
Дистанционные олимпиады и конкурсы
Если одаренные обучающиеся по разным причинам не могут посещать образовательную организацию и учатся дистанционно, то учитель планирует подготовку к дистанционным олимпиадам и конкурсам.
Документ
Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития утверждены постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239
Правительство Российской Федерации утвердило Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития.
Образовательная организация проводит мониторинг развития одаренных детей и обеспечивает условия для проявления и дальнейшего развития способностей обучающихся.
Правительство РФ предусматривает проведение следующих мер для поддержки одаренных обучающихся:
- размещение сведений об одаренных детях в государственном информационном ресурсе;
- анализ данных и разработка предложений по индивидуальному развитию одаренных детей;
- взаимодействие со школами, в которых обучаются одаренные дети;
- разработка типовых образовательных программ для одаренных детей, в т. ч. с использованием дистанционных образовательных технологий;
- организация обучения одаренных детей, в т. ч. с использованием дистанционных образовательных технологий, а также их сопровождение;
- организация и проведение особо значимых мероприятий, в т. ч. в дистанционной форме и др.
Полный перечень олимпиад, отдельные этапы которых проводятся дистанционно, см. на сайте автора статьи никуличева.рф
В настоящее время уже есть достаточное количество олимпиад и конкурсов, в которых могут принять участие талантливые и высокомотивированные дистанционные ученики.
Дистанционные олимпиады и конкурсы
Название | Класс | Предметы | Ссылка |
---|---|---|---|
Центр дистанционного образования «Эйдос» | 1–11 | Математика, информатика, русский язык, литература, иностранные языки, история, обществоведение, биология, география, физика, химия, основы безопасности жизнедеятельности, изобразительное искусство, технология | eidos.ru/project/schedule/index.htm |
Снейл | 1–11 | Математика, русский язык, литература, история, обществознание, биология, география, химия, физика, информатика, робототехника, технология (мальчики, девочки), физическая культура, изобразительное искусство, музыка, английский язык, французский язык, немецкий язык, окружающий мир, астрономия, основы безопасности жизнедеятельности | nic-snail.ru/calendar |
Фактор роста | 1–11 | Астрономия, анатомия, английский язык, биология, ботаника, география, геометрия, домоводство, естествознание, иностранные языки, информатика, история, литература, логика, математика, межпредметная, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание, педагогика, право, природоведение, рисование, русский язык, тригонометрия, физика, философия, химия, экономика, японский язык | farosta.ru |
Центр развития мышления и интеллекта | 1–11 | Математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, английский язык, география, физика, история, обществознание, химия, биология | vot-zadachka.ru |
Познание и творчество | 1–11 | Английский язык, астрономия, биология, география, история, литература, математика, мировая художественная культура, обществознание, правоведение, русский язык, физика, химия | future4you.ru |
Интернет-олимпиада по информатике | 7–11 | Информатика | neerc.ifmo.ru/school/io/index.html |
Интернет-олимпиада по математике «Дважды два» | 1–8 | Математика | mathbaby.ru/olympiads |
Олимпиада по теории вероятностей и математической статистике | 6–11 | mccme.ru/terver/index.php | |
Летняя биологическая интернет-олимпиада | 7–11 | Биология | bioturnir.ru/olimp/lbo |
Заочный конкурс по математике | 6–8 | Математика | mccme.ru/zmk/spr15/index.htm |
Открытая интернет-олимпиада Физтех-лицея | 5–11 | Биология, математика, физика, химия | olymprf.ru |
Межрегиональный дистанционный конкурс «ТРИЗформашка» | 1–11 | Информатика и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) | trizformashka.ru |
Игра-конкурс «ИНФОЗНАЙКА» | 1–11 | Информатика и информационные технологии | infoznaika.ru |
Международный конкурс портфолио «Лучший веб-портфолио в социальной сети 4portfolio.ru» | 1–11 | Межпредметный | 4portfolio.ru |
Конкурс «Старая вещь – новая жизнь» | 1–11 | Экология | ecocenter-vg.ru |
Конкурсы Фонда «Пушкинская библиотека» | 1–11 | Литература | chtenie-21.ru/ contest |
В статье представлен перечень отдельных олимпиад и конкурсов, все этапы которых проводятся только дистанционно.


