ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Дистанционное обучение: организационные формы для работы с обучающимися

Главное в статье

1. Дистанционное образование пользуется спросом у родителей и обучающихся.

2. Сотрудники отдела дистанционного обучения ФГАУ «Федеральный институт развития образования» систематизировали проблемы дистанционных учителей.

3. Продуктивность дистанционного урока зависит от методической грамотности педагога.

4. Эффективно организовать дистанционную образовательную деятельность учителю помогут инструкция для ученика, форма планирования урока.

Наталия Никуличева, руководитель отдела дистанционного обучения ФГАУ «Федеральный институт развития образования», г. Москва

Все формы получения образования (очная, заочная, очно-заочная, семейная, самообразование) реализуются с использованием дистанционного обучения. Учитель и ученик взаимодействуют либо очно, либо дистанционно. При наличии обоих вариантов можно говорить о смешанном обучении.

Преимущества и недостатки

Справка

С 90-х годов XX в. существует понятие «дистанционное обучение». У истоков в России стояли ученые: А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской, С.А. Щенников и др.

На развитие дистанционного обучения влияет увеличение технических средств обмена информацией.

Дистанционное образование пользуется спросом у родителей (законных представителей) и обучающихся, если ученики не имеют возможности посещать образовательную организацию (далее – ОО) очно. Это обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; учащиеся-спортсмены и артисты; обучающиеся, выезжающие с родителями в командировки и т. д.

Растет спрос со стороны педагогов, желающих преподавать дистанционно, если они находятся в декретном отпуске, работают в нескольких местах, имеют ограничения по состоянию здоровья.

Положительные стороны качественного дистанционного обучения:

1. Для ученика:

  • индивидуализация;
  • гибкий график учебы;
  • интерактивное взаимодействие с обучающей средой.

2. Для учителя:

  • повышение компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ);
  • совершенствование навыка краткого и логичного изложения материала;
  • гибкий график работы;
  • выбор удобной модели дистанционного обучения;
  • динамика обучающего контента.

Дистанционная образовательная деятельность позволяет ученику и учителю использовать ресурсы и сервисы сети Интернет: e-библиотеки, вебинары, тренажеры, виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии, научные сайты и др.

При дистанционном обучении учащиеся выполняют задания под руководством учителя, систематически консультируются по изучаемым темам. Обучающиеся работают индивидуально и с удаленной группой в режиме офлайн (форум) и онлайн (видеоконференция, чат). При низком уровне подготовки педагога учащиеся вынуждены работать самостоятельно. Едва ли не единственным видом контроля в дистанционном курсе является тест, если педагог не владеет методикой дистанционного преподавания учебного предмета.

Систематизация проблем

ВАЖНО!

Если администрация школы экономит на повышении квалификации учителей по методике дистанционного обучения, то это приводит к снижению качества обучения дистанционных учеников

Для дистанционного обучения характерна смена ведущего сенсорного канала на визуальный, жесткий режим онлайн-общения, необходимость быстрой реакции, лаконичность в высказываниях, четкая логика построения мысли. На первый план выходит интеллект, поскольку эмоции, мимика, жесты практически отсутствуют. Стираются авторитеты, легче задать вопросы, чем при очном общении.

Сотрудники отдела дистанционного обучения ФГАУ «Федеральный институт развития образования» провели опрос практикующих дистанционных учителей и систематизировали их проблемы (таблица).

