ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Апрель 2015года
Организуем педагогическую деятельность

Роль риторики в формировании метапредметной коммуникативной компетентности обучающихся

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предполагают изменение содержания образования, которое должно быть направлено на воспитание образованной, развитой, творческой личности со сложившейся системой ценностей, умением осваивать новые технологии, пониманием необходимости и готовностью постоянно, непрерывно развиваться. Задача современного учителя — помочь молодому человеку интегрироваться в социум, быть активным участником всех процессов, происходящих в обществе.

Усилия всех учителей-предметников, так или иначе, направлены на совершенствование коммуникативной компетентности обучающихся. В этом им может помочь риторизация образовательной деятельности. 

С.В. Меньшенина, канд. пед. наук, доц. каф. филологического образованияГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования»

Формирование коммуникативной компетентности

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования предполагают изменение содержания образования, которое должно быть направлено на воспитание образованной, развитой, творческой личности со сложившейся системой ценностей, умением осваивать новые технологии, пониманием необходимости и готовностью постоянно, непрерывно развиваться. Задача современного учителя — помочь молодому человеку интегрироваться в социум, быть активным участником всех процессов, происходящих в обществе. Все это означает переход от  информационно-трансляционной парадигмы преподавания к деятельностной, от  «знания-догмы» к  «знанию-мышлению», где важным становится не столько усвоение готовых знаний, сколько познавательное, общекультурное, личностное развитие обучающегося, формирование у него умения учиться. Именно поэтому ФГОС общего образования наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные образовательные результаты.

Современное информационное общество, демонстрирующее развитость всех форм и средств социальной коммуникации, предъявляет высокие требования к человеку как существу говорящему. Представитель любой профессии, будь он политик или педагог, журналист или юрист, врач или менеджер, должен уметь грамотно и эффективно общаться, т. е. обладать коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность предполагает знания основ культуры устной и письменной речи, владение различными видами речевой деятельности, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения. Она проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, выбирать адекватные стратегии коммуникации, а также в готовности к осмысленному корректированию собственного речевого поведения.

Фундаментальной наукой, призванной формировать и развивать речевые навыки, эффективную речь, является риторика. В прошлом она входила в число самых важных учебных дисциплин и была востребована в просвещенной среде. К сожалению, несмотря на то, что после многих лет забвения риторика была возрождена в России в конце 90-х гг. XX в., она не стала обязательным учебным предметом. Между тем именно риторика, основанная на классических и современных знаниях о речи, может совершенствовать реальное речевое мастерство человека.

В современной образовательной организации (далее — ОО) основная роль в формировании коммуникативной компетенции отводится предметам гуманитарного цикла. На уроках русского и иностранного языков, литературы учащиеся получают представления о языке и речи, жанрах устного и письменного высказывания, стиле и типах речи, ее композиции, различных речевых нормах и т. д. Но, несмотря на существование в программе учебного предмета «Русский язык» раздела «Развитие речи», именно коммуникативной направленности и культуре устной речи уделяется недостаточно внимания.

В системе общего образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения другим учебным предметам. Поэтому задача формирования коммуникативной компетентности стоит не только перед учителем-словесником. Однако педагоги, преподающие учебные предметы, не всегда уделяют внимание развитию коммуникативных навыков учащихся, т. к. не владеют методикой формирования и развития коммуникативной компетенции на своих предметах, в то время как достижение этого метапредметного образовательного результата необходимо на всех без исключения учебных занятиях.

Риторизация образовательной деятельности обучающихся

Система работы, направленная на развитие и совершенствование коммуникативной компетентности, которую могут реализовать все учителя-предметники, может быть связана с риторизацией образовательной деятельности обучающихся. Ее целью является развитие личности учащегося как субъекта риторической деятельности, направленной на формирование коммуникативно-речевой культуры и риторической грамотности. Достижение этой цели возможно путем введения курса «Риторика и культура речи» как отдельного учебного предмета в рамках урочной или внеурочной деятельности, факультатива и т. п., так и в форме модульного курса, содержание которого может встраиваться в тематику уроков по любому учебному предмету. Параллельно с преподаванием риторики учащимся необходимо организовать внутрикорпоративное повышение квалификации педагогов в форме коммуникативно-речевого практикума, существенно повышающего уровень речевой культуры и риторической грамотности педагогического коллектива.