Особенности разработки эффективной презентации
Главное в статье
1. Любое выступление заместителя директора, учителя, обучающегося сопровождается презентацией для выражения ключевых идей.
2. Автор презентации определяет цели, собирает информацию об аудитории, проектирует логику выступления и создает слайды.
Этапы создания эффективной презентации
Современному руководителю образовательной организации, заместителю руководителя, учителю, обучающемуся приходится выступать перед аудиторией с докладом или кратким сообщением. Любое выступление сопровождается наглядной демонстрацией – презентацией для четкого выражения ключевых идей выступления.
Перед созданием презентации на компьютере необходимо:
- определить назначение презентации, ее тему;
- посчитать примерное количество слайдов;
- структурировать информацию;
- сформулировать примерное содержание основных слайдов;
- выбрать стиль графического оформления слайдов.
Успех всего выступления зависит от представленной презентации, от ее содержания и грамотного построения. Поэтому в презентации не должно быть ничего лишнего. Количество слайдов напрямую зависит от количества времени, отведенного для доклада, темпа речи докладчика.
Слайд – это связанное звено в единой цепи повествования. Каждый новый слайд логически следует из предыдущего.
Выделим два основных этапа подготовки презентации.
ВАЖНО!
Автор презентации при подготовке слайдов учитывает восприятие презентации аудиторией. Это важнее его собственных ощущений текста и дизайна слайдов
1. Планирование:
- определение целей;
- сбор информации об аудитории;
- формирование структуры и логики подачи материала.
2. Разработка и создание:
- сортировка текстового и графического материала;
- логичное распределение текста и картинок по слайдам;
- выбор фона презентации;
- разработка шаблона оформления презентации;
- компоновка текста и картинок в соответствии с логикой презентации.
Планирование презентации
Эффективная презентация невозможна без планирования. На этом этапе автор учитывает доступность и полноту изложения материала, подбирает интересные для слушателей факты.
Главные направления деятельности автора:
1. Определить цель(и):
- информировать;
- инструктировать;
- вдохновить;
- убедить.
2. Собрать информацию об аудитории:
- психологические и возрастные особенности;
- уровень заинтересованности;
- доброжелательность;
- уровень ожиданий;
- уровень образования.
3. Сформировать логику подачи материала:
- выделить основные идеи;
- сформулировать основные выводы и умозаключения в соответствии с задачами презентации.
Создание презентации
ВАЖНО!
Цветовая гамма фона влияет на эффективность восприятия информации: чем темнее цвет, тем хуже восприятие. Предпочтительнее применять теплые, но неяркие цвета
Презентация состоит из слайдов, демонстрация которых превращается в слайд-шоу. В ней все является частью потока информации: цвет фона, смена слайдов, содержание, качество фотографий и рисунков.
Для удачного представления материала эффективны теплые неброские оттенки зеленого цвета, бежевой гаммы и нейтрального белого цвета. Некоторые модели медиапроекторов искажают цветовую гамму. Поэтому то, что было сделано на нежном салатовом фоне, может на экране оказаться невыносимо ярким, раздражающим и утомляющим глаза. Яркие цвета допустимы, они могут быть уместны для привлечения внимания. Эффективность цветовых сочетаний оценена в табл. 1.
Таблица 1. Эффективность цветовых сочетаний
Цветовые комбинации элементов | Оценка четкости |
---|---|
Черные буквы на белом фоне | Отлично |
Черные буквы на желтом фоне. Зеленые на белом фоне. Синие на белом фоне | Хорошо |
Красные на белом фоне. Красные на желтом фоне | Удовлетворительно |
Зеленые на красном фоне. Красные на зеленом фоне. Оранжевые на белом фоне | Неудовлетворительно |
Размещенные в презентации графические объекты должны быть четкими, с хорошим разрешением. Графику не располагают в средине текста – это тяжело воспринимает зритель. Логическая последовательность слайдов влияет на структуру презентации.
Расположение слайдов: в хронологическом порядке; порядке приоритета; тематической последовательности; последовательности «проблема – решение». Основные практические рекомендации по созданию и наполнению содержания слайдов представлены в табл. 2.
Таблица 2. Практические рекомендации по созданию и наполнению содержания слайдов
Структурные элементы презентации | Практические рекомендации | |
---|---|---|
Делать | Не делать | |
Организация (зависит от логической последовательности слайдов) | Фиксировать цели и результат | Просто перелистывать картинки |
Фон | Использовать светлый фон, лучше в желтой или зеленой гамме, полупрозрачный. Концептуально оформлять всю работу в одном стиле (теме) | Оформлять пестрые слайды или в разном стиле. Использовать яркие цвета, фиолетовые и коричневые тона |
Текст | Набирать на светлом или белом фоне крупным шрифтом, жирными буквами | Создавать сплошной текст без рисунков, использовать мелкие буквы. Оставлять избыточную информацию |
Выделение | Выделять цветом только заголовки и ключевые слова | Избыток выделений |
Количество объектов | Включать в слайд не более 4–5 объектов. Менять расположение объектов от слайда к слайду | Оставлять много мелких картинок. Создавать длинные презентации – 30 слайдов и более |
Анимация | По необходимости (чем меньше элементов летает и ползает, тем меньше нагрузки на глаза) | Прыгающие буквы, вращающиеся фигуры, мерцающие по 5 с и более мелкие движущиеся объекты |
Сплошной текст без графической информации не располагают на слайде, т. к. нет смысла представлять в письменной форме все то, что докладчик собирается рассказать устно. Поэтому докладчик не читает текст со слайда во время презентации. Это типичная ошибка, которой выступающий должен избегать. Чтение текста со слайда характеризует докладчика как человека, не умеющего говорить «без бумажки», не владеющего в полной мере материалом презентации.
Объем текста на экране не должен превышать 1/3 площади слайда. Текст печатается крупным жирным шрифтом и на светлом фоне. Выступающий компонует текстовую информацию в таблицы, графики, диаграммы и т. д. Они более наглядны и лучше запомнятся слушателям.
Взрослый человек воспринимает одновременно не более 5–9 объектов. Для ребенка количество объектов на одном слайде не должно превышать 4–5. Остальной материал останется за пределами возможностей анализа и сохранения в памяти. Превышение объема воспринимаемой информации вызывает утомление. Так же действует на восприятие и презентация с большим количеством слайдов.
Знание технологии изготовления компьютерной презентации необходимо для того, чтобы презентация выглядела профессионально, а ее демонстрация – стала комфортной и понятной для слушателей.
К сведению
Правила оформления слайдов
1. Не использовать затейливые шрифты (усложняют чтение и понимание).
2. Не использовать одновременно более двух типов шрифтов.
3. Не ставить точку в конце заголовка.
4. На одном слайде использовать не более четырех цветов (один – фон, один для заголовка и не более двух – для текста).
5. Не перегружать слайды лишними деталями.
6. Анимацию использовать для привлечения внимания к основным моментам слайда.
7. Важную информацию располагать в центре.
8. Название рисунка размещать под картинкой.


Подготовка к олимпиаде
по 3D-моделированию
Главное в статье
1. Анализ программ по 3D-моделированию: Autodesk 3ds Max, Autodesk Maya, Blender и др.
2. Курс «Основы 3D-моделирования» как подготовка к олимпиаде.
3. Тематическое планирование курса и примеры рендеров работ учащихся 6-7-х классов.
4. Опыт участия в Открытой московской олимпиаде по 3D-технологиям.
Трехмерное моделирование как направление ранней профилизации
3D-моделирование – это процесс создания трехмерной модели объекта. Задача трехмерного моделирования – описать объекты и разместить их с помощью геометрических преобразований в соответствии с требованиями к будущему изображению.
