Все статьи номера
1
Январь 2018года
Качество образования
Локальные нормативные акты

Что изменить в положении о ВСОКО из-за новых требований ФГОС

Галина Савиных, эксперт-методист образовательных проектов Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Победитель конкурса лучших учителей в рамках ПНПО «Образование», автор более 50 публикаций, в том числе международного уровня, по управлению содержанием и оценке качества образовательной деятельности, к. п. н., Москва

Из-за изменений во ФГОС вам придется составить новое положение о внутренней системе оценки качества образования. В статье – примерные формулировки и список критериев оценки качества, которые нужно поменять. Есть образец положения. Презентация поможет рассказать педагогам о новых критериях оценки качества.

В новом положении о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО), сохраните обязательные разделы и скорректируйте содержание разделов об оценке образовательных программ и результатов обучающихся.

Главное в статье СкрытьЭлектронная презентация про новое положение о ВСОКО

Как смотреть презентацию

Листайте презентацию, кликая мышкой, или используйте стрелочки внизу. Под презентацией вы можете скачать комментарии к слайдам

Главное в статье СкрытьЧтобы вам удобнее было информировать учителей об изменениях в положении о ВСОКО, используйте комментарии к слайдам.

Какие разделы скорректировать

В новых редакциях ФГОС дополнили и по-новому структурировали все образовательные результаты. Из-за таких изменений школам придется скорректировать разделы положения о ВСОКО по оценке образовательных программ (приложение 1), условий реализации программ (приложение 2) и образовательных результатов.

ВАЖНО

Узнайте больше о новых ФГОС начального общего и основного общего образования

Скорректируйте раздел «Оценка образовательных программ»

Изменения во ФГОС, которые повлияют на этот раздел: школа обеспечивает вариативность содержания образовательных программ; учитывает новые характеристики в модели выпускника, например, уважение к труду и опыт трудовой активности, навыки самомотивации к учебно-познавательной деятельности, эффективной коммуникации. Критерии оценки образовательных программ смотрите в приложении 1.

Новые редакции ФГОС заменили гражданскую идентичность как личностный результат образования на российскую идентичность. А также в новых редакциях ФГОС объединили для начального образования подпрограммы «Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся», «Формирования экологической культуры и здорового образа жизни» в единую «Программу воспитания». Для основного общего образования изменилось наименование «Программы воспитания и социализации обучающихся» на «Программу воспитания». Посмотрите подробнее в презентации таблицу «Новые требования ФГОС и подходы к оценке образовательных программ» (слайды 7 и 8).

Расширьте раздел «Оценка условий реализации образовательной программы»

Новые редакции ФГОС включают требование контроля состояния условий реализации ООП. Это означает, что порядок этого контроля и его связь с требованиями к условиям реализации ООП становится предметом ВСОКО.

Чтобы учесть требование контроля состояния условий в положении о ВСОКО, внесите соответствующие пункты в раздел «Оценка условий реализации программ». Затем проверьте, чтобы приложение к этому разделу включало графы с динамикой развития условий по годам реализации ООП и итоговым показателем контроля этой динамики (приложение 2).

Поменяйте раздел «Оценка образовательных результатов»

В разделе про оценку результатов обучающихся учитывайте, что новые редакции ФГОС детализировали компоненты образовательного результата и акцентировали единство обучения и воспитания, урочной и внеурочной деятельности.

Используйте детализированные требования новых редакций ФГОС начального и основного общего образования для того, чтобы в положении о ВСОКО сформулировать критерии оценки той или иной группы образовательных результатов. Пример показателей оценки предметных результатов смотрите в приложении 3.

Что включить в перечень мониторингов качества образования

Как предыдущая, так и новая редакция ФГОС предусматривает мониторинги образовательных результатов. Включите в перечень мониторинг личностного развития обучающихся и мониторинг достижения метапредметных образовательных результатов.

Новая редакция ФГОС объединила различные подпрограммы воспитательной направленности в единые Программы воспитания. Мониторинги личностного развития обучающихся переходят в состав этих программ. Мониторинги личностного развития обучающихся и достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов проводите в ходе реализации Программ воспитания и Программы формирования и развития УУД соответственно. Параметры для проведения оценочно-диагностических процедур в ходе мониторингов берите из приложений к положению о ВСОКО (приложения 4, 5).

Помимо мониторинга достижения обучающимися образовательных результатов, включите во ВСОКО мониторинг выполнения «дорожной карты» развития условий реализации ООП. Например, в таблице «Критерии оценки реализации образовательных программ» есть столбец о факте выполнения «дорожной карты» (приложение 1). Новые редакции ФГОС не только обязывают проводить такой мониторинг, но и усиливают необходимость мониторинга требованием проконтролировать состояние условий.

В составе мониторингов ВСОКО зафиксируйте мониторинг показателей отчета о самообследовании. Этот мониторинг необходим, чтобы сопроводить ежегодный отчет о самообследовании аналитической частью (приложение 6).

Какие пункты расширят структуру положения о ВСОКО

Свяжите в единую систему ВСОКО и внутришкольный контроль качества, обновите нормативные правовые документы, на основе которых вы создаете положение о ВСОКО.

Новый раздел о внутришкольном контроле

Помимо трех обязательных разделов об оценке образовательных программ, условий их реализации и оценке образовательных результатов, введите в положение о ВСОКО раздел по связи оценки и контроля. Пропишите в этом разделе, как в рамках ВСОКО ваша школа организует внутришкольный контроль качества. Так вы создадите для администрации школы механизм управления качеством образования и свяжете все контрольно-оценочные процедуры в единую систему управления качеством образования в школе.

В отдельный раздел положения о ВСОКО выведите мониторинги, чтобы выполнить требование ФГОС к комплексному подходу в оценке. Таким образом, вы сочетаете персонифицированную и неперсонифицированную оценку индивидуальных достижений обучающихся.

Новый раздел о документации по ВСОКО

Отчет о самообследовании предлагаем зафиксировать как ежегодный итоговый документ ВСОКО. Ко всем ключевым разделам сделайте приложения (приложение 6).

Отдельным разделом пропишите всю документацию в рамках ВСОКО (пример смотрите в приложении 7). Покажите связь документов ВСОКО: справок, ведомостей, журналов учета с отчетом о самообследовании.

Как работать с электронным приложением

Листайте страницы, кликая на стрелочки сбоку. Когда посмотрите положение полностью, то на странице 7 появится кнопка. Кликните ее и скачайте положение

Главное в статье СкрытьЭлектронное положение о ВСОКО

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).