ФОП: как обновить организационный раздел ООП НОО и ООП ООО

Переход на ФОП. Цикл статейМы продолжаем спецпроект по федеральным образовательным программам, чтобы вы разобрались во всех новых требованиях к ООП и поэтапно разработали школьные программы. В предыдущих номерах опубликовали статьи «ФОП: как обновить целевой раздел любой ООП» и «ФОП: как обновить содержательный раздел ООП НОО и ООП ООО». А в этой статье читайте, как обновить организационный раздел ООП в соответствии с ФОП. |

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Аттестаты-2023: оформляем без ошибок, на которые вас спровоцируют изменения в этом году>>
Практикум для замдиректора: что включить в приказ об отчислении и выдаче аттестатов‑2023>>
Разработайте учебные планы
В ФОП НОО и ООО в вариантах учебных планов разработчики учитывают продолжительность учебной недели и выделили часы для родного языка. Дополнительно для уровня основного общего образования включили варианты со вторым иностранным языком и без него. Остальные особенности школе придется определить самостоятельно. Например, вписать в формируемую часть предметы по выбору. Также придется указать формы промежуточной аттестации, которых в ФОП нет. Однако Закон об образовании требует их зафиксировать (п. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Убедитесь, что в учебных планах на следующий год реализуете федеральные рабочие программы по обязательным предметам. На уровне НОО – русский язык, литературное чтение, окружающий мир, а на уровне ООО – русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ. Проследите, что часов на эти предметы выделили не меньше, чем в федеральном учебном плане.
Уровень НОО. Для учебных планов по ФГОС-2021 НОО вы вправе выбрать варианты без родного языка и литературного чтения на родном языке. Включите эти предметы в учебный план, если у школы есть возможность их проводить, и по заявлению родителей (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО). По требованиям старого ФГОС включить родной язык и литературное чтение на родном языке в учебный план нужно обязательно (п. 19.3 ФГОС НОО).
Закон об образовании не регламентирует вопрос об изменении количества часов, которые определяет ФОП. Поэтому часы на уровне НОО школа вправе поменять. При этом не уменьшайте часы на предметы, для которых есть федеральные рабочие программы.
Уровень ООО. По ФГОС-2021 ООО школа имеет право предусмотреть варианты учебных планов без родного языка, родной литературы и второго иностранного языка. Вводить эти предметы нужно, если у школы есть возможность их реализовать, и по заявлению родителей (п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Старый ФГОС закрепляет, что родной язык, родную литературу и второй иностранный язык ученики осваивают обязательно (п. 18.3.1 ФГОС ООО). Поэтому включите эти предметы в учебный план ООП, который подготовите по требованиям старого образовательного стандарта.
Школа вправе перераспределить часы учебного плана на уровне ООО (ч. 6.2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Например, чтобы организовать углубленное изучение предметов. Чтобы установить в учебном плане меньшее количество часов по предмету, чем в федеральной образовательной программе, нужно проверить два момента. Первый – по этому предмету не проводят ГИА. Второй – предмет не должен входить в число тех, по которым нужно реализовать федеральную рабочую программу. Получается, что школа вправе уменьшить часы для пяти предметов – ИЗО, музыки, технологии, ОДНКНР и второго иностранного языка. Подробнее о том, как разработать учебные планы, читайте в июльском номере.
Создайте план внеурочной деятельности
В федеральных образовательных программах нет конкретной формы плана внеурочной деятельности и информации, как распределять часы. В федеральных программах на уровнях НОО и ООО разработчики описали направления, которые входят в документ, – название курсов, формулировку цели и форму, как организовать. ФОП НОО предлагает для каждого направления плана перечень курсов внеурочной деятельности.
Включите в план внеурочной деятельности «Разговоры о важном». По ФОП занятия обязательны для всех уровней образования. Дополнительно выделите время на внеурочную деятельность по учебным предметам. Например, на углубленное изучение предмета или на третий час физкультуры.
Форму плана внеурочной деятельности разработайте самостоятельно – для этого ориентируйтесь на требования ФОП, а также на запросы учеников и их родителей. Для уровня ООО предусмотрите курсы, которые позволят сформировать функциональную грамотность. Еще отразите индивидуальные особенности школьников. Например, для пятиклассников включите в план занятия, чтобы адаптировать учеников к учебе на уровне ООО, а для учеников 8-х классов – курсы предпрофильной подготовки. Чтобы подготовить планы внеурочной деятельности на уровнях НОО и ООО, опирайтесь на образцы. Образцы подготовили такие, чтобы они содержали направления и формы организации внеурочной деятельности, которые предлагает ФОП.
Образцы планов внеурочной деятельности
Инструкция
Кликните на вкладку и выберите план, чтобы посмотреть и скачать
Алгоритм, чтобы разработать план внеурочной деятельности по ФОП
Скачать
Проанализируйте возможность сетевого взаимодействия в рамках внеурочной деятельности. Вы вправе сотрудничать с учреждениями допобразования, культуры и спорта (п. 27.10 ФОП НОО, п. 29.14 ФОП ООО). Если такая возможность есть, разработайте модели сетевого взаимодействия. А чтобы последовательно разработать план внеурочной деятельности по ФОП, используйте алгоритм, смотрите справа.
Составьте календарный учебный график
ФОП не содержит конкретной формы федерального календарного учебного графика. Разработчики только описали особенности документа. Например, указали конкретные сроки, когда начинается и заканчивается учебный год, зафиксировали его единую продолжительность. Подробности об особенностях календарного учебного графика – в памятке.
Установите единые даты начала и окончания учебного года для всех уровней. Начинайте учебный год 1 сентября и заканчивайте 20 мая (пп. 26.3, 26.4 ФОП НОО, пп. 28.3, 28.4 ФОП ООО). При этом в 9-х классах учебный год зависит от расписания ГИА, поэтому может закончиться позднее.

