодие, которые могут заинтересовать и детей, и их родителей. Сделайте акцент на мероприятиях, которые могут организовать и провести сами родители. Список таких мероприятий посмотрите в примере.

ПРИМЕР. Мероприятия по работе с родителями

1. Семейный капустник «День, пахнущий мимозой».
2. Мастер-классы от родителей, бабушек или дедушек «Город мастеров».
3. Родительские вечера «Наше семейное хобби», «Профессия моей мамы/моего папы».
4. Конференция для родителей по обмену опытом в воспитании подростков «Как я решаю конфликты с ребенком».
5. Тренинг родительской эффективности.
6. Круглый стол «Воспитательная система школы и класса глазами родителей»

К СВЕДЕНИЮ

Содержание календарных планов по ФГОС-2021

Согласно новым стандартам календарный план воспитательной работы – часть организационного раздела ООП. Календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитывающей деятельности, которые организует и проводит школа самостоятельно или проводят иные организации, где школа выступает в качестве участника. Прежде чем включить какое-либо мероприятие в календарный план воспитательной работы, школа должна тщательно оценить свои возможности, чтобы его реализовать. Это связано с тем, что по новым ФГОС все мероприятия, которые внесли в план, теперь нужно исполнить. А если школа хочет скорректировать план, то все изменения придется утвердить на педагогическом совете как изменения, которые вносят в ООП. Поэтому ситуация, когда школа не смогла провести часть мероприятий из календарного плана воспитательной работы, говорит о некомпетентности управленческой команды.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей