Справочник заместителя директора школы №5 Май 2016
Профессиональные компетенции Планирование и организация

Оценка результатов образовательной деятельности методом SWOT-анализа

Заместитель руководителя образовательной организации в конце учебного года проводит анализ результатов, состояния и перспектив развития образовательной деятельности. Результаты и перспективы можно оценить с помощью технологии SWOT-анализа.

Заместитель директора образовательной организации (далее – ОО) для всесторонней оценки результатов образовательной деятельности и подготовки итогового отчета может использовать технологию SWOT-анализа. Такой отчет выявляет факторы внутренней и внешней среды ОО по четырем категориям:

ДОКУМЕНТ

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговый отчет размещается в сети Интернет на официальном сайте ОО в конце учебного года (ст. 97)

  • Strengths (сильные стороны);
  • Weaknesses (слабые стороны);
  • Opportunities (возможности);
  • Threats (угрозы).

Основными частями анализа является внутренний аудит ОО и аудит внешней среды. Внутренний аудит связан с оценкой ресурсов, анализом конкурентоспособности и привлекательности ОО. Результаты заносятся в матрицу (табл. 1).

Таблица 1. Матрица угроз развитию ОО

Вероятность реализации рисковПоследствия рисков
Разрушительные (Р)Тяжелые (Т)Легкие (Л)
Высокая (В)ВР Изменение политики в области образованияВТ Изменение социально-экономической ситуацииВЛ Конкуренция со стороны других образовательных организаций
Средняя (C)СР Отток квалифицированных кадровСТ Новые законодательные актыСЛ Отток числа обучающихся в другие ОО
Низкая (Н)НР Закрытие (реорганизация) ООНТ ДефолтНЛ Смена руководства ОО

На основании исходной матрицы заместитель директора школы создает дополнительные матрицы: анализа угроз; анализа возможностей; комплексную матрицу оценки возможностей и угроз с учетом полученных во время проведения SWOT-анализа данных. Возможности и риски разбиваются на группы по приоритетности. В таблице 2 приведен анализ факторов, которые могут поставить под угрозу дальнейшее развитие ОО. Таким же образом строится матрица оценки благоприятных возможностей. На основе анализа возможностей и рисков формируются основные цели развития ОО на новый учебный год.

Таблица 2. SWOT-анализ потенциала развития ОО

Сильные стороныСлабые стороныБлагоприятные возможностиРиски
Образовательные услуги
Созданы условия для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образованияНедостаточное материально-техническое обеспечение образовательной деятельности современными техническими средствами обученияОрганизация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования, улучшение материально-технического обеспеченияИзменение социально-экономической ситуации
Созданы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихсяПовышение уровня заболеваемости обучающихся, отсутствие оснащенной спортивной площадкиСоздание системы работы по профилактике заболеваний и организации спортивно-оздоровительной работы с привлечением социальных партнеровИзменение социально-экономической ситуации
Образовательные технологии и процессы
Применение инновационных технологий в образовательной деятельностиНедостаточное владение активными методами обученияРазвитие современной образовательной среды, внедрение инновационных технологийНепонимание педагогами необходимости профессионального роста
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности
Обеспеченность компьютерной техникой и информационными ресурсамиНедостаточное материально- техническое обеспечение образовательной деятельностиУлучшение материально-технического обеспечения образовательной деятельностиИзменение социально-экономической ситуации
Финансовые ресурсы
Организация эффективного финансового менеджмента в ОООтсутствие системы оптимального бюджетного планированияДополнительное привлечение внебюджетных средств за счет развития системы реализации дополнительных платных образовательных услугОтток квалифицированных кадров
Кадровые ресурсы
Наличие профессионально работающих педагогов, победителей и лауреатов различных профессиональных конкурсовУвеличение доли работающих педагогов пенсионного возраста. Уровень заработной платы ниже средней по экономике региона. Профессиональное выгорание. Незащищенность педагога перед субъектами образовательных отношенийКвалифицированный кадровый составИзменение социально-экономической ситуации
Качество образовательных услуг
Наличие внутренней системы оценки качества образованияНевысокие результаты успеваемости учащихся и низкие результаты государственной итоговой аттестацииПовышение качества образования, мотивации к учебной деятельностиНедостаточная подготовленность кадров. Низкая мотивация обучающихся
Удовлетворенность участников образовательной деятельности качеством образовательных услугНедостаточно развитые квалиметрические методы оценки качества образованияИзменение системы оценивания, учет качественных изменений, происходящих у участников образовательной деятельностиУвеличение количества детей с низким интеллектуальным уровнем