ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июнь 2015года
Формируем профессиональные компетенции

Проектирование индивидуального образовательного маршрута на уроке

Автор статьи раскрывает понятие «дифференцированное обучение». В технологии уровневой дифференциации существует несколько вариантов организации деятельности учащихся на уроке. Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута – одно из инновационных педагогических средств дифференциации образовательного процесса.

В статье рассмотрены этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории, модель урока по этой технологии, а также приведена технологическая карта мастер-класса «Успешным будет каждый» (в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации).

Т.С. Патрикова, канд. техн. наук, доц. каф. технологий управления развитием образовательного учреждения и профессионального образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», г. Тула

Дифференцированное обучение

Основой федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования является личностно ориентированная парадигма образования, в связи с этим педагоги все чаще задумываются о том, с помощью каких педагогических технологий можно создать в образовательной организации (далее — ОО) личностно ориентированную образовательную среду. Одним из главных аспектов такой образовательной среды является создание оптимальных организационно-педагогических условий для выявления и развития индивидуально-психологических познавательных способностей каждого ученика. До недавнего времени считалось, что решение этой задачи возможно при условии наличия в ОО квалифицированной психологической службы и реализации системы дифференцированного обучения. Но после утверждения приказа Минтруда России от  18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» (далее — Профстандарт педагога), в котором вполне четко определено, что учитель должен обладать достаточно широким спектром знаний в области психологии, а также инклюзивных практик обучения и сопровождения обучающихся, встала проблема внедрения новых технологий обучения, позволяющих реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Так на смену технологии уровневой дифференциации, которая уже никак не может считаться инновационной, т. к. известна в педагогической науке достаточно длительное время, приходит технология проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуализация обучения — это организация образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их способностей к обучению.

Дифференциация обучения — это обучение, в котором учитываются особенности типологических групп учащихся, но не предполагается учет особенностей каждого ученика.

Дифференцированноеобучение — это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых ( Г.К. Селевко). Дифференциация образовательного процесса включает:

  • изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся;
  • определение критериев деления учащихся на группы;
  • умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;
  • умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
  • перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленное на руководство учебным процессом;
  • умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства образовательным процессом более рациональными.

Таким образом, в логике технологии уровневой дифференциации в каждом классе можно выделить три группы (три уровня) обучающихся для организации дифференцированного обучения:

  • 1-й уровень ( 1-я группа) с низким уровнем обучаемости — это обучающиеся, которые слабо понимают суть предмета и не проявляют интереса и активности на теоретических и практических занятиях;
  • 2-й уровень ( 2-я группа) со средним уровнем обучаемости — учащиеся, которые иногда вызываются участвовать в обсуждении учебных ситуаций, в поиске ответов на проблемные вопросы;
  • 3-й уровень ( 3-я группа) с высоким уровнем обучаемости — обучающиеся, обладающие сильной мотивацией к обучению.

Еще один вариант дифференциации при организации деятельности учащихся на уроке может быть осуществлен в зависимости от содержания тех заданий, которые учитель предлагает своим ученикам:

  • фронтальная дифференциация — все выполняют общее задание, а педагог дифференцированно обучает разноуровневые группы;
  • групповая дифференциация — каждая группа выполняет часть общего задания;
  • внутригрупповая дифференциация — в каждой группе обучающиеся разделяются по  индивидуально-психологическим особенностям или по уровню подготовки;
  • персональная дифференциация — обучающиеся выполняют индивидуальные задания с помощью педагога, самостоятельно с его консультациями и без его помощи.

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута на уроке

Одним из инновационных педагогических средств дифференциации образовательного процесса в ОО на современном этапе развития педагогической науки и практики становится технология проектирования индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ).

Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно ориентированного образования. Чаще всего индивидуальная образовательная траектория понимается как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Из такого определения следует, что путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но в большей степени личностным потенциалом обучающегося, т. е. его задатками и способностями. Под индивидуальной образовательной траекторией мы будем понимать персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика как совокупности организационно-деятельностных, коммуникативных, познавательных, творческих и иных способностей личности ( А.В. Хуторской и  Т.И. Шамова). Проектируя индивидуальную образовательную траекторию, педагог включает обучающихся как активных субъектов обучения и воспитания в создаваемые им ситуации смыслопоисковой деятельности, актуализации и проблематизации ими собственного опыта, целеполагания, коммуникации и совместной деятельности, ценностно-смыслового отношения, креативной, рефлексивной деятельности, а также в реальные проблемные жизненные ситуации.