3D-моделирование объектов (мебели, машин и др.) используется в рекламе:
- подготовка каталогов;
- билбордов;
- иллюстрирование сайтов и пр.
В некоторых случаях создание 3D-изображений – единственный способ решения задачи, поставленной рекламистом. Например, для каталога сделана 3D-визуализация мебели в интерьере, т. к. на создание декораций ушло бы больше денег, сил и времени.
Услуги 3D-моделирования востребованы на рынке. Поэтому данное направление интересует детей и родителей как вариант ранней профилизации обучающихся. В ГБОУ Лицей № 1793 (далее – лицей № 1793) разработан курс «Основы 3D-моделирования».
Выбор программы




Чайный сервиз, мебель в квартире, ротонда и 3D-модель квартиры с соблюдением масштаба
Перед планированием учебного курса учитель анализирует программы по 3D-моделированию и выбирает одну для работы с обучающимися.
Программы для создания трехмерной графики и анимации:
1. Autodesk 3ds Max (ранее 3D Studio MAX)
Полнофункциональная профессиональная программная система для создания и редактирования трехмерной графики и анимации. Содержит современные средства для художников и специалистов в области мультимедиа. Работает в операционной системе (далее – ОС) Windows (64-битная).
Доступна в двух лицензионных версиях. Бесплатная требует зарегистрироваться на сайте Autodesk. Ее нельзя использовать для получения прибыли – она накладывает водный знак на готовые проекты.
Примеры некоторых функций программы:
- при создании трехмерной графики можно добавить текст (сведения и данные);
- есть возможность задать последовательность кадров (рассказ истории с помощью высококачественной анимации);
- анимировать группу персонажей (естественное движение);
- создать кожный покров и др.
2. LightWave 3D
Полнофункциональный профессиональный редактор трехмерной графики. Последние версии предназначены для работы в среде Microsoft Windows и Mac OS X (в 32-битных и в 64-битных), в Linux. Применяется в производстве видео-, теле-, кинопродукции.
Примеры отдельных инструментов:
- редактор поверхностей, базовые средства для редактирования растровых изображений;
- встроенный механизм для работы с частицами (Hyper Voxels – аналог Particles из 3ds Max) – дыма, огня, жидкостей и т. д.
3. Autodesk Softimage (Softimage)
Включает возможности 3D-моделирования, анимации и спецэффектов. Используется при создании кино, видеоигр, в рекламе (проектирование персонажей, объектов и окружения). Поддерживается на 64-разрядных ОС. В настоящее время Autodesk не выпускает новые версии.
Примеры некоторых функций программы:
- интерактивная творческая среда ICE (Interactive Creative Environment) позволяет работать с частицами, специальными кривыми (strands), геометрией;
- инструменты для создания скелета и анимации персонажей; эффектов мягких тел, ткани, частиц, жидкости (движок Lagoa в среде ICE).
4. Autodesk Maya
Система трехмерной графики и компьютерной трехмерной анимации. Обладает функционалом редактора трехмерной графики. Применяется в кинематографии, телевидении.
Первоначально разработана для ОС Irix (платформа SGI), портирована в ОС Linux, Microsoft Windows и Mac OS X. В настоящее время существуют как 32-, так и 64-битные версии Maya. Последние релизы доступны только для 64-битных систем.
Справка
Студии, использующие Maya, получают премию «Оскар» за визуальные эффекты. Примеры фильмов: «Матрица», «Властелин колец», «Кинг-Конг», «Золотой компас»
Особенность Maya:
- открытость для сторонних разработчиков (пользователи могут преобразовать ее в версию, оптимальную для каждой студии);
- встроен платформенно-независимый язык Maya Embedded Language (MEL).
MEL – это не только средство программирования интерфейса программы, но и средство процедурной анимации. Процедурная анимация генерирует анимацию в режиме реального времени.
Примеры некоторых функций программы:
- создание и моделирование системы частиц (дым, огонь, вода);
- моделирование ткани и одежды, динамики твердых тел, волос и меха;
- анимация гуманоидных и негуманоидных персонажей и др.
5. Houdini
Среда визуального программирования.
