ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июнь 2015года
Актуальная тема

Развитие географической культуры обучающихся

Важной функцией географии как учебного предмета является формирование идентичности человека, которая включает в себя систему представлений о мультикультурном окружающем мире с точки зрения единства человечества и разнообразия стран и населяющих их народов.
География – это один из основных учебных предметов, реализующих метапредметное содержание. Без знаний, которые получает учащийся в процессе изучения географии, невозможно качественное освоение иных учебных дисциплин: истории, литературы, физики, биологии.
О комплексе мер, способствующих развитию географической культуры обучающихся, нам рассказал Александр Александрович Лобжанидзе, зав. каф. экономической и социальной географии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», канд. геогр. наук, д-р пед. наук, проф., президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России, зам. председателя Комиссии по географическому и экологическому образованию ВОО «Русское географическое общество».

Александр Александрович, в последнее время внедряются или планируются к разработке концепции преподавания различных предметов. Предполагается ли подготовка подобного документа, регламентирующего развитие географии?

Да, подобный документ планируется разработать. Это будет концепция не только развития учебного предмета «География» или развития географического образования, но и формирования географической культуры на разных уровнях общего образования, профессионального образования, системы дополнительного образования.

Понятие «географическая культура» включает в себя культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, региональную культуру труда и тесно связана с характером окружающей среды, историко-географической обстановкой, национальными традициями. Географическая культура — не только определенные знания, освоенные учащимися на разных уровнях получения образования, но и поддержка различных направлений географического образования в России. Например, развитию картографии способствуют такие проекты, как создание «Национального атласа России» или атласа « Военно-исторические маршруты России», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Еще одним примером может быть создание для учащихся общеобразовательных организаций или студентов вузов геоинформационных систем, позволяющих проектировать свои собственные карты, создавать туристические маршруты для изучения родной страны и развития внутреннего туризма, а также различные телевизионные проекты о странах и континентах.

Комиссия Русского географического общества по географическому и экологическому образованию инициировала проект создания нового учебника «География России» и в настоящее время работает в тесном взаимодействии с Ассоциацией «Российское историческое общество», члены которой уже разработали «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». На сайте Русского географического общества можно было до 31 мая 2015 г. оставить свои предложения по содержанию и структуре курса «География России» для формирования концепции нового учебно-методического комплекса по географии для 8-9-х классов общеобразовательных организаций.

Следующим этапом станет создание Концепции географического образования, которая акцентирует статус географии как самостоятельной учебной дисциплины, содержание которой не включается в естественнонаучную или в  общественно-научную образовательную область.

Какие проблемы в преподавании учебного предмета «География» существуют в настоящее время?

Первая проблема, связанная с преподаванием географии, — это уменьшение количества часов учебного плана. Вторая проблема связана с предметным содержанием географии.

В дореволюционной системе образования география изучалась очень подробно. Учащиеся получали знания о ландшафтах России и других стран, населении. Преподавались целые курсы, связанные с изучением отдельных материков. В советской школе сложилась следующая структура: курс географии начинался в  6-м классе, на него отводилось 2 ч в неделю. Этот начальный курс был достаточно сложным и  практико-ориентированным по содержанию, закладывал основные понятия физической географии (карта, климат, рельеф, природная зональность и т. п.). Он выполнял самую главную роль для дальнейшего достижения высоких образовательных результатов — формировал устойчивый интерес к географии как к учебному предмету. В  6-м классе учащиеся имели достаточно неплохие знания по природоведению (естествознанию) и некоторые знания по математике, которые необходимо применять на уроках географии (знания координат, масштаба и др.).

Федеральный базисный учебный план 2004 г.1 предполагал изучение географии с  6-го класса: 6-й класс — 1 ч, 7-9-е классы — 2 ч в неделю. До федерального базисного учебного плана 2004 г. география была представлена 3 ч в неделю. Ее изучение начиналось в  7-м классе с освоения «Курса физической географии материков и океанов». Семиклассники имели возможность закрепить все свои знания об оболочках Земли, полученные в  6-м классе. Каждый материк изучался по определенному плану, начиная от географического положения, где можно было более подробно поработать с системой координат, и продолжая изучением рельефа, климата, природной зональности каждого материка, аквальных комплексов Земли. Такая подача материала давала возможность учащемуся постоянно совершенствовать систему физико-географических знаний.