Процесс риторизации, направленный на формирование коммуникативно-речевой и риторической культуры педагогов и учащихся, включает ряд составляющих:

1. Формирование риторической и  коммуникативно-речевой компетентности, т. е. сообщение учителям и учащимся определенных риторических знаний, сведений, помогающих овладевать риторическими умениями, а также знаний по культуре речи. Это, прежде всего:

  • использование законов и правил эффективного речевого общения, осознание его роли в жизни современного человека;
  • знание о факторах гармоничного и дисгармоничного речевого поведения и методах его совершенствования;
  • знание норм русского литературного языка;
  • сведения о речевом этикете;
  • сведения о речи, ее видах, формах, жанрах, стилевых разновидностях и качествах хорошей речи;
  • умение использовать методы работы над своей речью.

2. Формирование коммуникативно-речевой культуры, предполагающее совершенствование следующих коммуникативных умений:

  • анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию речевого поведения;
  • реализовать данную стратегию в общении с использованием различных речевых тактик;
  • гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения;
  • анализировать, контролировать и совершенствовать собственную коммуникативную практику в каждой конкретной речевой ситуации.

3. Формирование коммуникативно-речевой культуры, предполагающее развитие всех видов речевой деятельности — говорения, слушания, письма, чтения, а также умений и навыков, лежащих в их основе.

4. Развитие психических функций и способностей, связанных с речевым общением: коммуникабельности, эмпатии и др., и психических функций, связанных с речевой деятельностью: памяти, внимания, воображения, речевого мышления, анализа, синтеза, обобщения, фонематического слуха, чувства языка.

5. Формирование собственно речевых умений и навыков:

  • публичного выступления, ведения беседы, переговоров, диспута, спора;
  • построения высказывания в различной жанрово-стилевой форме;
  • построения речевого высказывания в соответствии с ортологическими (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими) и стилистическими нормами;
  • выбора коммуникативных ресурсов, которые обеспечат эффективность речевого воздействия.

6. Работа над коммуникативно-речевой культурой имеет богатые возможности для нравственного и эстетического воспитания личности, т. к. формирует ответственность за свое речевое поведение, поскольку «слово есть поступок» ( Л.Н. Толстой). Обучение риторике способствует формированию уважительного, вежливого отношения к людям, развитию доброжелательности, тактичности, деликатности.

Культура речи ставит своей целью владение нормами русского литературного языка во всех его аспектах. Риторика является культурологической дисциплиной, основная цель которой — не столько развитие у учащихся умений и навыков построения связных высказываний, сколько формирование культуры личности как общей, так и частной, коммуникативно- речевой.

В преподавании культуры речи целесообразно основываться на концепции, включающей в себя три аспекта: ортологический, коммуникативный, этический (Л.К. Граудина, Е.Н. Шмелев, Б.Н. Головин, Н.И. Формановская).

Таким образом, работа над повышением культуры речи не ограничивается только ортологическим аспектом. Не менее важным является внимание к коммуникативной стороне высказывания, что предполагает выработку умения отбирать из всего разнообразия речевых средств оптимальные для наиболее эффективного решения коммуникативной задачи. Преподавание риторики опирается на теоретические труды В.В. Виноградова, Ю.В. Рождественского, А.А. Волкова, В.И. Аннушкина и др. Риторическая педагогика основывается на классической риторике, обогащенной знаниями современных смежных наук (лингвопрагматики, теории коммуникации, психологии общения, теории аргументации и др.)

В организации работы педагогического коллектива можно использовать следующие формы: анкетирование, лекцию, практическое занятие, тренинг, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме риторизации образовательной деятельности обучающихся. Для анализа работы — круглый стол, научно-практическую конференцию, педагогический совет, научную лабораторию.

Деятельность учителей-предметников

Направления деятельности учителей-предметников, которые могут быть реализованы в рамках внедрения курса «Риторика и культура речи»1, представлены в таблице.

Деятельность учителей-предметников, направленная на реализацию курса «Риторика и культура речи»

Направление деятельностиСодержание деятельностиМесяц
Презентация курса «Риторика и культура речи»Обсуждение основных положений концепции экспериментальной деятельности, согласование календарно-тематического плана экспериментальной деятельности. Определение сроков начала курсов непрерывного риторического образованияСентябрь
Диагностика уровня развития коммуникативной компетенции обучающихся и педагоговПодготовка диагностических материалов. Выработка критериев оценки работ и проведение констатирующего среза. Обработка диагностических материалов
Лекция «Состояние современного русского языка и речевая культура педагога»Ознакомление с материалами лекции, выполнение практикума по культуре речиОктябрь
Лекция «Основы речевой грамотности учителя (ортологический, коммуникативный, этический, риторический аспекты)»Работа с понятиями:
• норма, ее изменчивость;
• типология норм;
• критерии кодификации норм.
Участие в ортологическом тренинге «Орфоэпическая норма: основные трудности и ошибки»
Лекция «Норма грамматическая, лексическая, синтаксическая: основные трудности и ошибки»Ознакомление с материалами лекции. Участие в  теоретико-практическом занятии по подготовке наглядных материалов для учащихся по культуре речи
Лекция «Риторическая грамотность учителя как необходимое требование к его профессиональной подготовке»Изучение требований к поведению оратора. Участие в практическом занятии «Работа над имиджем педагога». Подготовка наглядного материала для учащихся по итогам занятия. Консультации
Тренинг «Произнесение речи-презентации»Анализ основных аспектов речи-презентации. Подготовка речи-презентацииНоябрь
Тренинг «Требования к технике речи учителя. Основные параметры техники речи»Подготовка наглядного материала для учащихся по итогам занятия «Основные параметры техники речи»
Теоретико-практическое занятие «Целевые установки речи. Жанры информирования: правила построения и представления»Составление, представление, анализ и самоанализ информационной речи разных жанров: лекции, консультации, сообщения, совета, рекомендации и т. д. Подготовка наглядного материала для учащихся по итогам занятия
Речевой практикум «Составление и представление информационных речей разных жанров»Подготовка наглядного материала для учащихся по итогам занятия
Теоретико-практическое занятие «Речь убеждающая, логическое выстраивание речи. Правила аргументации»Работа над логографом речи*: составление и выявление его в речиДекабрь
Лекция «Композиция речи»«Правило рамки», композиционные части и фрагменты, пропорции, роль композиционных разводок** в речи. Подготовка наглядного материала для учащихся по итогам занятия. Консультации
Теоретико-практическое занятие «Речь эпидейктическая: принципы и правила построения и представления»Подготовка наглядного материала для учащихся по итогам занятия. Консультации
Тренинг «Работа с разными аудиториями. Формирование и поддержание интереса к речи, приемы управления вниманием обучающихся»Роль речевого этикета в педагогическом общении. Прогнозируемые и непрогнозируемые речевые ситуации на уроке. Консультации
Педагогический консилиум «Коммуникативно-речевая ситуация на уроке»Обсуждение проблем анализа коммуникативно-речевой ситуации на уроке. Выработка критериев оценки коммуникативно-речевой ситуации на урокеЯнварь
Риторический анализ урока: критерии оценкиВзаимопосещение и анализ уроков. Консультации
Семинар «Использование электронных образовательных ресурсов как форма повышения риторического эффекта урока»Индивидуальное консультирование по подбору и использованию электронных образовательных ресурсов для риторизации образовательного процесса
Подготовка и проведение промежуточного контроля (проверка письменной речи)Февраль
Круглый стол «Основные проблемы и трудности в процессе работы над повышением культуры речи учащихся и риторизации образовательного процесса»Анализ результатов промежуточного контроля
Семинар «Импровизационное выступление»Анализ импровизационных способностей человека и путей их развития. Взаимопосещение и анализ уроков. Консультации
Педагогический консилиум «Критерии оценки устной формы деятельности учащихся»Обсуждение проблем оценивания устной формы деятельности учащихся на уроке. Выработка критериев оцениванияМарт
Проведение риторического конкурса «Гордое слово»Подготовка материалов для проведения риторического конкурса в  ОО «Гордое слово», посвященного празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Проведение отбора учащихся для участия в риторическом конкурсе. Консультации. Подведение итогов и анализ мероприятия
Подготовка открытых мероприятий с демонстрацией риторических приемов и методовПроведение открытых уроковАпрель
Диагностика учащихсяПосещение уроков, наблюдение за учащимися (владение устной речью, письменными речевыми жанрами)
Письменные речевые жанры: поздравительная открытка, открытое письмоКонкурс на лучшую эпидейктическую речь: поздравление ветерану в рамках системы мероприятий ОО, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войнеМай
Педагогический совет по итогам экспериментальной работыАнализ итогов внедрения курса «Риторика и культура речи». Планирование работы на следующий учебный год
* Логограф — это универсальная схема убеждающей речи, включающая тезис (основное положение, которое доказывается или опровергается оратором) и систему аргументов, доказательств в его поддержку.
** Композиционные разводки — это слова, помогающие выстроить текст как единое целое, логичное, связное (могут быть выражены глаголами и отглагольными формами: начнем, продолжая, завершая; вводными словами: во-первых, во-вторых, следовательно, итак; счетными словами: первое, второе…).

Коммуникативно-речевой практикум для педагогов

Одной из форм работы педагогов по реализации курса «Риторика и культура речи» является внутрикорпоративное повышение квалификации. Приведем пример реализации коммуникативно-речевого практикума для педагогов. Цель деятельности учителя на занятиях коммуникативно-речевого практикума заключается в проектировании методики интеграции содержания учебного предмета, который он преподает, и культуры речи. Подобная интеграция позволяет усилить коммуникативную направленность обучения, значительно повысить эффективность работы с текстом на любом учебном занятии, развивать речь учащихся, а значит, и мышление, что способствует более успешному освоению предмета.

ПРИМЕР

Учитель географии в ходе урока обращает внимание на орфоэпическую норму — произношение и ударение в словах (гейзер, интеграция, генезис, газопровод, декада, пантеон, квартал, дендрарий, компас и т. д.) и добивается правильного произношения подобных слов учениками. Также он обращает внимание учащихся на лексические нормы — различие в употреблении слов-паронимов «производственный» и «производительный» (слов, которые похожи друг на друга по звучанию, но различны по значению). Учитель, работая над точным значением слова, определяет каждое из них: «производственный» — прилагательное, образованное от существительного «производство». Его употребляют, например, в выражении «производственные отношения» — отношения, возникающие в процессе производства. «Производительный» — дающий определенные результаты, продуктивный (например, производительный труд). Особое значение имеет выражение «производительные силы» — средства производства и люди, приводящие их в движение.
В качестве одного из домашних заданий учителем географии ставится одна задача — пользуясь лингвистическим словарем, указать род географических названий, вызывающих трудности при употреблении:
прекрасн…Сан-Франциско;
спокойн…Миссисипи;
бурн…По;
живописн…Капри;
сер… кенгуру;
ловк… шимпанзе;
забавн… пони т. п.
Или другая задача — составить сочетания, соединив данные существительные со словами в скобках:
журнал, путевка (туристский, туристический);
лес, птица (болотный, болотистый);
страна, говор (разноязычный, разноязыкий);
режим, технология, география (экономный, экономический, экономичный).

Такие формы работы обостряют внимание учащихся к слову, правильности его произношения и употребления, к его точному значению, что помогает глубже понять суть основных терминов.

ПРИМЕР

На уроке истории учителем ставится риторическая задача — во время развернутого ответа на вопрос следовать всем требованиям публичного выступления:
• соблюдать правила информационного высказывания, трехчастной композиции речи;
• использовать средства диалогизации во время ответа;
• применять приемы управления вниманием слушателей;
• следить за техникой речи и т. д.
Содержание и форма ответа учащегося становится предметом оценивания учителем и одноклассниками. Учащиеся пользуются памяткой, включающей в себя критерии грамотного публичного монолога.

Эффективное речевое общение учащихся на учебных занятиях

Если «Риторика и культура речи» преподается как учебный предмет, а не как модульный курс, то педагогам необходимо проектировать образовательную деятельность обучающихся таким образом, чтобы продолжать эффективное речевое общение на каждом учебном занятии в рамках преподавания любого предмета. Такая организация образовательной деятельности обучающихся будет являться логичным продолжением обучения в рамках курса «Риторика и культура речи».

Изучая курс «Риторика и культура речи», учащиеся получают знания:

  • о принципах, законах эффективного речевого общения, его роли в жизни современного человека;
  • правилах построения речи с разными целевыми установками (информирование, убеждение, воодушевление);
  • факторах гармоничного и дисгармоничного речевого поведения;
  • нормах русского литературного языка;
  • речевом этикете;
  • качествах хорошей речи;
  • методах и способах работы над своей речью.

Методика работы над коммуникативными умениями, помимо сообщения теоретических сведений, предполагает активные формы взаимодействия с учениками в процессе обучения. С этой целью в продолжение теоретических бесед рекомендуем проводить тренинги и практикумы, позволяющие анализировать речевую ситуацию, гибко менять речевое поведение участника коммуникации в зависимости от изменения ситуации общения, получать советы и рекомендации педагога с целью совершенствования речевого поведения. В каждом учебном кабинете целесообразно оформить уголок информационной поддержки со сменными блоками:

  • «Говорим правильно»;
  • «Трудности произношения»;
  • «Отработай скороговорку»;
  • «Секреты ораторского мастерства»;
  • «Правила цивилизованной полемики»;
  • «Выдающиеся ораторы прошлого» и др.

На  уроках-диспутах при изучении любого учебного предмета учащиеся отстаивают свои позиции, отрабатывают правила полемики: умения четко и ясно формулировать свою точку зрения по поставленной проблеме, приводить убедительные аргументы в пользу своего мнения, строить логическую цепь рассуждений и др. Причем важно делать акцент на соблюдении норм корректной полемики: умении слушать и слышать, уважать в споре мнение противника и его доказательства, т. е. уделять внимание этике речевого поведения, что является чрезвычайно актуальным в процессе общения.

Учебные занятия необходимо дополнять внеклассными мероприятиями (клубами, конкурсами и т. д.). Например, учителя-предметники могут провести беседы о речевой культуре, этике общения, риторике:

  • «Почему мы так говорим?»;
  • «Почему нужно уметь выступать публично?»;
  • «Как повысить культуру речи?»;
  • «Твой помощник — словарь»;
  • «Умеем ли мы общаться?»;
  • «Ты и Вы в речевом этикете»;
  • «Молодежный сленг: да или нет?» и др.

Одной из эффективных форм работы с учащимися является проведение марафона на звание лучшего знатока русской речи, в ходе которого можно оформить интерактивный стенд «Как это по-русски?». Цель подобных мероприятий — формирование мотивации к повышению речевой культуры и риторической грамотности учащихся.

Конкурс ораторского мастерства «Гордое слово»

Для обучающихся 9-11-х классов педагоги организуют конкурсы ораторского мастерства. Например, конкурс ораторского мастерства «Гордое слово» может быть посвящен празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Цель такого конкурса — духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся, которая достигается соблюдением главного требования к содержанию речи на конкурсе: в основе выступлений должны быть реальные истории, письма, документы, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. Задачами конкурса являются:

  • повышение общего уровня владения русским литературным языком, орфоэпической, грамматической, лексической и стилистической нормами;
  • популяризация умений и навыков ораторского мастерства (составление и представление риторически грамотного текста, установление контакта с аудиторией, убедительность во время представления речи, воздействие на слушателей с помощью продуманной аргументации, владение техникой речи и этикой общения во время произнесения публичного выступления и т. д.);
  • демонстрация образцов современной риторической деятельности с учетом требований ее максимальной эффективности.

Актуальность конкурса определяется тем, что в последние годы речевая культура молодежи характеризуется утратой качеств нормативности, очевидна тенденция к жаргонизации и вульгаризации русского языка. В этих условиях очень важно представить молодежи примеры грамотной, выразительной, эффективной русской речи. Конкурс устных публичных выступлений проводится в один тур. Содержание аргументирующей речи (тип речи — рассуждение) должно быть изложено публично. Выступление конкурсанта не может превышать 5 мин. Речи участников конкурса оценивает специально созданное компетентное жюри по заявленным критериям оценки конкурсных речей.

Критерии оценки:

  • соответствие выбранной теме;
  • грамотная структура речи;
  • сила убеждения, способность воздействовать на аудиторию всем имеющимся в наличии арсеналом риторических средств;
  • язык, стиль;
  • грамматическая и фонетическая правильность речи;
  • речевое поведение;
  • оригинальность исполнения.