Если говорить о современных подходах к пониманию технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута, то при определении траектории выбору может подлежать:

  • уровень освоения основной образовательной программы (далее — ООП);
  • предметное поле, включающее как многообразие рабочих (авторских) программ предметов, так и выбор программ дополнительного образования;
  • методы и формы обучения, формы самостоятельной работы обучающихся;
  • формы контроля результатов обучения;
  • темп обучения;
  • количество и содержание профессиональных проб, предлагаемых в рамках обучения (участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.);
  • информационные ресурсы, отражающие содержание ООП;
  • тематика исследовательских и проектных работ и др.

Этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории

Таким образом, можно выделить следующие этапы проектирования индивидуальной образовательной траектории:
1. Выбор педагогом методики диагностического сопровождения обучающегося.
2. Создание педагогом смыслопоисковой ситуации и постановка через нее индивидуально значимых и социально признанных целей.
3. Самостоятельное конструирование содержания образования.
4. Выбор персональных для каждого обучающегося форм и методов обучения.
5. Рефлексия, оценка и коррекция образовательной деятельности и ее результатов.

По сути своей все эти этапы могут быть реализованы в рамках одного урока. Таким образом, от проектирования ИОМ на весь период обучения мы приходим к педагогической технологии, которую вполне успешно можем реализовать на  каком-то одном уроке (или в ходе цикла уроков). Структура такого урока представлена в табл. 1.

Таблица 1

Модель урока по технологии проектирования ИОМ

Этап урокаСодержание этапа
ДиагностикаРаспределение учеников на дифференцированные группы с помощью различных методик диагностики познавательного интереса, готовности к уроку или эмоционального состояния
Создание смыслопоисковой ситуацииСоздание педагогом смыслопоисковой ситуации и постановка через нее индивидуально значимых и социально значимых целей
Проработка содержанияСамостоятельное конструирование содержания образования, решение дифференцированных заданий, предоставление обучающимся права выбора уровня сложности задания
Эмоциональная разрядка и коррекция деятельностиРефлексия эмоционального состояния обучающихся на уроке с помощью интеграции здоровьесберегающих технологий и активных методов оценки деятельности на уроке (например, посредством технологии формирующего оценивания)
Рефлексия и оценка результатов деятельности на урокеКомплексная рефлексия образовательного события, включающая в себя рефлексию содержания учебного материала и рефлексию деятельности каждого обучающегося на уроке

Последние два этапа можно совместить или поменять местами, в зависимости от тех педагогических приемов, которые будут использованы при проведении рефлексии и оценки деятельности обучающихся.

Мастер-класс «Успешным будет каждый»

Чтобы учителя лучше поняли суть технологии ИОМ, для них можно подготовить и провести (в рамках внутрикорпоративного повышения квалификации) мастер-класс «Успешным будет каждый (технология построения индивидуального образовательного маршрута)» (табл. 2).

Таблица 2

Технологическая карта мастер-класса «Успешным будет каждый (технология построения индивидуального образовательного маршрута)»

Тема«Успешным будет каждый (технология построения индивидуального образовательного маршрута)»
Тип учебного занятияЗакрепление и повторение ранее изученного*
Технология построения занятия с педагогамиАктивные методы обучения
Материально-техническое оснащение: интерактивная доска, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал
Цели:
1. Предметные:
• проанализировать алгоритм технологии проектирования ИОМ;
• познакомиться с приемами и методами активизации образовательного процесса на учебном занятии, базирующимися на основе интерактивной модели обучения;
• развить умение проектировать урок (учебное занятие) в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
• приобрести практический опыт в проектировании дидактического материала для урока, построенного в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
2. Метапредметные:
• развить коммуникативную компетентность (стимулирование навыков коммуникации в группе, обмен опытом, взаимообучение);
• стимулировать проявление инициативности;
• развить творческий потенциал.
3. Личностные:
• развить познавательный интерес к проблеме проектирования современного урока в соответствии с технологией ИОМ;
• стимулировать мотивацию к использованию на уроках современных педагогических технологий, активных методов и приемов проведения занятий
Основные понятия: ФГОС, ИОМ, технология, методика, универсальные учебные действия (далее — УУД), интерактивное учебное занятие, мультимедийный урок, рефлексия, качество образования, дифференциация образовательного процесса
Формы работы: фронтальная, работа в мобильных мини-группах, индивидуальная
Ход мастер-класса
ЭтапВремя (мин)Методы и приемыСодержание деятельности
Вхождение0,5ВидеороликФрагмент мультфильма «38 попугаев»
Диагностика1«Кто ты будешь такой?»Участникам предлагается разделиться на команды, осуществив выбор посредством отождествления себя со Слоненком, Удавом или Попугаем
Создание смыслопоисковой ситуации5«Сколько будет в попугаях?»Участники мастер-класса сидят в три ряда, в каждом из которых по три человека.
Тогда получается такая схема:

В схеме использованы следующие обозначения:
У — умник; У — умник; Д — докладчик, а вместе — три попугая.
Ведущий предлагает участникам ответить на вопросы.
Вопросы
Удав № 1: чем методика отличается от технологии?
Удав № 2: чем интерактивный урок отличается от мультимедийного?
Удав № 3: чем УУД отличаются от знаний, умений, навыков?
Проработка содержания7« Слона-то я и не заметил!»Ведущий предлагает поработать с карточками. Задание имеет три уровня сложности. На одних карточках (приложение 1) практически все поля рисунка заполнены, и нужно выполнить простое задание — проставить номера шагов технологии проектирования ИОМ, разместить в порядке значимости эффекты технологии ИОМ (результаты, качество, дифференциация).
Также ведущий обращает внимание, что хобот на этих карточках изображен из нескольких звеньев.
На карточках средней сложности нет заполненных полей, но рядом с рисунком есть наводящие вопросы:
• главным эффектом применения в образовательном процессе технологии проектирования ИОМ являются (выберите для себя главное):
- качество образования;
- дифференциация образовательного процесса;
- достижение образовательных результатов;
• формируем УУД через… с опорой на… ;
• шаг 1… шаг 2… шаг 3… и т. д.
На самых сложных карточках изображен рисунок, а рядом с ним перечислены понятия: ИОМ, УУД, дифференциация, качество, результаты, шаг 1, шаг 2, шаг 3, шаг 4, шаг 5, опыт, деятельность.
Необходимо, чтобы тот, кто работает с такой карточкой, сам, без подсказок, выстроил логическую цепочку и разместил все понятия на рисунке. Подсказка участникам: как вы думаете, во сколько раз у слона хобот длиннее хвоста?
Рефлексия1,5«Слон внутри удава»Каждому участнику выдается карточка (приложение 2) с изображением слона внутри удава (иллюстрация к книге А. де  Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Тело удава (обозначено на схеме цифрой 1): самым главным сегодня было…
Хвост слона (обозначен на схеме цифрой 2): осталось непонятым…; попробую сам разобраться (можно вычеркнуть то, что считаете лишним). Голова слона (обозначена на схеме цифрой 3): понял, что…; попробую применить (если применять не планируете, просто вычеркните последнее словосочетание).
Хобот слона (обозначен на схеме цифрой 4): показалось любопытным, что (как)…
Эмоциональная разрядка1«…и зеленый попугай»Ведущий предлагает участникам обратить внимание на тех представителей фауны, которые были названы на  мастер-классе. Далее он проводит юмористическую минутку:
1. Слон (на слайде презентации изображение слоненка из мультфильма «38 попугаев») — по щелчку мыши открывается подпись под рисунком «Интеллект/Эрудиция».
2. Удав — «Житейская мудрость / Опыт».
3. Попугай — «Креативность/Творчество».
Ведущий: «Вы спросите, где же Мартышка? А вот Мартышка — это наши дети, их непосредственность и непредсказуемость, которая подталкивает нас вперед и учит никогда не сдаваться»
* Теоретические основы технологии целесообразно рассмотреть на методическом семинаре.

Т.И. Шамова и  А.В. Хуторской полагают, что выявление, реализация и развитие способностей происходят в процессе образовательного движения обучающихся по индивидуальным траекториям, если предоставлены возможности:

  • для определения индивидуального смысла учения;
  • постановки цели в изучении конкретной темы и раздела;
  • выбора оптимальных форм и темпов обучения, способов учения;
  • рефлексивного осознания полученных результатов, осуществления оценки и коррекции деятельности.

От себя добавим, что технология проектирования ИОМ на уроке позволяет создать в классе климат высоких ожиданий, когда учитель точно знает и открыто демонстрирует своим ученикам, что каждый из них может достичь высоких результатов, значимых для всего коллектива или малой группы.

Приложение 1

КАРТОЧКА № 1 для организации деятельности участников мастер-класса на этапе «Проработка содержания»

КАРТОЧКА № 2 для организации деятельности участников мастер-класса на этапе «Проработка содержания»

КАРТОЧКА № 3 для организации деятельности участников мастер-класса на этапе «Проработка содержания»

Приложение 2

КАРТОЧКА для организации деятельности участников мастер-класса на этапе «Рефлексия»