В настоящее время Примерная основная образовательная программа основного общего образования, прошедшая процедуру общественного обсуждения и одобренная федеральным учебно-методическим объединением2 по общему образованию, предлагает начинать курс географии в  5-м классе. На него отведен 1 час, в  6-м классе тоже 1 ч. При минимальном количестве часов учителю географии, преподающему в  5-6-х классах, приходится заниматься не только географией, но также пропедевтикой математики (при определении масштаба, координат) и физики (для объяснения вращения Земли необходимы знания физических законов хотя бы на начальном уровне).

В  7-х классах география изучается 2 ч в неделю (как и до введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования), но изменилось содержание учебного курса — изучается «Курс физической географии и страноведение». С точки зрения содержания учебного материала, которое было отведено на физическую географию, — это потеря, т. к. не уделено достаточного внимания природным аспектам материков (то, что ранее изучалось в  6-м классе, теперь закрепляется в  7-м классе, но на меньшем объеме учебного материала).

В  8-9-х классах сохранились 2 ч в неделю. Необходимо отметить, что в  7-9-х классах отведено достаточное количество часов при современных технологиях преподавания предмета. Но курс поменялся содержательно: ранее отдельно изучалась физическая география России, а потом экономическая и социальная география (население, хозяйство, география отдельных экономических регионов). В настоящее время это комплексный курс, предусматривающий сквозное изучение разделов «Природа» и «Хозяйство» в их взаимодействии. При этом исчезло понимание природных районов, потому что превалируют социально-экономические районы. Если ранее изучали русскую равнину как отдельный физико-географический объект, то сегодня русская равнина рассматривается как составляющая экономико-географического положения Европейского центра, частично Европейского юга или Уральского и Поволжского экономических районов.

Также изменился еще один аспект преподавания географии (третья проблема) — из учебного плана изъят региональный компонент, который был тесно связан с изучением географии родного края и патриотическим воспитанием. Указанное направление может быть изучено за счет часов из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. В ряде регионов (Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан, Алтайский край) написаны целые курсы для учащихся по географии родного края, созданы мультимедийные диски, подготовлены атласы. Сложилась целая школа изучения национальной географии, интегрированная с историей и национальным языком. Поэтому необходимо предотвратить потерю этого компонента географического образования.

Что касается уровня среднего общего образования, то количество часов, отведенное на преподавание географии, оставалось неизменным: 10-й класс — 2 ч. В дальнейшем целесообразно сохранить такое распределение учебной нагрузки, не разбивая изучение географии на  10-й и  11-й классы по 1 ч в неделю, т. к. необходимо учитывать интересы выпускников, подготовку к государственной итоговой аттестации и выбор профильных предметов, который не связан с географией.

Четвертая проблема, которая также может быть обозначена, заключается в высокой степени интеграции географических знаний в разные предметы. В вопросах социального развития география взаимодействует с историей и обществознанием; в вопросах состояния окружающей среды — с экологией; экономического развития — с экономикой. Поэтому существует следующая точка зрения: поскольку в учебном плане есть история, обществознание, экономика, экология, то можно преподавать ряд аспектов содержания географии именно на этих уроках. На самом деле география рассматривает триаду: природа, общество и человек, в то время как экономика, история и обществознание рассматривают взаимодействие человека и общества, а экология — взаимодействие человека и природы.

Пятая проблема связана с падением престижа географии как учебного предмета. Ряд вузов убрал его из списка обязательных предметов, результаты которых должны быть предоставлены выпускником общеобразовательной организации в приемную комиссию при поступлении в вуз. Поэтому единый государственный экзамен по географии сдают примерно 3% выпускников. Практика преподавания географии на разных уровнях получения образования показывает, что такое отношение к предмету является большим упущением. В частности, на  1-й курс географического факультета педагогического вуза сдавать географию не надо, требуется экзамен по обществознанию. Географию не сдают в вузах, готовящих специалистов в области международной журналистики, туристического бизнеса, в экономических вузах. В результате наше общество может получить выпускников, которые не знают основ географии. Это хорошо понимают специалисты в области геологии, специалисты Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Поэтому в профильных вузах, деятельность выпускников которых связана с географией, студентам читается отдельный курс по этому предмету (например, в ФГОБУ ВПО «Московский государственный институт международный отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» подобный курс включает изучение политической карты, международно-экономических отношений и др.).

Александр Александрович, какой может быть система мероприятий, направленная на популяризацию географии?

Говоря о всероссийских мероприятиях, следует отметить, что осенью 2015 г. по решению Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» мы планируем провести тотальный географический диктант. Это будет своеобразным призывом Русского географического общества популяризировать географию.

Еще одним направлением на федеральном уровне является увеличение количества проектов обучающихся, связанных с исследовательской деятельностью в области географии. В течение трех лет Русским географическим обществом реализовывался проект «Школьные экспедиции», в рамках которого учащиеся образовательных организаций изучали исторические, природные и культурные памятники. Организаторами проекта также являются Межрегиональная ассоциация учителей географии России и фонд поддержки образования «Ноосфера». Всего в проекте участвовало около 100 образовательных организаций, более 1000 учащихся и 100 учителей.

Каждый год выбирается определенная тема проектов. 2012 г. был посвящен памятникам наследия ЮНЕСКО в России. Для исследования учащимся были предложены те памятники, которые уже включены в список культурного наследия ЮНЕСКО, а также те памятники, которые еще не вошли в перечень и предлагались Правительством РФ как кандидаты для включения в этот список (например, Ленские (Якутские) столбы на реке Лене).

Участники проекта посетили, к примеру, архитектурно-исторический комплекс Булгар. Это комплекс памятников архитектуры XIII–XIV вв. на территории Булгарского городища (архитектурный комплекс «Булгары», Республика Татарстан).

Были в Свияжске ( остров-село в Зеленодольском р-не Республики Татарстан), на Васюганских болотах, являющихся одними из самых больших болот в мире, расположенных в Западной Сибири, в междуречье Оби и Иртыша.

Посетили Ферапонтов и  Кирилло-Белозерский монастыри в Вологодской области, Астраханский кремль, построенный в XVI в. по приказу Ивана Грозного. Исследовали пещеру Шульган-Таш (природоохранный, научно-исследовательский и  эколого-просветительский комплекс, главная достопримечательность которого — наскальные рисунки первобытного человека эпохи палеолита), девственные леса Коми (один из крупнейших оставшихся в Европе массивов первичных бореальных лесов), Золотые горы Алтая (Алтайский заповедник, Катунский заповедник, плоскогорье Укок) и др.

Участники экспедиции как независимые эксперты проводили общественную экспертизу объектов и должны были подтвердить, что они действительно достойны внесения в список объектов всемирного культурного наследия.

2013 г. был международным Годом воды. Поэтому школьные экспедиции были связаны с исследованием водных ресурсов России. Проект назывался «Живые родники России». Учащиеся исследовали реки, ручьи, болота различных регионов, проводили акции, направленные на сохранение экологии водных ресурсов (экономия воды, рациональное природопользование и т. п.).

В 2014 г. реализован проект «Культура малых народов России». В настоящее время начинается очень интересный проект «Литературные места России» по составлению карты литературных мест России, которая будет включать не только широко известные литературные места, но и другие 20 объектов, где сходились пути различных писателей и культурных деятелей. Карта позволит проследить изменение ландшафта, развитие населенных пунктов, языка (например, диалекта) и т. д. Это комплексная, метапредметная экспедиция, участвуя в которой учащиеся лучше понимают, как можно использовать географические знания и каким образом они влияют на восприятие окружающего мира.

Совместно с образовательными организациями г. Москвы и Московской ассоциацией учителей географии был реализован проект регионального уровня «Уроки городов России», в рамках которого учащиеся путешествовали по различным городам (Вологда, Великий Устюг и др.) и знакомились с особенностями географического положения, культурой, ремеслами, производствами (региональными или муниципальными).

Как еще можно заинтересовать предметом «География»? Каким образом организовать работу с учащимися, уже проявившими интерес к географии?

Заинтересовать учащихся предметом помогает такая традиционная форма работы, как предметная неделя. Грамотная организация экспедиционной, проектной деятельности может способствовать мотивации к изучению предмета. Выявить момент, когда познавательный интерес обучающегося перерастает в нечто более существенное, помогает участие в олимпиадах разного уровня и демонстрация своих предметных достижений. Можно участвовать в разных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Также можно участвовать и в других олимпиадах. Среди 63 победителей и призеров всероссийского этапа этого года есть победители олимпиады для школьников «Ломоносов» по географии, олимпиады географического факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Очень интересную многопредметную олимпиаду «Юные таланты» проводит ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет». Она интересна и содержанием заданий, и конкурсом знатоков, который организуется на этапе ее завершения.

Если ребенок не может участвовать в олимпиаде, то можно предложить систему конкурсов разной степени сложности: от конкурса по оценке учебника до конкурса фоторабот. Можно принять участие в экспедиции или в работе клуба (экологического, геологического и др.).

То есть в географию можно прийти по-разному: и как романтику, любящему путешествия, и как человеку с большим научным багажом.

Расскажите, пожалуйста, чем должен руководствоваться учитель, выбирая учебно-методический комплекс по географии?