Систематизация проблем дистанционных учителей
Вид проблемРешаемые вопросы
МетодическиеОтбор содержания для курса дистанционного обучения. Формулировка целей, задач, определение средств обучения. Разработка методического обеспечения дистанционного обучения. Изучение и использование педагогических технологий. Выбор и реализация системы контроля
ОрганизационныеФормы организации и процесс взаимодействия с обучающимися в рамках дистанционной образовательной деятельности, коллегами и социальными партнерами (организациями), родителями (законными представителями) по вопросам обучения. Формы организации и процесс взаимодействия с обучающимися во внеурочной деятельности (участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях). Документационное обеспечение образовательной деятельности с использованием дистанционного обучения. Коммерческая деятельность (маркетинг, менеджмент, реклама образовательных услуг)
Психолого-педагогическиеСоциально-психологическое регулирование деятельности обучающихся. Воспитание и формирование личности обучающихся
Проблемы преподавания предметаПроведение учебных мероприятий в онлайн- и офлайн-режимах. Профессиональное общение с обучающимися, коллегами, администрацией, представителями других школ, родителями
Проблемы личностного ростаПовышение квалификации в области дистанционного обучения. Участие в работе виртуальных педагогических сообществ. Участие в научно-исследовательской работе

Алгоритм составления инструкции для дистанционного ученика

В начале курса учитель составляет инструкцию для предварительных пояснений обучающимся особенностей дистанционной образовательной деятельности. Эта инструкция пишется на дружественном языке и размещается на сайте курса.

Содержание инструкции:

  • главное в изучении дистанционного курса;
  • порядок изучения курса;
  • место и роль курса в образовании ученика;
  • что ожидает ученика в процессе изучения курса;
  • режим работы ученика над дистанционным курсом;
  • сроки выполнения заданий;
  • адреса отправки контрольных заданий;
  • формы контроля знаний;
  • критерии успешного завершения работы над курсом;
  • условия пересдачи материала при неуспешном освоении курса;
  • адреса средств телекоммуникаций для связи с преподавателем.

Инструкция оформляется как локальный документ или включается в Положение о дистанционном обучении. На нее ссылаются учителя при возникновении организационных проблем – дистанционные ученики не сдают вовремя задания, отправляют задания не на те адреса, просят засчитать курс без сдачи заданий и т. д.

Форма плана дистанционного урока

Дистанционный урок требует иных подходов к планированию по сравнению с очной формой обучения (см. форму «План дистанционного урока»). Учитель планирует виды коммуникаций на уроке, виды деятельности ученика на каждом этапе дистанционного урока и выходной образовательный продукт, который обучающиеся создают на занятии:

  • таблица;
  • график (схема);
  • эссе;
  • задача и др.

Ответы на вопросы (письменные) и выполненные тесты не являются образовательными продуктами. Они используются учеником для самоконтроля освоения материала при подготовке к занятию.

Схемы рефлексии дистанционного ученика

Справка

Рефлексия – остановка учебной детельности и фиксирование учебных результатов обучающимся («я понял», «я умею»)

Первый вариант организации рефлексии учащегося необходим учителю для исследования эмоционального настроя ученика во время образовательной деятельности, стремления преодолеть трудности. Ученик отвечает на вопросы:

1. Какие чувства пережили при выполнении заданий?

2. Как вы осуществляли поиск в сети Интернет? Что полезного нашли?

3. Какие трудности вы испытывали в ходе выполнения заданий? Как вы их преодолели?

4. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

5. Оцените свою работу на занятии:

  • по пятибалльной системе;
  • по принципу «много-мало поработал»;
  • по принципу «интересно-неинтересно».

6. Что бы вы хотели пожелать по поводу проведения следующих дистанционных уроков:

  • себе;
  • своему дистанционному учителю;
  • локальному координатору.

Второй вариант организации рефлексии учащегося необходим учителю для изучения результатов освоения учебного материала.

Ученик формулирует ответы по шаблону:

  1. На уроке я понял: .., осознал: .., научился: ...
  2. Во время самостоятельных занятий я понял: .., осознал: .., научился: ...
  3. Лучше всего на уроке у меня получалось: .., не получалось: ...
  4. Основные трудности у меня были: ...
  5. Наиболее эффективными для меня являлись виды деятельности: .., формы занятий: .., способы решения проблем: ... 
  6. В моей подготовке произошли следующие изменения: ...
  7. В качестве дальнейших целей я ставлю следующие: ...