Заместитель директора школы и учителя планируют работу с одаренными детьми, выявляют их интересы. Если в школе есть ученики, которые увлечены авиацией, то педагоги могут их подготовить к участию в Международной олимпиаде по истории авиации и воздухоплавания им. А. Ф. Можайского (далее – олимпиада).
Организаторы олимпиады предоставляют возможность участникам при подготовке исследовательских работ консультироваться со специалистами авиастроения
Для участия в олимпиаде обучающийся регистрируется на сайте olymp.as-club.ru и подает электронную заявку. Участники изучают дистанционные курсы и выполняют тест на портале олимпиады. Если участник успешно проходит тест, то получает допуск в первый тур. Победителями олимпиады считаются участники второго тура, чьи работы на симпозиуме заняли 1-3-е места. Лучшие презентации и тезисы выступлений рекомендуются на Международную конференцию «Авиация и космонавтика».
Первый тур олимпиады проходит как заочный конкурс историко-исследовательских работ. После успешного прохождения теста участник размещает на сайте олимпиады свою историко-исследовательскую работу.
Второй тур – это подготовка историко-исследовательских работ для молодежного симпозиума. Участники консультируются у экспертов в центрах по подготовке к олимпиаде, либо через Интернет. Молодежный симпозиум проводится в г. Москве. На симпозиуме часть участников в соответствии с результатами первого тура выступают публично, остальные представляют свои работы на стендах.
Далее представлены критерии оценки, фрагмент текста, план и примеры тем для историко-исследовательских работ, а также примеры вопросов для тестирования.
Русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель, пионер авиации.
Получил воспитание в Морском кадетском корпусе. С 1876 г. работал над проектом летательного аппарата тяжелее воздуха.
20 июля 1882 г. на Военном поле в Красном Селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества. Испытывать самолет в воздухе было доверено механику, помогавшему Можайскому, – И.Н. Голубеву. Самолет поднялся в воздух и, пролетев некоторое расстояние по прямой, сел. Аппарат весом около 934 кг летел со скоростью 11 м/с. Пропеллеры крутились паровыми двигателями мощностью 10 и 20 л. с. При посадке было повреждено крыло самолета, а механик получил травму. Несмотря на это впервые была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха.
Критерии оценки исследовательских работ и презентаций
Всем участникам при подготовке к олимпиаде предлагаются для изучения дистанционные курсы:
Фрагмент исследовательской работы «Каковы преимущества у экранолетов перед экранопланами?» победителя 1-го тура, учащегося 6-го класса
План исследовательской работы «Есть ли будущее у дирижаблей?» учащегося 7-го класса
Примеры вопросов для тестирования
Автожир (гироплан, гирокоптер, винтолет и ротаплан) – винтокрылый летательный аппарат с несущим винтом. Несущий винт позволяет выполнять управляемый горизонтальный полет и совершать посадку
Перечень тем историко-исследовательских работ
Орнитоптер – махолет, летательный аппарат тяжелее воздуха с машущими крыльями. Среди живых существ маховыми движениями крыльев для полета пользуются птицы.
Термоплан – аэростатический термобалансируемый летательный аппарат. Внутри оболочки – объемы с гелием (обеспечивает «нулевую плавучесть») и горячим воздухом (подъем и опускание)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА