Чтобы молодой специалист мог качественно спланировать свой урок, ему нужно подготовиться. Сначала изучить федеральные документы и локальные акты школы, в которых – обоснование необходимости планировать уроки. Затем учитель должен подготовить материалы к уроку. Потом – выбрать инструмент планирования. Таких инструментов три: технологическая карта, план и конспект. Ниже читайте, как подготовить молодого педагога к планированию урока.
Чтобы молодой педагог правильно спланировал урок, поручите ему изучить федеральные документы и локальные акты школы. Примерный перечень документов – в таблице.
Чтобы проверить ИКТ-компетентность молодых педагогов вашей школы, проведите опрос. А после – мастер-класс, как использовать дистанционные электронные технологии обучения
Чтобы качественно спланировать уроки, у педагога должна быть рабочая программа по предмету, курсу, дисциплине. Это позволит определить место урока в курсе, цель и требования к результату на данном уроке и в преемственности с прошедшими и планируемыми уроками. А также – УМК по предмету. Он включает готовые поурочные разработки, которые могут стать основой, чтобы планировать урок.
Еще желательно подготовить электронные ресурсы: доступ к сети Интернет, медиатекам, личную подборку видео или презентаций по предмету, веб-сервисы и адреса качественных электронных ресурсов – онлайн-тесты, видеоуроки, интерактивные пособия. Они облегчат и ускорят подготовку к уроку, разнообразят его, позволят повысить заинтересованность детей и мастерство учителя.
Когда учитель подбирает материал к уроку, ему нужно учитывать, на каком уровне его ИКТ-компетенции и есть ли в кабинете компьютер с выходом в интернет. А еще – особенности класса, для которого разрабатывает урок: уровень знаний, степень дифференциации, особенности поведения, выход на итоговую аттестацию.
Объясните педагогам, что нужно оценивать класс объективно. Учитель должен учитывать уровень знаний, в том числе степень дифференциации в классе. Еще нужно оценивать особенности поведения классного коллектива. Это нужно делать, так как из-за поведенческих особенностей одни виды деятельности могут работать хорошо в спокойных классах, но не давать того обучающего эффекта в классах с неспокойным поведением.
Рекомендуйте молодым педагогам использовать ФГИС «Моя школа», Яндекс.учебник, чтобы готовиться к урокам. А также – цифровой сервис «Опросникум» для обратной связи с учениками
Инструментами, чтобы планировать урок, могут стать план, конспект или технологическая карта урока. Пусть молодой педагог выберет сам, какая форма для него практичнее и удобнее.
План урока. Это замысел, проект, задание. В плане урока есть информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается. Педагог через план может продемонстрировать, что владеет материалом по предмету и компетенции, которые позволяют ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.
Если в вашей школе есть единая форма, например бланк, шаблон, которую вы оформляете по итогам посещения уроков, она может лечь в основу плана урока. Разработайте на основе принятой в вашей школе формы оценки уроков бланк плана уроков. Так педагоги будут иметь опорный шаблон, который упростит им подготовку к урокам, а вам – контроль. Посмотрите готовый бланк плана урока.
Технологическая карта урока. Технологическая карта представляет собой таблицу, в которой педагог отражает этапы урока, виды деятельности его самого и учеников. В карте педагог детально расписывает этапы урока. Например, организация класса, проверка домашнего задания, актуализация знаний, ознакомление с новым материалом, первичная проверка изученного материала, закрепление, применение полученных в ходе урока знаний на практике, обобщение и систематизация, домашнее задание, подведение итогов. Пример алгоритма, как составить технологическую карту урока.
Приложением к технологической карте можно оформить дополнения: схемы, образцы решения, тесты. Но не стоит излишне нагружать ее. Этот инструмент должен упростить учителю планирование, но не перегружать его лишней информацией. Оформить технологическую карту можно по-разному. Варианты ниже.
Преимущество технологической карты – возможность целостно воспринимать учебный материал урока, создать условия, чтобы педагог качественно взаимодействовал на уроке с учениками
Конспект урока. Это поэтапный сценарий с подробным и полным изложением содержания и хода урока. Причем изложение должно отражать совместную деятельность учителя и учеников.
В конспекте педагог должен отразить участников, цель урока и задачи, которые ставит. Еще нужно отразить дополнительные материалы и оборудование, которое потребуется учителю. Можно также указать время, которое потребуется для урока: 45 минут или 90 минут, если урок сдвоенный. Далее педагог пошагово описывает, что происходит на каждом его этапе. Учитель записывает свою речь и предполагаемые ответы учеников. Ниже – пример оформления конспекта или сценария урока.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях