ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2016года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

Рабочая программа – инструмент планирования школьного курса информатики

Людмила Босова, д-р пед. наук, гл. науч. сотр. ФГАУ «Федеральный институт развития образования», заслуженный учитель РФ, г. Москва
Главное в статье
  1. Элементы содержания рабочей программы в соответствии с ФГОС основного общего образования.
  2. Содержание курса информатики в примерной ООП основного общего образования.
  3. Использование учителем разделов авторской программы при составлении рабочей программы.
  4. Тематическое планирование для курса информатики на уровне основного общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы (далее – ООП).

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС) основного общего образования рабочие программы учебных предметов, курсов включают (п. 18.2.2):

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Планируемые образовательные результаты

В целевом разделе примерной ООП основного общего образования представлены требования к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам.

ДОКУМЕНТ

На сайте fgosreestr.ru размещена примерная основная образовательная программа основного общего образования, в структуре которой выделены целевой, содержательный и организационный разделы

Особого внимания заслуживают предметные результаты:

  • умения, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета и специфические для данной предметной области;
  • виды деятельности по получению нового знания, преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
  • научный тип мышления, научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Планируемые результаты, которые характеризуют систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится».

Этот блок опирается на материал, овладение которым принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и который может быть освоен большинством обучающихся при условии специальной целенаправленной работы учителя.

Соответствующие результаты потенциально достигаемы большинством учащихся. Поэтому они выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит основанием для перевода их на следующий уровень образования.

ВАЖНО

Работа над формированием образовательных результатов рубрики «Выпускник научится» – это зона ответственности каждого учителя

Планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться». Этот материал не отрабатывается со всеми группами учащихся в повседневной практике в силу его повышенной сложности и/или пропедевтического характера на данном уровне обучения.

Уровень достижений, который соответствует планируемым результатам этой группы, демонстрируют отдельные мотивированные и способные ученики. Задания блока могут включаться в материалы итогового контроля, что дает возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений. Учитель выявляет динамику численности группы наиболее подготовленных обучающихся.

Работа над формированием результатов этого блока – «зона поддержки», которую учитель обеспечивает своим ученикам.

Курс информатики в примерной ООП основного общего образования

Во 2-м разделе примерной ООП представлено содержание учебных предметов в основной школе. В примерной ООП основного общего образования курс информатики разделен на тематические блоки.

ЧЕК-ЛИСТ

Советуем прочитать:

  • Босова Л.Л. Информатика. 7–9 классы. Планируемые результаты. Система заданий. Учебное пособие для учителей. ФГОС. М.: Просвещение, 2016. 144 с.
  • Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы, 7–9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 79 с.

I. Введение.

Информация и информационные процессы. Компьютер – универсальное устройство обработки данных.

II. Математические основы информатики.

Тексты и кодирование. Дискретизация. Системы счисления. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Списки, графы, деревья.

III. Алгоритмы и элементы программирования.

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями. Алгоритмические конструкции. Построение алгоритмов и программ. Анализ алгоритмов. Робототехника. Математическое моделирование.

IV. Использование программных систем и сервисов.

Файловая система. Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Электронные (динамические) таблицы. Базы данных. Поиск информации. Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ).

Содержание курса информатики в примерной ООП задает общие рамки, но не определяет последовательность изучения материала, распределение его по классам или годам обучения. Это делают авторы учебников.

Авторские программы по информатике

Каждый автор (авторский коллектив) по-своему структурирует учебный материал, последовательность его изучения по классам и внутри класса. Автор проектирует глубину изложения темы в учебнике. В идеале планируемые результаты, заявленные в авторской программе, должны совпадать (возможно, быть несколько шире) с результатами в примерной ООП основного общего образования. Именно это позволит ученику успешно пройти государственную итоговую аттестацию по выбранному предмету. Авторские программы, как правило, размещены на сайтах издательств.

Учебники проходят экспертизу на соответствие требованиям ФГОС общего образования и после этого включаются в федеральный перечень учебников на основании Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047. В настоящее время в федеральном перечне имеется несколько линий учебников информатики для основной школы (табл. 1).

Таблица 1. Учебники информатики для основной школы

Авторы, название учебникаКлассИздательство
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика5, 6, 7, 8, 9БИНОМ. Лаборатория знаний
Семакин И.Г. и др. Информатика7, 8, 9БИНОМ. Лаборатория знаний
Угринович Н.Д. Информатика7, 8, 9БИНОМ. Лаборатория знаний
Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ8, 9ДРОФА

Авторская программа к учебникам информатики для 5-9-х классов включает в себя следующие разделы:

  • пояснительную записку;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;
  • планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Право педагога подготовить рабочую программу

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники пользуются академическими правами и свободами, в т. ч. правом на участие в разработке образовательных программ, учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (ст. 47).

Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой (ст. 48).

Использование разделов авторской программы для составления рабочей программы

Рассмотрим содержание разделов и покажем, как ими может воспользоваться учитель при составлении рабочей программы. В пояснительной записке авторской программы по учебному предмету указываются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

СПРАВКА

Содержание учебного предмета в авторской программе соответствует содержанию курса информатики в примерной ООП основного общего образования

В общей характеристике учебного предмета, курса описываются цели и задачи, структура курса и особенности построения содержания. Эта часть важна для выбора учителем линейки учебников. ФГОС основного общего образования определяет перечень дисциплин, обязательных для изучения на уровне основного общего образования, но не устанавливает, в каком классе и в каком объеме следует изучать тот или иной предмет.

В примерных недельных учебных планах основного общего образования на информатику отводится по 1 ч в неделю в 7-9-х классах (обязательная часть учебного плана). Часы для изучения информатики могут увеличиваться за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Предлагаем несколько возможных вариантов его реализации:

  • расширенный курс в 5-9-х классах (пять лет по 1 ч в неделю, всего 175 ч);
  • базовый курс в 7-9-х классах (три года по 1 ч в неделю, всего 105 ч);
  • углубленный курс в 7-9-х классах (7-й класс – 1 ч в неделю, 8-й и 9-й классы – по 2 ч в неделю, всего 175 ч).

Таким образом, наша авторская программа допускает две точки входа в изучение информатики в основной школе (см. рисунок).

Место курса информатики в учебном плане

Целевые ориентиры изучения информатики на уровне основного общего образования

Информатику изучают все учащиеся на уровне основного общего образования. Это регламентирует ФГОС основного общего образования. Учителю необходимо понимать целевые ориентиры обучения, в т. ч. в категориях личностных, метапредметных и предметных результатов.

Основными личностными образовательными результатами изучения информатики в основной школе можно считать следующие:

  • представление об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • первичные навыки анализа и критичной оценки информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • повышение образовательного уровня и продолжение обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • общение и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности (исследовательской, творческой и др.);
  • принятие ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

ВАЖНО

Понимание сущности личностных и метапредметных образовательных результатов, возможности их формирования и развития средствами конкретного учебного предмета – необходимое условие работы в логике ФГОС общего образования

Основные метапредметные результаты изучения информатики:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение основными информационно-логическими умениями;
  • организация собственной учебной деятельности;
  • универсальные умения информационного характера (постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации и т. д.);
  • информационное моделирование как основной метод приобретения знаний;
  • умения использовать средства ИКТ;
  • методы освоения новых инструментальных средств;
  • принятие решений и управление объектами;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Тематическое планирование по информатике

Тематическое планирование в соответствии с точками входа (см. рисунок) представлено для 5-6-х (табл. 2) и 7-9-х (табл. 3) классов.

Таблица 2. Учебно-тематический план для 5-6-х классов

Название темыКоличество часов
общеетеорияпрактика
Информация вокруг нас12102
Компьютер725
Подготовка текстов на компьютере826
Компьютерная графика615
Создание мультимедийных объектов716
Объекты и системы862
Информационные модели1055
Алгоритмика1037
Резерв202
Итого:703040

Таблица 3. Учебно-тематический план для 7-9-х классов

Название темыКоличество часов
общеетеорияпрактика
Информация и информационные процессы963
Компьютер как универсальное устройство обработки информации743
Обработка графической информации422
Обработка текстовой информации936
Мультимедиа413
Математические основы информатики13103
Основы алгоритмизации1064
Начала программирования1028
Моделирование и формализация963
Алгоритмизация и программирование826
Обработка числовой информации624
Коммуникационные технологии1064
Резерв606
Итого:1055055

В тематическом планировании указаны часы, рекомендуемые на изучение той или иной темы. Оно детализировано за счет видов аналитической и практической деятельности учащихся по каждой изучаемой теме.

Работа по авторской программе поддерживается развернутым учебно-методическим обеспечением, в составе которого:

  • авторская учебная программа по информатике в основной школе;
  • учебники для каждого года обучения;
  • электронное приложение к каждому учебнику;
  • рабочие тетради для каждого года обучения;
  • методические пособия для учителя для 5-6-х и 7-9-х классов;
  • материалы авторской мастерской Л.Л. Босовой (metodist.lbz.ru).

Для формирования и оценки планируемых предметных результатов изучения информатики в основной школе предназначено учебно-методическое пособие «Информатика. 7–9 классы. Планируемые результаты. Система заданий».

Учитель преобразует выбранную авторскую программу в рабочую с учетом:

  • специфики региональных условий (1 или 2 урока информатики в неделю; оснащение школы средствами ИКТ и пр.);
  • уровня подготовленности учеников;
  • использования разнообразных форм организации образовательной деятельности;
  • внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Рабочая программа по учебному предмету составляется для уровня образования, но может составляться учителем-предметником на каждый класс/параллель в отдельности.

Учитель вносит коррективы в авторскую программу с учетом особенностей школы и учащихся класса, а именно:

  • определять новый порядок изучения материала;
  • изменять количество часов;
  • вносить изменения в содержание изучаемой темы;
  • дополнять требования к уровню подготовки учащихся и т. д.

Так, в своей авторской программе для учащихся 5-6-х классов предлагаем две основные содержательные линии: информационная культура и алгоритмическая культура.

В зависимости от того, что знают и умеют его ученики, учитель может уделить приоритетное внимание одной из этих линий или же рассмотреть основные моменты по каждой из них. В зависимости от уровня подготовленности учеников в рамках заявленных направлений учитель может по своему усмотрению менять программные среды и инструменты.

ПРИМЕР. Для знакомства с основами алгоритмизации можно организовать работу школьников с исполнителями в среде Кумир, а можно предоставить ученикам возможность разрабатывать алгоритмы в среде программирования Scratch или с героями любимых игр и мультфильмов (blockly-games.appspot.com, studio.code.org).

Таким образом, тематическое планирование – важнейший пункт рабочей программы, требующий от учителя серьезной корректировки: учитель имеет право изменить количество часов на изучение той или иной темы, изменить последовательность изучения тех или иных тем (в рамках содержания учебника).

Тематическое планирование рекомендуется дополнять поурочным планированием.

Что касается планируемых результатов изучения предмета, то они должны быть не ниже планируемых результатов, зафиксированных в примерной программе по предмету.

При правильном подходе рабочая программа – это не дополнительная нагрузка на учителя, а инструмент, позволяющий ему выстроить образовательную деятельность, отвечающую интересам школьников и обеспечивающий достижение ими современных образовательных результатов.

Материалы для скачивания: