Заместитель директора образовательной организации (далее – ОО) для всесторонней оценки результатов образовательной деятельности и подготовки итогового отчета может использовать технологию SWOT-анализа. Такой отчет выявляет факторы внутренней и внешней среды ОО по четырем категориям:
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» итоговый отчет размещается в сети Интернет на официальном сайте ОО в конце учебного года (ст. 97)
Основными частями анализа является внутренний аудит ОО и аудит внешней среды. Внутренний аудит связан с оценкой ресурсов, анализом конкурентоспособности и привлекательности ОО. Результаты заносятся в матрицу (табл. 1).
Таблица 1. Матрица угроз развитию ОО
Вероятность реализации рисков | Последствия рисков | ||
---|---|---|---|
Разрушительные (Р) | Тяжелые (Т) | Легкие (Л) | |
Высокая (В) | ВР Изменение политики в области образования | ВТ Изменение социально-экономической ситуации | ВЛ Конкуренция со стороны других образовательных организаций |
Средняя (C) | СР Отток квалифицированных кадров | СТ Новые законодательные акты | СЛ Отток числа обучающихся в другие ОО |
Низкая (Н) | НР Закрытие (реорганизация) ОО | НТ Дефолт | НЛ Смена руководства ОО |
На основании исходной матрицы заместитель директора школы создает дополнительные матрицы: анализа угроз; анализа возможностей; комплексную матрицу оценки возможностей и угроз с учетом полученных во время проведения SWOT-анализа данных. Возможности и риски разбиваются на группы по приоритетности. В таблице 2 приведен анализ факторов, которые могут поставить под угрозу дальнейшее развитие ОО. Таким же образом строится матрица оценки благоприятных возможностей. На основе анализа возможностей и рисков формируются основные цели развития ОО на новый учебный год.
Таблица 2. SWOT-анализ потенциала развития ОО
Сильные стороны | Слабые стороны | Благоприятные возможности | Риски |
---|---|---|---|
Образовательные услуги | |||
Созданы условия для внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования | Недостаточное материально-техническое обеспечение образовательной деятельности современными техническими средствами обучения | Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС общего образования, улучшение материально-технического обеспечения | Изменение социально-экономической ситуации |
Созданы условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся | Повышение уровня заболеваемости обучающихся, отсутствие оснащенной спортивной площадки | Создание системы работы по профилактике заболеваний и организации спортивно-оздоровительной работы с привлечением социальных партнеров | Изменение социально-экономической ситуации |
Образовательные технологии и процессы | |||
Применение инновационных технологий в образовательной деятельности | Недостаточное владение активными методами обучения | Развитие современной образовательной среды, внедрение инновационных технологий | Непонимание педагогами необходимости профессионального роста |
Материально-техническое оснащение образовательной деятельности | |||
Обеспеченность компьютерной техникой и информационными ресурсами | Недостаточное материально- техническое обеспечение образовательной деятельности | Улучшение материально-технического обеспечения образовательной деятельности | Изменение социально-экономической ситуации |
Финансовые ресурсы | |||
Организация эффективного финансового менеджмента в ОО | Отсутствие системы оптимального бюджетного планирования | Дополнительное привлечение внебюджетных средств за счет развития системы реализации дополнительных платных образовательных услуг | Отток квалифицированных кадров |
Кадровые ресурсы | |||
Наличие профессионально работающих педагогов, победителей и лауреатов различных профессиональных конкурсов | Увеличение доли работающих педагогов пенсионного возраста. Уровень заработной платы ниже средней по экономике региона. Профессиональное выгорание. Незащищенность педагога перед субъектами образовательных отношений | Квалифицированный кадровый состав | Изменение социально-экономической ситуации |
Качество образовательных услуг | |||
Наличие внутренней системы оценки качества образования | Невысокие результаты успеваемости учащихся и низкие результаты государственной итоговой аттестации | Повышение качества образования, мотивации к учебной деятельности | Недостаточная подготовленность кадров. Низкая мотивация обучающихся |
Удовлетворенность участников образовательной деятельности качеством образовательных услуг | Недостаточно развитые квалиметрические методы оценки качества образования | Изменение системы оценивания, учет качественных изменений, происходящих у участников образовательной деятельности | Увеличение количества детей с низким интеллектуальным уровнем |