Учителю при подготовке к конкурсу ораторского мастерства необходимо еще раз обратить внимание учащихся на особенности публичного монолога:

1. Публичный монолог включает в себя работу с разного рода источниками, к которым относятся документы, справочная литература (словари, энциклопедии, статистические сборники и т. д.), научная, научно-популярная, художественная, историческая литература, материалы средств массовой информации, собственные наблюдения.

2. Необходимо умело располагать собранный материал, т. е. грамотно проектировать композицию устного публичного выступления. Речь идет не просто о последовательном расположении основных частей текста, отобранных фактов, примеров и иллюстраций. Как известно, композиция (от лат. compositio) означает «составление, расположение», однако применительно к риторическому тексту (композиции речи) необходимо учитывать ее динамический аспект — требование привлечь внимание аудитории, сформировать интерес к будущей теме выступления, а далее с помощью приемов управления вниманием аудитории удерживать его на протяжении всего времени общения оратора и слушателей. Очень важно располагать материал таким образом, чтобы он работал на основную идею речи, отвечал замыслу выступающего, обеспечивал эмоциональное воздействие на аудиторию.

3. Словесное оформление публичного выступления требует грамотности, точности, выразительности, образности, богатства речи. Оратору важно заботиться о собственном стиле говорения — умении представлять речь оригинально, нестандартно, самостоятельно, используя яркие сравнения, эпитеты, метафоры и другие средства, что делает речь наиболее выразительной, привлекательной для слушателей. Важно при этом использовать приемы диалогизации как способа поддержания вербального контакта. Без диалога устный публичный монолог не может существовать, т. к. воздействие речи возможно только при условии тесной связи оратора и аудитории.

4. Выступление оратора предполагает устную форму представления речи, значит, нужно разграничивать устные и письменные средства выражения. В устной форме оратору следует избегать излишней «закниженности», не увлекаться конструкциями типично письменной речи.

Конкурс на лучшую эпидейктическую речь — поздравление ветерану

Одним из жанров выступления на конкурсе «Гордое слово» или отдельным конкурсным мероприятием (конкурс на лучшую эпидейктическую речь) может быть подготовка эпидейктической речи — поздравления ветерану. Предметом эпидейктической речи могут быть знаменательные исторические даты или события, достойные прославления, люди, память о которых должны хранить потомки, яркие общественные события. Именно поэтому конкурс на лучшую эпидейктическую речь может быть приурочен к празднованию Победы в Великой Отечественной войне.

Содержание эпидейктической речи связано с настоящим моментом, но при этом предполагает обсуждение и оценку предмета речи в будущем с целью его утверждения. Ориентируя обучающихся на подготовку эпидейктической речи, следует напомнить им основные правила: оратору нужно учитывать «фактор адресата», т. е. хвалить то, что больше всего ценится данной аудиторией; оратор должен использовать сравнение, если это возможно. Например, человек, которому посвящена речь, его поступки сравниваются с деяниями известных исторических личностей. Если это достаточно трудно сделать, то поступки человека, к которому обращена эпидейктическая речь, сравниваются с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят.

В процессе формирования метапредметной коммуникативной компетентности обучающихся современный педагог должен стать не просто транслятором знаний, а наставником обучающегося, сотрудником в образовательной деятельности, в которой полностью меняется модель общения учителя и ученика: от  субъект-объектной, где ученик — объект воздействия, воспитания — к  субъект-субъектной, где ученик — активный участник образовательного процесса. Обучение коммуникативным навыкам при такой модели общения является наиболее успешным. Условиями эффективного воспитания развитой коммуникативной личности являются: высокая речевая культура педагога, опора на речеведческие дисциплины, а также развитие коммуникативной компетенции на всех без исключения предметах образовательного цикла.

Именно сформированность у ученика ключевых компетенций, в частности коммуникативных навыков, обеспечит ему гибкость и адаптивность, поможет стать активным участником всех процессов, происходящих в социуме.


1Экспериментальная работа проводилась сотрудниками кафедры филологического образования ГАОУ ВПО г. Москвы «Московский институт открытого образования» на базе ГБОУ СОШ № 541 г. Москвы. >>вернуться в текст
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.