Статья 18 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» посвящена печатным и электронным образовательным и информационным ресурсам. Так, в частности, библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

Поэтому выбор учебно-методического комплекса — это выбор образовательной среды. Учитель географии обязательно должен обращать внимание на составляющие учебно-методического комплекса. Есть в наличии электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажер для самостоятельной работы учащихся и достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к уровню подготовки выпускников, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, иллюстрированный атлас, электронное картографическое пособие, контурные карты, рабочая программа и поурочное тематическое планирование?

Необходимо обращать внимание на дизайн страниц учебника, современные подходы к размещению информации, связь и взаимное расположение составных частей текста (основных и дополнительных, входящих в структуру текста содержательных и художественных элементов). Сегодня печатные учебные издания стремятся к эффекту интерактивности виртуальной среды для повышения интереса обучающихся к предметному материалу. Такой эффект достигается созданием определенной динамики внутри издания, чередованием объемов и типов информации, способствующих ускорению или замедлению темпа чтения. Все это, безусловно, делает учебник интересным для учащихся.

Также необходимо обратить внимание на то, что есть сайты издательств, где каждый учитель может бесплатно скачать электронное приложение к учебнику3. Электронная составляющая учебно-методического комплекса значительно облегчает подготовку к уроку, т. к. содержит дополнительные иллюстрации, 3D-модели, атласы, графики, интерактивные модели, мультимедиаресурсы, тренировочные упражнения — иногда около 1400 ресурсов, которые можно использовать на интерактивной доске.

Какие подходы к организации образовательной деятельности обучающихся способствуют формированию географической культуры?

Понимание ценности окружающего мира через разнообразие культур наиболее целесообразно развивать в контексте культурологического подхода к образовательной деятельности. Примером формирования познавательного интереса к разнообразию культур является работа с памятниками ЮНЕСКО, о которой мы уже говорили.

В ГОУ СОШ № 1306 г. Москвы, где я работаю учителем географии, есть программа для учащихся 1-10-х классов, которая мотивирует интерес учащихся к памятникам ЮНЕСКО. Начинается подобное знакомство с памятников, расположенных в России, культуры своего народа. В СОШ № 1306 учатся представители около 30 национальностей. Поэтому мы предлагаем детям рассказать о своей культуре одноклассникам. Учащиеся начальной школы совсем недавно участвовали в проекте «Хлеб в культуре народов мира». Дети приносили хлеб, приготовленный по национальным рецептам, и угощали других школьников, рассказывали, как он делается, в чем заключается особенность технологии приготовления и т. д. Это дает возможность ребенку проявить себя представителем культуры определенного народа, стать проводником культурного наследия. Другим детям восприятие иной культуры прививается как равнозначное своей родной культуре, что является очень важным моментом воспитания и социализации, который влияет на формирование картины мира с самого детства.

В  6-м классе учащиеся знакомятся подробно с культурой народов России. В  7-м — с культурой народов разных стран и материков ( т. к. изучается география материков). Изучение культуры разных народов проводится в рамках внеурочной деятельности (1 ч из части, формируемой участниками образовательных отношений). В  8-м классе есть отдельный курс «Мировое наследие в руках молодежи» (на основе программы, разработанной ЮНЕСКО). Он посвящен деятельности и проектам, осуществляемым ЮНЕСКО (идентичность, туризм, природная среда). Все курсы реализованы с учетом внедрения проектной деятельности (разработки туристических маршрутов, составлением планов развития охраняемых территорий и др.). Итогом работы становятся конференции ЮНЕСКО, проводимые для других образовательных организаций, и День ЮНЕСКО.

В  9-10-х классах курс продолжается изучением мирового культурного наследия в его эволюции: от древних культур до современного состояния, в т. ч. от древних этнокультурных районов расселения человека до современных Европы, Азии, Америки. Этот проект комплексный, метапредметный, интегрирующий знания истории, географии, мировой художественной культуры, литературы и т. п.

Беседовала Юлия Медведева, шеф-редактор объединенной редакции «Образование»


1Приказ Минобрнауки России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». >>вернуться в текст
2Приказ Минобрнауки России от  25.03.2015 № 277 «О федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию». >>вернуться в текст
3Подробнее см.: Учебно-методический комплекс «География. Планета Земля. 5–6 классы», в состав которого входит учебник А. А. Лобжанидзе «География. Планета Земля. 5–6 классы» (порядковый №  1.2.2.4.7.1 в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от  31.03.2014 № 253). >>вернуться в текст