ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Ноябрь 2015года
Организуем педагогическую деятельность

Актуальные проблемы преподавания технологии

Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования (размещена на сайте «Реестр примерных основных общеобразовательных программ») не предполагает деление класса на гендерные группы для изучения предмета «Технология». Автор статьи поможет разобраться в том, как организовать урок, выбрать вариант программы для городской или сельской школы. Подскажет, как, с какого класса лучше внедрять направления технологической подготовки.
Ю.Л. Хотунцев, д-р физ.-мат. наук, проф. каф. технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Необходимость освоения технологических знаний

Начавшаяся во второй половине XX в. технологическая революция привела к появлению постиндустриального общества, которое характеризуется непрерывным возникновением новых высоких технологий. Быстрая смена технологий требует соответствующей переориентировки направления деятельности трудящихся, которые в течение своей трудовой жизни должны 4–5 раз менять направление деятельности, повышая квалификацию для реализации этих технологий.

Необходимость освоения технологических знаний о преобразовании материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека, об общих принципах этих преобразований привела в конце XX в. к появлению новой предметной области «Технология» в учебных планах общеобразовательных школ многих стран мира. Предметная область «Технология» изучается в школах Великобритании, Франции, ФРГ, США, Австралии, Израиля, Нидерландов, Швеции, Болгарии, Казахстана, Китая и многих других стран. Она включена в перечень обязательных предметов для всех учащихся. Наличие «Технологии» в учебном плане активно поддерживается промышленностью и бизнесом этих стран, т. к. данный предмет направлен на развитие творческих интеллектуальных способностей учащихся и включение их в созидательный труд. Разработано методическое обеспечение «Технологии», проводятся международные конференции по технологическому образованию (например, конференции стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где проживает 2 млрд чел.).

Значимость в образовательной деятельности

Предметная область «Технология» введена в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ в 1993 г. Она пришла на смену трудовому обучению. Это предметная практико-ориентированная область, синтезирующая естественнонаучные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, которая раскрывает способы их применения в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и обеспечивает прагматическую направленность общего образования. Важную роль в предметной области «Технология» играет самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся, способствующая их творческому развитию.

Как показывает мировой опыт общего образования, предметная область «Технология», наряду с гуманитарной и естественнонаучной составляющими, является третьей необходимой составляющей общего образования, предоставляющей обучающимся возможность применить на практике и творчески использовать знания основ наук в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода обучающихся от уровня общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности.

Изучая технологию, обучающиеся достигают следующих образовательных результатов:

  • знакомятся с общими принципами преобразующей деятельности человека: от возникновения потребностей до результатов трудовой деятельности с использованием спектра технологий;
  • осваивают конкретные технологии преобразования материалов и электрической энергии с использованием информационных технологий и черчения;
  • реализуют освоенные технологии в процессе творческой проектной деятельности с использованием принципов дизайна;
  • знакомятся с перспективными технологиями XXI в.;
  • изучают возможности будущей профессиональной деятельности (в первую очередь в сфере материального производства) для обеспечения экономики нашей страны инженерно-техническими кадрами.

Модули и содержание технологической подготовки

Технология — основная практико-ориентированная предметная область в содержательном разделе основной образовательной программы (далее — ООП) основного общего образования (учебном плане) образовательной организации (далее — ОО). Технологию можно описать двумя словами: проектирование и изготовление.

В ОО реализуются три направления технологической подготовки:

  • «Индустриальные технологии» (ранее направление называлось «Техника и техническое творчество» или «Технический труд»).
  • «Технологии ведения дома» (ранее — «Культура дома и  декоративно-прикладное творчество» или «Обслуживающий труд»).
  • «Сельскохозяйственные технологии».

Все три направления требуют оборудованных мастерских.

Содержание «Технологии» согласно разработанной в  1992—1994 гг. программе включало следующие модули:

  • обработка материалов (древесины и металла в направлении «Индустриальные технологии» и ткани и пищевых продуктов в направлении «Технология ведения дома»), в т. ч. художественная обработка материалов и  ремонтно-строительные работы;
  • электротехника и электроника;
  • черчение;
  • элементы предпринимательства и домашней экономики, культура дома;
  • производство и окружающая среда;
  • отрасли общественного производства, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение;
  • выполнение творческих проектов.

70% учебного времени отводилось на практические работы по обработке материалов, электротехнические работы и выполнение творческих проектов. В рамках «Технологии» возможно изучение элементов национальной культуры. Уроки технологии способствовали:

  • воспитанию трудолюбия, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения учащихся;
  • формированию технологической грамотности, технологической компетентности, технологической культуры: культуры труда, информационной культуры, графической культуры, предпринимательской культуры, экологической культуры, проектной и исследовательской культуры, культуры дизайна, культуры дома, потребительской культуры, культуры человеческих отношений;
  • формированию системного технологического ( проектно-технологического) преобразующего мышления в процессе работы человека с материалами, энергией и информацией для создания объектов труда (изделий), удовлетворяющих потребностям людей, при выполнении учебных работ и проектов.

Выполнение учебных работ в настоящее время способствует формированию знаний, умений и навыков в соответствующей технологической области, а выполнение проектов — формированию проектно-технологического мышления, и позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматических решений на основе собственных образовательных результатов.

Выбор тематики проектов связан с анализом потребностей людей, в частности, в 5-м классе проекты могут быть связаны с разработкой и изготовлением игрушек для детского сада,
в 6-м классе — изделий для дома, в 7-8-х классах — изделий для ярмарок и выставок.

На уроках «Технологии» обучающиеся учатся решать бытовые задачи, которые связаны с обработкой древесины, металла, ткани, пищевых продуктов, с  ремонтно-строительными работами, с использованием бытовой аппаратуры и ее простейшим ремонтом, с принципами культуры дома и здорового образа жизни.

Знакомиться с различными профессиями учащиеся начинают с  5-го класса, а в  8-м классе целесообразно провести оценку профпригодности учащихся по состоянию здоровья и более глубоко рассмотреть возможные направления их будущей профессиональной деятельности и карьеры, ориентировать их на выбор соответствующего профессионального образования.

Проблемы преподавания «Технологии»

Самой актуальной проблемой в преподавании технологии как учебного предмета является неуклонное сокращение количества часов на ее изучение. Она уже не изучается в  9-х и, как правило, в  10-11-х классах. Не изучается черчение. Материальное обеспечение, как правило, отсутствует. Ликвидируются учебно-производственные комбинаты.

«Технология» не входит в перечень обязательных предметных областей при освоении уровня среднего общего образования, которые учитываются в процессе формирования учебных планов ОО, в т. ч. профилей обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся. Хотя в п. 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России № 413, написано, что «в учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например, „Астрономия“, „Искусство“, „Психология“, „Технология“, „Дизайн“, „История родного края“, „Экология моего края“), в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность».

Проблемы преподавания технологии неразрывно связаны с формированием кадрового потенциала РФ. Решение поставленной руководством страны задачи инновационного технологического развития и создания к 2020 г. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест невозможно без системной подготовки высококвалифицированных рабочих, инженерно-технических и научных кадров, начальным звеном которой является технологическое и естественнонаучное образование выпускников ОО.

Трудовая подготовка и изучение технологии в системе общего образования ориентируют выпускников ОО на выбор рабочих профессий, на обучение в системе среднего и высшего профессионально-технического образования. Кроме того, сформированные в процессе такой подготовки начальные технические и технологические умения и навыки сейчас, как никогда, необходимы молодым людям для освоения современной военной техники в период службы в рядах Вооруженных сил РФ, т. к. нехватка опытных инженерных кадров является в настоящее время одним из главных ограничителей развития российского оборонно-промышленного комплекса.

Предметная область «Технология» в примерной ООП основного общего образования

В примерной ООП основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от  08.04.2015 № 1/15), на изучение технологии выделяется в  5-7-х классах 2 ч, в  8-м классе — 1 ч (п. 3.1. Примерный учебный план основного общего образования). Гендерное деление класса на группы для изучения предмета не предполагается.

Цели программы «Технология»:

  • Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.
  • Формирование технологической культуры и  проектно-технологического мышления обучающихся.
  • Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. В соответствии с примерной ООП основного общего образования основную часть содержания программы «Технология» составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов.

Важнейшим образовательным результатом является полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности. Так, например, обучающийся 7-го класса осуществляет сборку электрических цепей по электрической схеме, проводит анализ неполадок электрической цепи в соответствии с поставленной задачей. Конструирует простые системы с обратной связью на основе технических конструкторов1. Изучаются разделы:

  • «Технологии в сфере быта».
  • «Экология жилья. Технологии содержания жилья».
  • «Взаимодействие со службами жилищно-коммунального хозяйства. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. Энергетическое обеспечение нашего дома».
  • «Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие».
  • «Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения».
  • «Отопление и тепловые потери».
  • «Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища».
  • «Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи».

Обучающийся 8-го класса должен получить и проанализировать опыт проектирования и изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/ технологического оборудования, приводить и анализировать разработку или реализацию прикладных проектов, предполагающих изготовление материального продукта. Учащийся 8-го класса составляет рацион питания, адекватный ситуации. Получает и анализирует опыт лабораторного исследования продуктов питания. Характеризует современную индустрию питания.

Предполагается знакомство с технологиями:

  • управленческими;
  • медицинскими;
  • информационными;
  • производства и обработки материалов;
  • машиностроения;
  • биотехнологиями;
  • нанотехнологиями;
  • производства продуктов питания;
  • сервиса;
  • транспортными;
  • строительства;
  • технологиями в области энергетики;
  • технологиями в области электроники;
  • социальными;
  • технологиями работы с общественным мнением;
  • социальными сетями как технологиями;
  • технологиями в сфере быта;
  • технологиями сельского хозяйства;
  • производственными технологиями;
  • промышленными технологиями;
  • с электроникой (фотоникой) и квантовыми компьютерами.