ВАЖНО
ФОП НОО закрепляет неделю дополнительных каникул для первоклассников. Ранее это регламентировали только санитарные правила (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20)
Школа вправе считать учебную неделю, даже если она содержит выходные и праздничные дни. Ни ФГОС, ни ФОП не закрепляют, что в учебную неделю должно входить определенное количество дней. Школы работают по пятидневной или шестидневной неделе, но на расчет календарного учебного графика это не влияет. При таком подходе школам удастся выйти на 34 учебные недели и завершить учебный год 20 мая.
Чтобы подготовить проекты календарных учебных графиков, используйте производственные календари, которые ежегодно утверждает Правительство. Они позволят подсчитать количество учебных недель и учебных дней. Также необходимо прописать в графике сроки промежуточной аттестации.
Календарные учебные графики входят в состав ООП (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому документы нужно подготовить в четырех вариантах – для ООП НОО и ООО по новым и старым ФГОС. Если нарушите это требование, школа получит предписание от проверяющих. Например, если подготовите и утвердите приказом один график сразу для всех ООП, но не внесете в каждую образовательную программу график, который ей соответствует. Подробности о календарном учебном графике – в августовском номере.

СПРАВКА
Чтобы составить календарный план воспитательной работы, воспользуйтесь едиными планами и перечнями, которые подготовили Минпросвещения и Росмолодежь (письмо от 16.02.2023 № СК-224/06/04-02/144/КР/804-06)
Обновите календарный план воспитательной работы
В федеральном плане есть единый для всех школ перечень государственных и народных праздников, памятных дат. При этом школа вправе проводить другие мероприятия. Главное, чтобы они соответствовали федеральной рабочей программе воспитания. А также – основным направлениям воспитания и допобразования детей. Федеральный календарный план воспитательной работы реализуйте в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В ФОП и ФГОС не установили требований к структуре календарного плана воспитательной работы. Предлагаем использовать один из трех возможных вариантов.
ВАРИАНТЫ. Как составить календарный план воспитательной работы
У школы есть право распределить мероприятия в плане по-разному – по модулям или по учебным периодам, месяцам. Оптимально указать в таблице плана название мероприятия, сроки, когда его проведете, возраст участников или классы, ответственных.
Сопоставьте мероприятия с содержанием рабочей программы воспитания. Проследите, чтобы каждое событие решало воспитательную задачу. Привлеките ресурсы других организаций, с которыми сотрудничаете, и предусмотрите совместные мероприятия. Зафиксируйте в плане форму, как будете их проводить. Смотрите образец календарного плана для уровня ООО.
Образец календарного план воспитательной работы для ООП ООО
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец
Дополните характеристику условий реализации программы
В ФОП нет подраздела о системе условий реализации программы. Возьмите эту часть из действующей ООП, но дополните.
Чтобы обновить подраздел, ориентируйтесь на ФОП. Для этого опирайтесь на организационный раздел в программе формирования УУД и федеральную программу воспитания. В этих документах прописали условия, которые школа должна создать, чтобы выполнить каждую программу. Например, чтобы реализовать федеральную рабочую программу воспитания, педагоги должны пройти повышение квалификации в сфере воспитания.
Проанализируйте ресурсы, которые есть у школы. Определите, соответствуют ли они требованиям ФГОС и содержанию ФОП. Например, опишите, какие условия создали, чтобы у учеников была возможность изучать родной и второй иностранный язык. Еще укажите, как взаимодействуете с сетевыми партнерами в рамках внеурочной деятельности и сетевого образования.
ПРИМЕР ФОРМУЛИРОВКИ. Как описать сетевое взаимодействие в ООП ООО

Покажите в подразделе о кадровых условиях реализации ООП НОО и ООО, по каким критериям оцениваете работу учителей. Это требуют п. 19.4 ФОП НОО и п. 18.2 ФОП ООО. Внесите информацию в таблицу 1. Дополнительно пропишите, какой процент педагогов подтвердили квалификацию по результатам аттестации.
Таблица 1. Как показать критерии оценки работы учителей
Пропишите в таблице 2, какие условия создали, чтобы внедрить ФОП. Например, зафиксируйте, сколько педагогов повысили квалификацию по дополнительным профессиональным программам для работы по федеральным рабочим программам. Также опишите, сколько учителей готовы реализовать воспитательный компонент ФОП. Например, укажите количество педагогов, которые повысили квалификацию в сфере воспитания.
Таблица 2. Как прописать условия, чтобы внедрить ФОП
В разделе важно объективно описать условия реализации ООП: характеристика, как оснащен информационно-библиотечный центр, позволит выстроить модель, чтобы развить и укрепить учебно-методические условия. Когда опишете психолого-педагогические условия, поймете, как индивидуализировать и дифференцировать работу с педагогами и определить место для профилактических мероприятий. А особенности кадровых условий помогут продумать план работы, чтобы педагоги повысили квалификацию.
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:
- Учебные планы НОО и ООО по старым и новым стандартам в цифрах>>
- Анализ работы школы за год: какие разделы включить замдиректора в свою часть документа>>
- Образец справки, чтобы проанализировать методическую работу за год>>
- Как собрать сведения о работе педагогов, чтобы не нарушить требования о бумажной нагрузке>>
- Циклограмма на июнь: ГИА и еще 36 дел заместителя директора>>
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