Примеры основных возможностей программы:
- персонажная анимация (скелеты, волосы и шерсть, взаимодействиe персонажей);
- физическое моделирование твердых и мягких тел, тканей;
- моделирование поведения огня, дыма, атмосферных явлений, растворения одной жидкости в другой.
Пользователь работает с большим набором источников света. Он просчитывает тени, глобальное освещение и пр. Есть набор инструментов объемного звука.
6. SketchUp
Программа для моделирования простых трехмерных объектов – строений, мебели, интерьера. Существуют две версии программы – бесплатная и ограниченная по функциональности SketchUp Make и платная SketchUp Pro.
Программа поддерживает плагины для экспорта, визуализации, создания физических эффектов:
- вращения;
- движения;
- взаимодействия созданных объектов между собой и пр.
Примеры некоторых функций программы:
- работа со слоями и создание динамических объектов (например, открытие дверцы шкафа по клику мыши);
- построение сечения объектов;
- просмотр модели в разрезе;
- добавление выноски с обозначением размеров;
- работа со сценами (положение камеры и режим отрисовки) и анимация переходов между сценами;
- установка географически достоверных теней в соответствии с заданными широтой, долготой, временем суток и года.
Проекты SketchUp сохраняются в формате *.skp.
Программа поддерживает импорт и экспорт форматов двухмерной растровой и трехмерной графики (*.3ds, *.dwg, *.ddf; *.jpg, *.png, *.bmp, *.psd, *.obj).
Импорт растровой графики имеет несколько возможностей: вставка образа как отдельного объекта, как текстуры и основы для восстановления трехмерного объекта по фотографии. Экспорт в формат *.jpg осуществляется как снимок с рабочей области окна приложения.
7. Blender
Свободный профессиональный пакет для создания трехмерной компьютерной графики. Включает средства моделирования, анимации, рендеринга, постобработки и монтажа видео со звуком, создания интерактивных игр. Популярен среди бесплатных 3D-редакторов.
Особенность пакета Blender – небольшой размер, т. к. в базовую поставку не входят развернутая документация и большое количество демонстрационных сцен.
Среди достоинств программы:
- бесплатность, открытый код;
- постоянное развитие;
- возможность создания игр и анимации;
- кроссплатформенность;
- настройка фона;
- монтаж видео;
- работа с хромакеем и др.
Недостатки:
- отсутствие документации в базовой поставке (можно найти на сайте программы и других источников);
- не очень хороший перевод интерфейса с английского языка (есть пособия и на русском языке для устранения этого минуса).
К сведению
Полезная функция программы Blender – работа с хромакеем
Хромакей – технология совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции, цветовая рир-проекция. Используется на телевидении и в современной цифровой технологии кинопроизводства. Во время съемок объект помещается на однотонный цветной фон. При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона помещается другое изображение.
Распространенные цвета для рир-проецирования – зеленый и синий (голубой), т. к. они не встречаются в тонах человеческой кожи. Практически может использоваться любой цвет, в т. ч. белый и черный. Самый популярный цвет фона для комбинированных съемок в кинопроизводстве – зеленый (что дало название технологии – Green screen), для телевизионных программ чаще применяется синий фон (Blue screen). Цвет рир-экрана зависит от поставленной режиссером творческой задачи и характеристик оборудования для рир-проецирования.
Курс «Основы 3D-моделирования»
Курс включает 36 занятий по 2 академических часа. Возрастная категория – учащиеся 5-9-х классов. За основу курса взята программа учителя информатики С. Е. Ткачева.
Обучение 3D-моделированию развивает системное мышление обучающихся, навыки работы с программными и техническими средствами. Планирование курса представлено в таблице.