Одна из целей изучения технологии: формирование технологической культуры и  проектно-технологического мышления обучающихся. Проектная деятельность осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Образовательные экскурсии — во внеурочное время. В соответствии с примерной ООП основного общего образования изучение важного направления современной техники — робототехники — не включено в программы всех классов общего образования. Хотя во введении говорится: «…проводить и анализировать конструирование механизмов и простейших роботов». Программирование роботов не предполагается. Изучение робототехники проводится в ОО, которые имеют возможность приобрести конструкторы lego и обладают квалифицированными кадрами. Следует иметь в виду, что изучение робототехники — часть технологической подготовки обучающихся, которая включает ряд других разделов, в частности, технологии обработки материалов, электротехнику и автоматику и черчение.

Вариативность при составлении программ

Многолетний опыт говорит о необходимости вариативной технологической подготовки обучающихся в общеобразовательной организации. Различные программы «Технологии» должны быть в городской и сельской ОО, а в городской ОО возможно сохранение двух вариантов2:
1. Техника и технологии.
2. Технологии сервиса.

Целесообразно сохранить в программах технологии обработки конструкционных материалов (древесины и металла, ткани и пищевых продуктов). Эти технологии полезны в быту и в сфере общественного производства. Программа «Технология» для сельской школы должна включать изучение технологии сельского хозяйства: агротехнологии, зоотехнологии, практические работы по растениеводству осенью и весной (летом) и в сокращенном виде разделы программ по технологии в вариантах «Техника и технологии» и «Технологии сервиса». Цели программы «Технология» можно реализовать при планировании учебного материала для варианта «Техника и технологии», представленном в приложении 1, а для варианта «Технология сервиса» — в приложении 2.

Приложение 1

ПЛАНИРОВАНИЕ учебного материала для варианта «Техника и технологии»

КлассКол-во часов в неделюРаспределение учебного материала для изучения в четверти
IIIIIIIV
52Принципы технологической (преобразующей) деятельности человека. Потребности — цели производства — реализация. Технологии производства и обработки конструкционных материалов, информационно-коммуникационные технологииГрафика и черчение. Технологии обработки конструкционных материаловТехнологии обработки конструкционных материаловВыполнение проектов
6Машиноведение. Технологии машиностроенияТехнологии обработки конструкционных материаловКультура дома. Технологии в сфере быта. Элементы кулинарии. Технологии сервиса. Технологии производства продуктов питания
7Инженерное программирование и робототехникаТехнологии художественной обработки конструкционных материаловРемонтно-строительные работы. Строительные технологии. Домашняя экономика и основы предпринимательства
81Электротехника и автоматика. Технологии в сфере энергетикиТранспортные технологии. Биотехнологии. Технологии сельского хозяйства. Медицинские технологии. Управленческие и социальные технологииПрофпригодность и профориентация

Приложение 2

ПЛАНИРОВАНИЕ учебного материала для варианта «Технология сервиса»

КлассКол-во часов в неделюРаспределение учебного материала для изучения в четверти
IIIIIIIV
52Принципы технологической (преобразующей) деятельности человека. Потребности — цели — технологии — производство — реализация. Определение технологии. Информационно-коммуникационные технологии. Технологии производства и обработки ткани и пищевых продуктовГрафика и черчение. Технологии обработки ткани и пищевых продуктовТехнологии обработки ткани и пищевых продуктовВыполнение проектов
6Машиноведение. Технологии машиностроения. Технологии обработки ткани и пищевых продуктовТехнологии обработки ткани и пищевых продуктов. Технологии производства продуктов питанияТехнологии художественной обработки конструкционных материалов
7Инженерное программирование. РобототехникаТехнологии художественной обработки тканиКультура дома. Технологии в сфере быта. Технологии сервиса. Ремонтно-строительные работы. Домашняя экономика и основы предпринимательства
81Электротехника. Бытовые электроприборы. Технологии в сфере энергетикиБиотехнологии. Медицинские технологии. Технологии сельского хозяйства. НанотехнологииПрофпригодность и профориентация

1Подробнее см.: п. 1.2.5.15. Технология в примерной ООП основного общего образования. >>вернуться в текст
2Ранее подчеркивалось отсутствие гендерного деления класса на группы для проведения уроков технологии при реализации ООП основного общего образования. При делении класса на группы для изучения технологии, как правило, первое направление осваивают мальчики, второе — девочки. Подробнее о возможности деления класса на группы для изучения предмета — в рубрике «Электронная система „Образование“» («Заместитель директора спрашивает»). С. 98. — Примеч. ред. >>вернуться в текст