Тематическое планирование курса «Основы 3D-моделирования»
№ | Раздел | Количество часов | ||
---|---|---|---|---|
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Введение в трехмерную графику. Создание объектов и работа с ними | 9 | 3 | 6 |
Контрольное занятие № 1–2 | 2 | 2 | ||
3 | Основы моделирования | 18 | 4 | 14 |
Контрольное занятие № 3–6 | 2 | 2 | ||
4 | Материалы и текстуры объектов | 10 | 4 | 6 |
Контрольное занятие № 7 | 2 | 2 | ||
5 | Освещение и камеры | 6 | 2 | 4 |
Контрольное занятие № 8 | 2 | 2 | ||
6 | Мир и Вселенная | 6 | 2 | 4 |
7 | Основы анимации | 4 | 1 | 3 |
Итоговый проект. Итоговый тест | 10 | 10 | ||
Итого: | 72 | 17 | 55 |
Курс рассчитан на 1 год обучения. На протяжении курса обучающиеся знакомятся с основными понятиями трехмерной графики, рассматривают элементы интерфейса программы, осваивают навыки работы с объектами.
Учащиеся создают трехмерные модели, используя в работе модификаторы, получают навыки создания текстурных поверхностей и их наложения на объект, пробуют создать свой собственный анимационный ролик. К концу обучения учащиеся по индивидуальным темам разрабатывают итоговый проект.
Программа Autodesk 3ds Max 2016 выбрана в качестве обучающей. На рисунках представлены рендеры (визуализации) работ учащихся 6-7-х классов.
Открытая московская олимпиада по 3D-технологиям
Чек-лист
Открытая московская олимпиада по 3D-технологиям проводилась в декабре 2015 г. Организаторы:
- Ассоциация 3D-образования (3dobrazovanie.ru);
- ГАПОУ г. Москвы «Политехнический колледж № 8 имени дважды Героя Советского Союза И. Ф. Павлова»;
- департамент образования г. Москвы
Учитель планирует не только темы для изучения в классе. Реализация программы учебного курса включает подготовку и участие в конференциях, окружных, городских и всероссийских конкурсах, олимпиадах. Поэтому обучающиеся лицея № 1793 участвовали в Открытой московской олимпиаде по 3D-технологиям (далее – олимпиада).
Олимпиада проводилась по направлениям:
- 3D-моделирование – создание виртуальных цифровых объемных моделей, с обязательным представлением готовой модели, распечатанной на 3D-принтере по заданным характеристикам;
- 3D-сканирование – создание при помощи 3D-сканера и обработка виртуальных цифровых объемных моделей, с обязательным представлением готовой модели, распечатанной на 3D-принтере по заданным техническим характеристикам;
- объемное рисование: художественное творчество (создание объемных творческих работ) и научно-техническое творчество (создание объемных технических работ).
В лицее № 1793 нет 3D-принтера и 3D-сканера. Организаторы олимпиады предложили работать с 3D-ручками, которые имелись у них в наличии.
В результате сформировались две команды по 2 чел. (учащиеся 7-9-х классов). Эти обучающиеся постоянно посещали занятия кружка «Основы 3D-моделирования», выполняли предложенные учителем творческие задания, активно интересовались новыми разработками в области 3D-технологий.
Олимпиада продолжалась в течение двух дней. В первый день необходимо было ознакомиться с заданиями, пройти мастер-класс по работе с оборудованием и прослушать инструктаж по правилам техники безопасности, а также разработать 3D-модель в соответствии с заданием. Были представлены три уровня сложности, за которые полагались соответствующие коэффициенты. Участники приняли решение моделировать объект самого высокого уровня сложности – Спасскую башню в масштабе 1:338.
В ходе работы эксперты оценивали скорость, аккуратность выполнения работ, соблюдение пропорций при построении технического рисунка, устойчивость готовой конструкции, а также слаженность работы в командах. Во второй день олимпиады участники представляли свой проект, отвечали на вопросы жюри.
В итоге жюри и эксперты единогласно признали команду лицея № 1793 победителем. Лицеистов наградили именными дипломами, а также вручили кубок и медали, распечатанные на 3D-принтере.
Результаты участия в олимпиаде показывают: за короткое время (1,5 года) можно реализовать имеющийся потенциал обучающихся, научить работать со сложной программой и оборудованием. Главное – заинтересованность, компетентность педагога и желание учащихся познавать новое.

Внимание!